Глава 35
ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
35.1. Регионализация экономики
и экономическое районирование страны
Развитие экономики сопровождается все более интенсивным разделением труда вообще и территориальным разделением труда в частности, закрепляющим различные производства за определенными районами страны. Взаимосвязи и взаимодействие различных видов хозяйственной деятельности образуют структуру народного хозяйства. Объективную основу территориального разделения труда создают территориальная дифференциация и неравномерное распределение по территории природных, экономических, демографических и других хозяйственно-используемых ресурсов, условий и факторов развития, их неповторимое сочетание и взаимосвязь на отдельных частях экономического пространства. Отдельные виды хозяйственной деятельности, производство определенных продуктов не получают повсеместного распространения, концентрируются в ограниченном числе районов, обслуживающих более обширные рынки. Эти виды деятельности определяют хозяйственную специализацию районов, их экономический профиль. Специализация районов сочетается с интеграцией хозяйственной деятельности на территории, обеспечивающей системную упорядоченность воспроизводственных процессов в составе региональных хозяйственных комплексов.
Важнейший элемент структуры народного хозяйства, образуемый устойчивыми пространственными связями и обеспечивающий его целостность, -территориальная структура. Она не только результат сложившегося развития и размещения производительных сил. Это - важная предпосылка дальнейшего развития экономики и уровня жизни населения, обеспечения национальной безопасности страны, а также действенный инструмент сохранения и улучшения сферы обитания человека.
Наиболее крупные элементы территориальной структуры народного хозяйства - экономические зоны: европейские районы, включая Урал, восточные районы и Север. Эти территориальные образования обычно используются при формировании стратегических территориальных пропорций. Для исследования региональных особенностей кризисных процессов и их влияния на экономическую безопасность России представляет интерес зона Севера, которая и в переходный период остается объектом внимания не только местных, но и федеральных государственных органов. Что же касается европейской и восточной зон, то государственное регулирование пропорций их развития станет актуальным после выхода из кризиса и перехода экономики в стадию ускоренного развития.
Следующий элемент в иерархии экономического районирования страны - экономические районы, представляющие собой исторически устойчивые социально-экономические территориальные образования, объединяющие несколько субъектов Федерации, взаимосвязанных общностью производственной специализации и интересов комплексного развития. Рассмотрение их в качестве объекта региональных кризисных ситуаций определяется такими особенностями, как высокий уровень комплексности и внутренней связанности хозяйства на их территории, устойчивость экономического профиля, межрайонных и внутренних экономических связей. Поэтому если кризисная ситуация достигает большой глубины в какой-либо жизненно важной сфере экономического района, то это - угроза экономической безопасности страны. Главное затруднение при устранении таких угроз - отсутствие соответствующих законодательных и исполнительных органов на этом таксономическом уровне. Его не в состоянии преодолеть образующиеся под влиянием объективных потребностей экономики межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Необходимые мероприятия можно осуществить только через федеральные целевые программы и через субъекты Федерации.
Экономические районы долгое время были и остаются инструментом государственного регулирования территориального развития страны. В современных условиях практика выдвинула новый вид крупных территориальных образований - ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации. Этим ассоциациям субъекты Федерации делегируют некоторые свои полномочия, направленные на регулирование хозяйственной деятельности, исходя из общих интересов. Данные территориальные образования, по существу, - общественные самоуправляющиеся объединения субъектов Федерации. Они не устойчивы по составу и не оказывают существенного влияния на межрегиональную интеграцию. Их деятельность способствовала усилению политических амбиций региональной элиты. Состав ассоциаций в значительной мере представляет собой укрупненные и частично измененные экономические районы.
Созданные Президентом РФ федеральные округа представляют собой четвертую форму крупных административно-территориальных образований, выдвинутую практикой управления страной. Система федеральных округов учитывает не только устоявшееся экономическое районирование и территориальные образования, сформированные ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации, но также стратегические интересы национальной безопасности.
Состав федеральных округов в большей мере определяется экономическими факторами, чем интересами экономических районов. Это особенно явно в составе Уральского федерального округа, объединяющего как нефтегазодобывающие, так и производящие для них основные средства производства субъекты Федерации.
Так же как экономические районы и ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа - инструмент федерального государственного регулирования территориального развития, но в отличие от экономических районов и ассоциаций федеральные округа, их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ. В экономической сфере на федеральные округа возложены разработка программ социально-экономического развития на их территории и контроль за их исполнением.
Создание новых хозяйственно-политических территориальных образований по инициативе как федеральных, так и региональных органов государственного управления свидетельствует не только об объективной потребности в них, но и о необходимости совершенствования административно-территориального устройства федеративного государства, а также об устойчивости тенденции к укрупнению территориальных образований.
Федеральные округа, как и экономические районы, включают в свой состав субъекты Федерации, весьма различные по природному, экономическому и трудовому потенциалу, структуре хозяйства и уровню развития, производственной специализации и социальному составу. Но федеральные округа экономически более сопоставимы между собой, чем экономические районы.
По численности населения округа и районы различаются в 5,1 раза. При этом наиболее крупные по численности населения - Центральный и Приволжский округа. Второе место занимают Южный и Сибирский округа, на третьем месте - Уральский и Северо-Западный федеральные округа. Меньше всего заселен Дальневосточный округ.
Однако по величине произведенного валового регионального продукта (ВРП), промышленной и сельскохозяйственной продукции федеральные округа соответственно различаются в 4,7; 3,6 и 5,2 раза, тогда как экономические районы различаются между собой соответственно в 6,7; 4,1 и 4,6 раза. Только по уровню развития аграрного сектора экономические районы различаются меньше, чем федеральные округа.
Перспективность образованных Президентом РФ крупных территориальных органов управления определяется потребностями не только оперативного воздействия на территориальное развитие, но и долгосрочного государственного регулирования территориальных пропорций. Они создают более уравновешенную систему управленческих связей. Сетка экономических районов предпочтительна при решении проблем комплексного развития хозяйства на их территории, а сетка федеральных округов - для решения крупных межрайонных проблем экономической и политической интеграции, обеспечения реализации стратегических установок, федерального законодательства и других федеральных нормативных актов.
Широкие конституционные права и полномочия законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, являющихся основой федерального государственного устройства России, наличие самостоятельного бюджета и возможности активного воздействия на экономическое и социальное развитие по широкому кругу вопросов, находящихся в исключительном или совместном с федеральными органами ведении, значительные размеры экономического, научного, природно-ресурсного потенциала и проживающего населения, наличие систематической информационной базы и тесная связь с федеральными органами, регулирующими социально-экономическое развитие страны, определяют особое положение субъектов Федерации в территориальной структуре экономики, в реализации мероприятий по выходу страны на траекторию устойчивого экономического роста.
В федеративном устройстве России (89 равноправных субъектов) явно преобладает национальный принцип над экономическим. По численности населения субъекты Федерации даже без учета автономных округов в 2001 г. различались в 43 раза, по стоимости основных фондов - в 270 раз, по производству ВРП - в 360 раз. С учетом субъектов Федерации - автономных округов - эти различия еще больше. Значительные различия сохраняются даже когда исключается влияние масштабного фактора в показателях, характеризующих уровень экономического развития, рассчитанных на душу населения регионов. Оснащенность основными фондами различается в 15,5 раза, производство ВРП - в 16 раз.
Многократные различия экономического потенциала и возможностей развития субъектов, чрезмерно большое число объектов управления затрудняют государственное управление страной как единым целым. Создается основа для противостояния интересов субъектов Федерации, для развития сепаратистских тенденций.
Кризисные процессы, угрожающие региональной экономической безопасности, могут охватывать экономику и социальную сферу не всей территории субъекта Федерации, а отдельные территориально-производственные комплексы и промышленные узлы, города и сельские поселения, закрытые административно-территориальные образования, территории, пострадавшие от стихийных бедствий и экономических катастроф. Принимая во внимание наличие органов управления, информацию об экономическом и социальном развитии регионов такого ранга, возможном определяющем влиянии на экономическую безопасность региона и даже страны, целесообразно при исследовании кризисных ситуаций в субъектах Федерации выделить и эти элементы территориальной структуры.
Выбор конкретного объекта анализа деструктивных процессов, угрожающих экономической и национальной безопасности России, связан с ролью того или иного блока в системе национальной безопасности. Это означает, что наиболее предпочтительным территориальным уровнем анализа и рекомендаций выступает тот, который позволяет учесть, с одной стороны, наибольший спектр деструктивных процессов различного рода, локализованных и ярко выраженных на данной территории, а с другой стороны, тот, который имеет наивысший уровень реальных полномочий исполнительных органов власти в регионах по воздействию на факторы, вызывающие дестабилизацию. Наряду с этим следует учитывать также возможности информационного обеспечения проводимого анализа, полноту и репрезентативность его информационной базы.
В табл. 35.1 представлена основная направленность анализа факторов дестабилизации по регионам различного ранга. Наиболее полно они проявляются по регионам - субъектам Федерации, а также закрытым территориальным образованиям. В то же время, учитывая текущее состояние исходной информационной базы анализа и сравнительно высокую степень участия органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации в экономическом развитии и государственном строительстве, их большие права и возможности активного участия в регулировании процессов, обеспечивающих национальную безопасность, именно данные регионы выступают основным объектом исследования территориальных аспектов проблемы на федеральном уровне. Это не исключает, а наоборот, предполагает исследование кризисных ситуаций и выработку мер по их ликвидации для отдельных территориальных частей субъектов Федерации, в которых особенно остро ощущаются кризисные явления. Необходимо осуществлять такие исследования на муниципальном, городском и сельском уровнях, а также на отдельных кризисных предприятиях. Это позволит конкретизировать содержание, сроки проведения и адресность рекомендуемых антикризисных мероприятий, повысить их действенность.
Учитывая специфические условия и проблемы районов Крайнего Севера и их исключительно важное значение в обеспечении ресурсной независимости России, эти районы также включаются в число объектов исследования на федеральном уровне. При этом очаговый характер размещения производительных сил в этой зоне определяет необходимость выделять также отдельные проблемные территории, населенные пункты и предприятия, наиболее глубоко пораженные кризисом и определяющие общий характер кризисных ситуаций отдельных районов Севера.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.