28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
До ликвидации СССР Россия преимущественно взаимодействовала экономически с другими союзными республиками, а также с государствами - членами СЭВ и развивающимися странами социалистической ориентации. Удельный вес взаимной торговли между республиками достигал 60%, в межреспубликанский товарооборот было вовлечено около 1/4 ВВП СССР.
Россия играла ведущую роль в поставках экспортной и потреблении импортной продукции. По имеющимся оценкам, в конце 1980-х гг. ее доля в суммарном советском экспорте составляла 78%, а в суммарном импорте -68%. Удельный вес межреспубликанских поставок в общем объеме российского вывоза достигал 60-68%, а в общем объеме ввоза - 51-55%.
Начало реформ в России совпало с распадом единого советского экономического пространства, упразднением союзного командно-административного механизма управления внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией СЭВ. Кардинальное изменение геополитических и геоэкономических реалий в мире в 1990-х гг. повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию.
В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной из главных причин их свертывания в постсоветском пространстве.
Другими основными обстоятельствами, повлекшими снижение товарооборота России с бывшими партнерами по Союзу (исключая Белоруссию и Украину), следует считать: существенные различия в уровнях экономического развития России в сравнении с другими советскими республиками; индустриальный прогресс России в составе СССР, превышавший уровень соседей, что в условиях рынка серьезно ограничивает возможности последних в товарообмене готовой продукцией. Незавершенность в большинстве постсоветских стран институциональной инфраструктуры рыночного механизма - серьезный тормоз на пути налаживания многостороннего сотрудничества в рамках Содружества.
Все без исключения постсоветские государства стали переориентировать хозяйственные связи на западные страны и взяли курс на снижение степени зависимости от России. В свою очередь, и Россия отказалась от преимущественной ориентации на связи, характерные для бывшего союзного пространства. С начала реформы она стала также прагматически исходить из критерия эффективности своей внешнеэкономической деятельности, устремив взоры на другие регионы. Доминирование сырьевой и топливно-энергетической составляющих в структуре экспорта России облегчило свертывание торгово-экономических связей в рамках СНГ, поскольку она могла легче компенсировать эту переориентацию развитием связей со странами дальнего зарубежья, нуждающимися в основных статьях ее экспорта. В то же время удельный вес стран Содружества во внешнеторговом обороте России в течение 1990-х гг. значительно понизился, составив 20,4% в 2002 г. (в 2000 г. - 18,6%, в 2001 г. - 18,2%).
Переориентация внешнеэкономических связей России происходила в русле радикальной и широкомасштабной либерализации внешнеэкономической деятельности, внедряющейся в нашей стране с начала 1990-х гг. В ходе реформы степень либерализации национальной экономики в целом и ее важной составляющей - внешнеэкономической сферы, в частности, оказалась существенно выше в России, чем в других постсоветских странах. В России происходило ускоренное свертывание экономических функций государства в этой сфере и усиление свободы частных предприятий, которые руководствуются в налаживании торговых контактов прибыльностью сделок. А поскольку большинство предприятий в России частные, экономическая привлекательность постсоветского пространства для них резко упала.
Геостратегические интересы страны и проблемы национальной экономической безопасности в понимании частного предпринимателя обычно занимают второстепенное место. Поэтому забота о подобных категориях, например, в промышленно развитых странах полностью находится в компетенции государства. В США правительство не только оказывает всемерную поддержку «своим» компаниям и фирмам за рубежом, но и воздействует на географическую направленность их деятельности в соответствии с доктриной национальной безопасности. В России такого подхода к регулированию деятельности ее внешнеэкономических операторов не наблюдается. В результате из-за порой неоправданного свертывания торгово-экономических связей России со странами ближнего зарубежья страдают ее геостратегические интересы в этом жизненно важном регионе.
Несмотря на свертывание экономического сотрудничества между постсоветскими странами, Россия остается по-прежнему для них центром притяжения как более сильный и экономически развитый партнер. В свою очередь, и российская сторона в целом заинтересована сохранить жизненно необходимые кооперационные связи с другими соседями по СНГ, в том числе в машиностроении и оборонных отраслях, а также в обмене сырьевыми ресурсами и потребительскими товарами. Российское руководство во главе с В. Путиным предложило странам Содружества развивать стратегическое партнерство на основе учета непосредственно национальных интересов каждого участника такого сотрудничества.
Согласно новому подходу к развитию взаимоотношений в постсоветском пространстве Россия вправе ожидать адекватного понимания ее национальных интересов со стороны партнеров по СНГ. Из-за неурегулированности торгово-экономических отношений России со своими ближними партнерами их долг России превышает 8 млрд долл. и имеет тенденцию к росту. Несмотря на то, что внешнеторговый оборот России со странами Содружества сокращался, положительное сальдо ее торгового баланса с ними росло и, например, в 2002 г. оно превысило 5 млрд долл. Вследствие стойкой неплатежеспособности большинства стран СНГ положительное сальдо обычно переходило в «висячий» долг. В эпоху Б. Ельцина проблема долгов, как правило, решалась на встречах в верхах «без галстуков», во время которых россияне наблюдали (а потом уже на себе ощущали) полный расцвет политики российского альтруизма.
Интеграция не может быть улицей с односторонним движением. Чтобы интеграционный механизм начал эффективно действовать, все государства СНГ должны неукоснительно выполнять принятые на себя обязательства в торгово-экономической сфере, следовать принципам, принятым во взаимоотношениях стран с рыночной экономикой.
Хотя страны Содружества официально объявлены приоритетными партнерами России, в действительности они не являются таковыми. Часть ответственности за эту ситуацию лежит и на России, которая в течение 1990-х гг.
фактически самоустранилась от развития экономических связей со странами СНГ и проявляла неприкрытое равнодушие к интеграции постсоветского пространства.
Период откровенно вялой экономической политики России в отношении ближнего зарубежья объясняется рядом субъективных причин. Во-первых, вследствие частых перетрясок российских правительств в течение 1990-х гг., когда внимание Москвы в основном концентрировалось на внутренних политических проблемах, странам Содружества приходилось пребывать в ожидании, когда наконец до них дойдет очередь.
Во-вторых, в самих странах СНГ на словах признавалась ключевая роль России в постсоветской истории, а на деле эта роль в столицах новоиспеченных стран всячески игнорировалась. Некоторые из них до сих пор проводят далеко не всегда дружественную политику по отношению к России, касается ли это маршрутов прокладки трубопроводов или ограничения сферы применения русского языка.
В-третьих, в течение 1990-х гг. в Москве опасались обвинений в проведении «имперской политики», которая приписывалась России. Эти обвинения подбрасываются время от времени с Запада. В столицах некоторых новых государств подобные стереотипы постоянно муссируются и используются в качестве механизма политического давления на Москву.
В результате в Содружестве наблюдается парадоксальная ситуация: с одной стороны, страны СНГ остро нуждаются в экономическом потенциале России, а с другой - национальные правящие элиты нередко нагнетают страсти, постоянно говоря о каком-то стремлении «старшего брата» управлять ими. К чести белорусского руководства, в Минске уже давно разобрались в отношениях с Москвой и согласились строить с ней Союзное государство на принципах экономической выгоды и геополитической целесообразности.
До настоящего времени роль России в СНГ недооценивалась, а часто даже искусственно принижалась. Роль России определяется значимостью ее потенциала, если оценивать его на основе геополитических и геоэкономических критериев. Достаточно отметить, что доля России в совокупном ВВП стран СНГ составляет 72,8%, в то время как доля Украины - 9,4, Казахстана - 5,3, Узбекистана - 3,9, Белоруссии - 3,5, других государств - менее 6%'.
Объективно для всех постсоветских стран выгодно, что имеется богатая ресурсами Россия, способная подставить плечо всем желающим участвовать в интеграции. Россия и делала это в течение 1990-х гг., пока шло формирование суверенных государств на территории бывшего СССР. При этом к началу XXI в. Россия сама стала испытывать серьезные проблемы, связанные с рыночной трансформацией своей экономики. Россия вряд ли в состоянии играть роль покладистого кредитора и донора. По оценкам российских специалистов, страна заканчивает «проедать» советское наследство. Сейчас Россия не может проявлять альтруизм на государственном уровне. Многолетняя дискуссия о создании ЗСТ в рамках СНГ показала, что участие России в ней не бесспорно. Как уже отмечалось, Россия имеет самый большой внешнеторговый оборот в рамках СНГ, и ее вхождение в ЗСТ без всяких изъятий может принести большой ущерб российскому бюджету (по имеющимся оценкам, до 3 млрд долл., в том числе при торговле с Украиной -0,8-2,0 млрд долл. ежегодно).
1 Содружество Независимых Государств 1991-2000. Стат. ежегодник. М., 2001. С. 7.
В случае включения российских энергоносителей - конкурентоспособных на мировых рынках - в группу беспошлинной торговли в рамках ЗСТ Россия рискует вообще не получать за них налоги и копить дальше долги стран СНГ на своих счетах. Естественно, российская сторона исходя из критерия экономической эффективности пытается ограничивать экспорт стратегических товаров в ближнее зарубежье, о чем можно судить по статистическим данным за 2000-2003 гг.1
В сложившейся ситуации законодательная и исполнительная власть России вынуждена корректировать свои предложения в области экономических взаимоотношений со странами Содружества. В программе российского правительства, подготовленной Центром стратегических разработок, довольно откровенно объясняется, что «рынок СНГ вряд ли будет играть существенную роль для развития российского экспорта». Нынешняя позиция российского руководства предполагает поддержку создания ЗСТ с упором на развитие сотрудничества на двусторонней основе.
Кроме того, для введения эффективных инструментов защиты экономических интересов государства Россия предлагает странам Содружества проводить у себя максимальную либерализацию внешней торговли на основе использования европейского опыта.
Со стороны России фактически навязывается «стратегическим партнерам» по СНГ согласие на переход к жесткому типу рыночных взаимоотношений, такому, какой, к примеру, у новой России уже сформировался к настоящему времени с Польшей, Венгрией, Чехией и странами Балтии. В нынешней трудной ситуации* в которой находится экономика постсоветских стран, вряд ли предложения Москвы найдут положительный отклик в их столицах. Выступая за равные и жесткие подходы, Россия лишает себя лояльного геополитического окружения, а «унифицированная» экономическая политика, для проведения которой еще не созрели необходимые предпосылки, будет подталкивать нынешних - не всегда хороших и не всегда верных союзников России (Киев, Кишинев и ряд др.) - в стан жестких, прагматичных и давящих на Кремль «стратегических партнеров» из Североатлантического альянса. Подобная политика не будет способствовать созданию политических и экономических условий для формирования нового экономического устройства в рамках Содружества и первой его ступени - полномасштабной ЗСТ.
С таким подходом российского руководства не хочет соглашаться и Белоруссия. Об этом явственно свидетельствует затянувшаяся пауза в реализации положений Союзного договора после его подписания в Кремле 8 декабря 1999 г.
1 Статистический бюллетень. 2003. № 16. Август. С. 119. 2 Гринберг Р. Почему нет СЭВа и чему учит его опыт // Российский экономический журнал. 1999. № 4. С. 77-83.
в одностороннем порядке, о выходе из системы расчетов в переводных рублях привело к развалу интеграционной группировки в рамках СЭВ, не оставив никакого преемника.
Потеряв в одночасье восточноевропейское экономическое пространство, Россия как правопреемница бывшей державы растеряла большую часть наработанных хозяйственных связей. В итоге она лишилась прямых и косвенных выгод от экономических связей с бывшими союзниками. Место России заняли без промедления другие державы. Российские аналитики, исследующие опыт СЭВ, справедливо предостерегают руководство страны от повторения ошибок в сегодняшних поисках приемлемой для России модели экономического взаимодействия в рамках СНГ1.
Державы Запада уже подключили всю свою экономическую мощь, чтобы ускорить уход России из постсоветского пространства. В эпоху глобализирующейся мировой экономики это будет означать окончательную потерю Россией жизненно важного геополитического и геоэкономического пространства, о котором в течение веков пеклись многие поколения наших предков, когда они «строили державу».
Россия в последнем столетии была локомотивом для среднеазиатских республик. Ценой больших усилий она способствовала развитию их экономики и культуры. Так, по оценкам российского исследовательского фонда «Реформа», только в течение советского периода Россия ежегодно безвозмездно передавала на развитие советских республик материально-вещественные и интеллектуальные ресурсы, эквивалентные 50 млрд долл.2 В каком состоянии могли бы быть сейчас Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Туркменистан -бывшие ханства и эмираты, находившиеся в стороне от мировых торговых путей и цивилизации, - явственно показывает пример Афганистана и ряда других стран этого региона.
России целесообразно развивать торгово-экономическое сотрудничество с этим регионом не только для получения прямой и косвенной экономической выгоды от прежнего развития хозяйственных связей со среднеазиатскими республиками, но и для того, чтобы помочь им поставить заслон на пути наркобизнеса и исламского фундаментализма, создающих реальные угрозы национальной безопасности всех государств Содружества.
Следует согласиться с точкой зрения некоторых скептиков, которые утверждают, что в настоящее время экономическая интеграция постсоветского пространства весьма затруднена из-за прежде всего недостаточной общей заинтересованности стран СНГ. Однако, по мнению подавляющего числа экспертов, несмотря на нынешнее состояние Содружества, объединительная идея в рамках СНГ полностью себя не исчерпала. Следует согласиться с мнением исследователей Института международных экономических и политических исследований РАН, что неудачу терпит не идея Содружества как такового, а господствовавшие в течение 1990-х гг. подходы к организации экономического взаимодействия между странами-участницами, которые делали ставку в основном на интеграцию государственных институтов и организаций.
1 Гринберг Р. Почему нет СЭВа и чему учит его опыт // Российский экономический журнал 1999. № 4. С. 77-83. 2 Независимая газета. НГ-сценарии. 2000. 14 июня.
Ныне действующие тенденции развития мирохозяйственных связей, характерные для эпохи глобализации и регионализации мировой экономики, вынудят в ближайшей перспективе новое поколение правящих национальных элит вплотную заняться созданием эффективной интеграционной группировки в постсоветском пространстве.
Опыт так называемой межгосударственной интеграции в рамках СНГ отчетливо показал, что поколение руководителей, участвовавших в ликвидации СССР и осуществивших развод бывших советских республик мирным путем (это единственная их заслуга), оказалось неспособно направить новые страны по эффективному пути преобразований. Об этом явственно свидетельствуют те колоссальные по масштабам тяготы, которые до сих пор несут на своих плечах почти 300 млн граждан бывшей державы как плату за неэффективные модели, с помощью которых стремятся трансформировать пока еще не очень жизнеспособные осколки этой державы в новые общества и государства.
Более успешный и менее болезненный для населения переход к рыночной экономике отмечается в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы. Например, в Польше ВВП страны уже превысил дореформенный уровень 1989 г. на 30% 1
Предпосылки экономического объединения стран СНГ в конце концов будут реализованы, поскольку в условиях современного производства требуется создание такого единого экономического пространства, в котором достигается более успешное развитие и повышение национальной конкурентности. В формирующихся единых экономических пространствах, как правило, координируется экономическая политика государств - участников интеграции (структурная, денежно-кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экологическая и т.д.), устраняются внутренние и таможенные барьеры на пути внешнеэкономических связей. В рамках интеграционного объединения обычно устанавливается благоприятный преференциальный режим для хозяйствующих субъектов входящих в него стран. Экономические партнеры остального мира в этом случае пользуются на территории такого объединения режимом наибольшего благоприятствования без предоставления каких-либо преференций.
Вовлеченность постсоветских стран в мирохозяйственные связи и усиление их зависимости от мировых экономических центров делает их все более уязвимыми в случаях возникновения кризисных ситуаций на отдельных мировых товарных и финансовых рынках. Показательным примером негативных последствий такой взаимозависимости можно считать валютно-финансовый кризис, возникший в 1997 г. в Юго-Восточной Азии. Кризис перекинулся в страны Восточной Азии, докатился до Бразилии, а затем в 1998 г. усугубил кризис в России и других государствах СНГ. Его воздействие еще долго будет сказываться на переходных экономиках. Финансовый кризис 1998 г. показал незащищенность национальных хозяйств России и других постсоветских стран от негативных проявлений глобализации мировой экономики.
1 Кирьян П. Польша идет ва-банк // Эксперт. 2001. 21 янв. С. 48.
Россия и Белоруссия могли бы при создании Союзного государства разработать эффективную систему защиты национально-хозяйственных интересов от воздействия деструктивных процессов в международных хозяйственных связях. Позднее эта система защиты могла бы стать базой для выработки форм совместной координации антикризисных мероприятий непосредственно в СНГ. В рамках Содружества следует интенсивнее распространять опыт сотрудничества между регионами и областями по примеру России и Белоруссии. Такому примеру уже последовали приграничные с Россией регионы Казахстана и Украины, чтобы Россия и другие страны Содружества стали способными адекватно и своевременно отвечать на вызовы современной глобализации1.
ВЫВОДЫ
В решающей степени судьба постсоветской интеграции зависит от позиции России. Успешное выполнение интегрирующей функции в Содружестве требует от нее не следовать слепо постулатам неолиберализма, проповедующего якобы равные для всех возможности в глобализирующейся мировой экономике, а наконец, стать настоящим лидером, соответствуя своему экономическому потенциалу, в формировании субрегионального сотрудничества. Россия обязана прекратить самоустраняться и взять на себя роль локомотива региональной интеграции. При этом критерием оказания российской донорской помощи более слабым партнерам должно быть получение российской стороной желаемых экономических и геополитических результатов с позиций укрепления экономической безопасности.
Императивы хозяйственного взаимодействия в регионе СНГ никем не оспариваются, а воссоздание единого постсоветского экономического пространства экономически выгодно и стратегически целесообразно.
Сама логика событий, случившихся на территории бывшей державы, должна была бы заставить лидеров новых государств приступить к восстановлению разорванного экономического пространства на новой институциональной основе. Это отвечало бы как особым национально-государственным интересам, так и общим целям всех постсоветских государств, включая Россию.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие внешнеэкономические факторы способствовали ослаблению экономической безопасности России после развала СССР?
Почему страдает экономическая безопасность новой России от дезинтеграции постсоветского экономического пространства?
Что такое экономическая интеграция?
Каковы состояние и перспективы экономической интеграции в постсоветском пространстве?
Каковы основные черты и принципы стратегического партнерства, предлагаемого новой Россией в торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ?
Рекомендуемая литература
Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.
Вашанов В.А. Россия - СНГ: экономические отношения. М.: Алво, 2000.
Годин Ю.Ф. Дилемма России в постсоветском пространстве. Проблема национальной безопасности РФ в контексте экономической регионализации // Независимая газета. Содружество НГ. 2001. 31 января.
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: III тысячелетие, 2001.
Экономические стратегии стран СНГ и Россия / Под ред. А.Н. Барковского. М.: Российский университет дружбы народов, 2003.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.