Глава 26
ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ
Вызовы и угрозы нового века, создание новой международной финансовой архитектуры ставят Россию перед фактом формирования концептуального ответа на существенные изменения как в материальной сфере деятельности человека, так и в сфере таких тонких инструментов, как финансовая политика. Такой ответ требует разработки долгосрочной национальной финансовой стратегии, которая бы, будучи частью экономической стратегии, вместе с тем содержала бы совокупность специфических, выверенных мировой практикой инструментов активного финансового воздействия на субъекты хозяйствования для вовлечения в рыночный оборот новых источников роста экономики, снижения ее уязвимости от неблагоприятных внешних условий развития.
В национальной финансовой стратегии можно выделить следующие положения:
1 Проблемы развития. 2002. № 1. С. 64.
Она - один из важных инструментов реализации долгосрочных национальных интересов России, обеспечения ее независимости и безопасности. Главный национальный интерес России - достижение устойчивого роста, конкурентоспособности, значимости экономического потенциала в мировой экономике и на этой основе повышения благосостояния граждан.Она должна отвечать критериям социальной эффективности. Это, с одной стороны, инновационная развитость и сбалансированность финансовой системы, ее способность к выживанию в условиях дестабилизации мировых финансов и изменения ценовой конъюнктуры. С другой стороны, результативность национальной финансовой стратегии - это общий успех всей экономической политики, рост ВВП и благосостояния граждан. Только такая национальная финансовая стратегия эффективна, которая опирается на хорошо отлаженную финансовую систему и способствует экономическому росту.
Национальная финансовая стратегия предполагает решение одной из самых трудных задач - формирование совокупного финансового потенциала российской экономики, включая консолидированный бюджет, финансы местного самоуправления, внебюджетные фонды, финансы корпоративного сектора и домашних хозяйств. В широком понимании финансов в совокупный финансовый потенциал входят и банковские ресурсы. Каждый сегмент финансов сохраняет самостоятельность и свои функции, но весь совокупный потенциал служит основой реализации национальных интересов страны, о которых сказано выше. Национальная финансовая стратегия - это не только стратегия государственных финансов, но и стратегия корпоративного сектора, а также отдельных регионов и финансовых институтов, не входящих в бюджетную систему страны. Чем больше будет новаторских финансовых стратегий развития отечественных корпораций, которые нашли свою нишу в мировых ТНК, «представляющих собой мировую мастерскую, формирующуюся в виде сети и работающую по единым стандартам в едином информационном пространстве»1, тем крепче будет совокупный финансовый потенциал России.
Формирование долгосрочной национальной финансовой стратегии предполагает комплексное управление совокупным долгом России, включая ее внутренний и внешний государственный долг, долги субъектов Федерации и корпораций. Только в этом случае обеспечиваются возможность проведения нашей страной самостоятельной экономической политики и устойчивость финансовой системы страны. Самое сложное при создании системы управления совокупным долгом - обоснование сроков и источников возврата долгов. При сокращении одного из видов долга (например, государственного внешнего долга России) должен отслеживаться абсолютный и относительный уровень совокупного долга, поскольку сокращение одного вида долга может сопровождаться (как, например, в настоящее время) увеличением корпоративного долга, что формирует национальную угрозу дестабилизации финансовых рынков и всей финансовой системы страны.
Национальная финансовая стратегия должна гармонизировать ввоз и вывоз капитала. Односторонняя перекачка российского капитала в мировые финансовые центры истощает инвестиционные ресурсы страны. Финансовые потоки должны быть симметричны: отток и бегство капитала должны уравновешиваться его притоком в страну. Нужны международные финансовые стандарты, которые бы регулировали эти процессы с учетом стабильности финансового положения каждой из стран и в целом мировой финансовой системы.
Национальная финансовая стратегия предполагает использование отлаженной системы инструментов и институтов рыночной экономики. В бюджетной политике нужно сделать упор на разработку основных среднесрочных индикаторов и долгосрочных прогнозов бюджета, на расширение источников роста доходов государства с использованием стимулирующих функций налогов, а также механизмов извлечения в пользу всего общества природной ренты. Нужно отказаться от практики механического балансирования доходов и расходов бюджета путем все большего сжатия функций государства, постоянного пересмотра и сокращения ранее принятых на себя социальных обязательств. Балансирование бюджета должно в большей мере опираться на анализ экономики отраслей и корпораций, с тем чтобы усилить воздействие бюджета на формирование перспективных источников роста государственных доходов. Для оценки совокупного финансового потенциала российской экономики целесообразно разработать индикативную систему финансового потенциала отраслей экономики и крупных корпораций. Необходимо бюджет национального поражения, коим он являлся в 1990-х гг., превратить в инструмент активной финансовой политики, поддержки инноваций, расширения экспорта наукоемкой продукции.
В формировании национальной финансовой стратегии исключительная роль принадлежит денежно-кредитной политике. Сегодня она преследует цель выживания одного ЦБ РФ, в недостаточной степени ориентирована на повышение эффективности всей банковской системы и отдаленно связана с задачами экономического роста. Устойчивый экономический подъем с достаточно высокими темпами роста ВВП невозможен без того, чтобы банковская система генерировала денежные потоки и целенаправленно увеличивала кредитно-инвес-тиционный потенциал российской экономики. Нужна политика активизации спроса и предложения денег. Напуганный мощным финансовым кризисом 1998 г. ЦБ РФ боится увеличения рублевой денежной массы даже в тех случаях, когда его валютные резервы достигли более 90 млрд долл. и многократно превышают пределы, предусмотренные Маастрихтскими соглашениями для стран ЕС (объем резервов, соответствующий 3-месячному импорту). Это косвенное признание несовершенства банковской системы и ее неспособности аккумулировать и генерировать денежные потоки. Речь идет прежде всего о целенаправленном поэтапном повышении коэффициента монетизации (М2Х к ВВП), что требует такого уровня организации банковской системы, взаимодействия коммерческих банков с ЦБ РФ, при котором большая часть широких денег (включая валютные деньги) сосредоточивается в банковской системе. Сегодня, как известно, значительная часть денег выпадает из банковского оборота. Доверие к банкам не может возникнуть на уровне морали без реальных шагов в сторону поощрения сбережений и гарантий их сохранности.
Чтобы высокий уровень золотовалютных резервов был полезен не только для ЦБ РФ, но и для всей банковской системы и реального сектора экономики, нужно расширение денежного предложения в инновационно-инвестиционной сфере, жилищном строительстве, легкой промышленности и т.д. Инвестиционная составляющая в деятельности коммерческих банков на фондовом рынке должна существенно потеснить спекулятивную компоненту банковских интересов.
Генерация денежных потоков сильно зависит от слаженного взаимодействия таких финансовых институтов, как ЦБ РФ и Минфин России. Если Минфин будет стимулировать платежеспособный спрос не только в масштабах бюджетных организаций, но и в перспективных с точки зрения формирования финансовых ресурсов отраслях, в том числе через систему госзакупок, например в наукоемких отраслях оборонной промышленности, то ЦБ РФ должен проводить такую денежно-кредитную политику, которая покрывала бы спрос на деньги и ликвидировала диспропорцию между размерами ВВП и денежной массы.
8. Необходимость национальной финансовой стратегии остается пустыми словами, если комплекс идей и подходов к ее формированию не будет воплощен в форме экономического документа - Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2025 г., в рамках которой должна разрабатываться соответствующая национальная финансовая концепция. Важный принцип ее формирования - выделение отдельных этапов, причем с удлинением периода возрастает степень агрегации финансово-экономических индикаторов. Предложенные в книге «Формирование национальной финансовой стратегии» (М.: Дело, 2003) варианты прогноза ВВП на отдаленную перспективу нужно рассматривать как возможные ориентиры развития. В ходе дальнейшей аналитической работы они будут уточняться. Естественно, если Минэкономразвития России, Минфин России и ЦБ РФ будут организаторами разработки долгосрочной стратегии, то появится больше возможностей анализа и прогнозирования развития российской экономики.
ВЫВОДЫ
1. Предлагаемый подход к разработке долгосрочной финансовой стратегии существенно отличается от так называемой финансовой стабилизации, которая проводились в 1990-х гг. Финансовая стабилизация - это стагнация, использование финансовых инструментов для сдерживания роста экономики, балансирование доходов и расходов бюджета, подгонка государственных расходов под суженную доходную базу бюджета, хотя предназначение финансовых инструментов состоит в том, чтобы стимулировать расширение доходной базы бюджета. Предлагаемая к разработке долгосрочная финансовая стратегия направлена на усиление воздействия финансовых инструментов на экономический подъем и обеспечение нового качества роста, в основе которого -ориентация на развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью.
2. Главный стержень новой долгосрочной финансовой политики - защита национальных интересов страны и формирование национальной финансовой стратегии, которая обеспечивает вхождение России в мировое информационно-финансовое пространство с максимально возможными для России эффектами и результатами: увеличение инвестиционного потенциала, использование мировых достижений в технологическом развитии финансово-банковской системы, создание условий для завоевания национальными компаниями новых ниш на мировом, товарном и финансовом рынках.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дайте обоснование целесообразности разработки долгосрочной финансовой стратегии.
Какова роль долгосрочной финансовой стратегии в обеспечении экономической безопасности?
Назовите восемь основных положений долгосрочной финансовой стратегии.
Что вы можете предложить для формирования долгосрочной финансовой стратегии?
Рекомендуемая литература
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.