Глава 36
ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ
36.1. Условия возникновения кризисных ситуаций в регионе
В течение длительного времени советская экономическая наука отрицала возможность кризисных ситуаций в условиях планового хозяйства. Считалось, что такой проблемы при социализме не существует. Признавалась лишь возможность образования временных диспропорций и несоответствий, устраняемых в плановом порядке. А если не было проблемы, то не было ни предмета, ни методов ее исследования.
Однако кризисная ситуация, постепенно назревавшая в СССР, стала все более очевидной в конце 1980-х гг. Было официально признано предкризисное состояние экономики. Становилась все более настоятельной необходимость реформирования экономической системы, устранения сложившихся в народном хозяйстве глубоких и ставших долговременными диспропорций. Гипертрофия ВПК сочеталась с недостаточным развитием и технической отсталостью гражданских отраслей промышленности, затяжным аграрным кризисом и нарастающим дефицитом все более широкого круга продукции, особенно товаров народного потребления. Народное хозяйство не смогло переориентироваться на социальную направленность, постепенно теряло способность удовлетворять платежеспособный спрос населения, в сбережениях которого все более значительные размеры стал занимать отложенный спрос, не обеспеченный товарной массой. Начали возрастать различия в уровне экономического и социального развития регионов.
С началом рыночных преобразований внутренняя экополитическая напряженность, скрытое течение кризисных процессов, усугубленные коренной ломкой экономических отношений, переросли в открытую форму глубокого кризиса экономики и социальной сферы России и всех бывших союзных республик. Кризис стал всеобщим, поразил все виды хозяйственной деятельности, получил повсеместный характер при значительных региональных различиях глубины и форм его проявления, возможных направлений решения специфических региональных проблем сложившейся кризисной ситуации. Выход из кризиса стал важнейшим условием обеспечения экономической безопасности России и ее регионов.
Для успешного преодоления кризисной ситуации, выработки и осуществления соответствующих действенных мер недостаточно макроэкономического анализа кризисных процессов и экономической политики, ориентированной на среднероссийские условия. Успех во многом зависит от учета своеобразия кризисных ситуаций в регионах и адекватности предпринимаемых мер. А для этого необходимо установить характер и конкретное содержание кризисных явлений в регионах, время их наступления, продолжительность и глубину в каждом секторе экономики и социальной сферы. Кризисная ситуация может быть вызвана деструктивным влиянием одного фактора или сформироваться под воздействием ряда факторов, каждый из которых может и не достигать критической величины.
Оценка кризисной ситуации не может ограничиваться анализом сложившегося положения, она должна включать определение вероятности развития событий в долго- и среднесрочной перспективе при разработке соответствующих прогнозов социально-экономического развития. Кроме того, оценки воздействия кризисных ситуаций на экономическую и национальную безопасность необходимо проводить ежегодно при подготовке прогноза и бюджета.
Реализация отмеченных концептуальных подходов обусловливает, во-первых, применение комплексного анализа воздействия факторов дестабилизации и, во-вторых, сочетание анализа региональных кризисных ситуаций с прогнозом возникновения их очагов на всех этапах прогнозируемой перспективы, что позволит более обоснованно определить приоритеты текущей антикризисной политики.
Региональные кризисные ситуации могут иметь повсеместное распространение, охватывать один или несколько субъектов Федерации, локализоваться в пределах части территории субъекта Федерации или отдельных городов. Наряду с этим последствия региональных кризисных ситуаций могут затрагивать сопредельные территории.
Кризисные ситуации, охватывающие обширные территории, как правило, связаны с процессами макроэкономического или политического характера, такими как стихийные сдвиги в структуре экономики страны и регионов, происходящие под воздействием кризисных процессов и различной степени неконкурентоспособности отдельных предприятий, непоследовательности проведения экономической реформы, приводящей к монополизму и отсутствию конкурентных отношений в ведущих базовых отраслях, других подобных макроэкономических и политических причин, отражающихся на состоянии экономики не только страны, но в различной мере и ее регионов.
Локальные и местные кризисы образуются также под воздействием причин, связанных с территориальными особенностями развития отдельных отраслей и инфраструктурных систем, со структурной перестройкой хозяйства и экономических отношений, с изменением цен и экономической конъюнктуры на отдельные виды продукции, с истощением отдельных месторождений и региональными экологическими бедствиями, нарушающими равновесие в природных системах, в том числе вследствие техногенных нагрузок.
В силу сохранения национального принципа в государственном устройстве существует угроза саморазрушения России, подобного произошедшему с СССР. Поэтому одна из задач нейтрализации региональных кризисных ситуаций - обеспечение сбалансированности специфических, прежде всего экономических, интересов национально-государственных образований Федерации и страны в целом, в том числе краев и областей с преобладанием русского этноса.
Характер региональных кризисных ситуаций и их влияние на экономическую и национальную безопасность страны во многом зависят от того, на какой стадии цикла находится экономика региона. При преобладании в экономике регионов производств, пораженных кризисными процессами, сокращается жизнеспособность экономики не только их хозяйства, но и страны. Если же глубоким кризисом поражены основные регионы сосредоточения научно-технического и производственного потенциала, то появляется реальная угроза стратегическим интересам страны, потери устойчивости экономики, ее суверенитета и даже распада единой системы.
При оценке влияния кризисных ситуаций в регионах на экономическую безопасность страны следует учитывать, что для кризисов всеобщего характера свойственно сокращение абсолютных значений макроэкономических показателей как на региональном, так и на федеральном уровнях. Частичные кризисы могут проявляться в падении производства продукции отдельных отраслей хозяйства или только в сокращении темпов экономического роста, свидетельствующих о возможности назревания всеобщего кризиса в регионе. Однако такая возможность в условиях активной инновации производства может не реализоваться, так как при своевременном техническом перевооружении потенциально конкурентоспособных производств падение выпуска в одних отраслях может компенсироваться ростом его в других.
Анализ состояния экономики региона должен быть нацелен на определение динамики и уровня ее развития, состояния промышленно-производственного потенциала, структурных особенностей с выделением отраслей специализации и установлением уровня комплексности, межрайонных связей и степени удовлетворения внутренних потребностей (спроса) в важнейших видах продукции, выявление основных тенденций и важнейших проблем развития, резервов, предпосылок и условий для преодоления обнаруженных кризисных явлений и дальнейшего роста производства, повышения его конкурентоспособности.
На глубину кризисных процессов и структуру кризисных ситуаций в регионах большое влияние оказывают стратегия проведения реформ и компетентность политического и хозяйственного руководства, криминогенная ситуация. Особое внимание уделяется финансовому состоянию региона, инвестиционной деятельности.
Соподчиненность региональных социально-экономических систем в экономике страны определяет необходимость выделения в анализе кризисных ситуаций производственной специализации, межрайонных и межгосударственных связей, сложившихся в результате территориального разделения труда. Важность такого подхода определяется не только районообразующей и профилирующей ролью таких производств, но и тем, что главным образом через них осуществляется влияние деструктивных процессов на единое экономическое пространство и общий рынок страны в целом.
Внутренняя целостность хозяйственных комплексов регионов предопределяет необходимость рассмотрения образующих их предприятий и организаций различных отраслей и видов хозяйственной деятельности во взаимодействии и взаимном влиянии, в том числе в формировании кризисных ситуаций. Целесообразность выделения при этом производств и предприятий сферы обслуживания производственных нужд и населения региона определяется не только соображениями оценки уровня комплексности и устойчивости хозяйства. Их роль в структуре хозяйства региона не ограничивается только внутрирайонными функциями. При определенной глубине кризисных процессов они могут влиять не только на экономическую, но и на социально-политическую безопасность региона и страны в целом.
Стратегическая конкурентоспособность России на мировых рынках во многом предопределяется состоянием научно-технического потенциала, что требует комплексного исследования кризисных ситуаций в данной, находящейся в особо тяжелом положении сфере.
Оценка экономической безопасности региона включает анализ его социального развития, призванный выявить уровень и качество жизни населения, их динамику, важнейшие проблемы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, уровень и тенденции изменения занятости. Рассматривается обеспеченность объектами социальной инфраструктуры. Определяются уровень социальной напряженности, причины обнаруженных кризисных явлений и возможность и средства их преодоления. Большое значение также имеет региональный анализ тенденций развития демографических процессов, непосредственно связанных с социальными.
Важный элемент региональной экономики, подлежащий комплексному анализу причин возникновения кризисных ситуаций, - состояние и использование природно-ресурсного потенциала. В ходе анализа выявляется обеспеченность региона минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, водными, лесными, земельными и другими природными ресурсами, определяются степень их использования (включая потери при добыче и переработке, оценку отходов производства и их утилизацию), перспективы наращивания и рационализации природопользования с учетом предстоящих структурных изменений в экономике региона и улучшения технологий.
Учитывая важное место инфраструктуры в формировании кризисных ситуаций, целесообразно самостоятельно рассмотреть состояние и обеспеченность региона инфраструктурными объектами, выделив производственную инфраструктуру межрегионального и регионального значения (транспорт, связь, энергоснабжение, коммуникации и т.п.), а также рыночную, институциональную и информационную инфраструктуры, уровень развития которых-важнейшая предпосылка и одновременно отражение хода перестройки экономических отношений регионов на рыночных принципах.
Особого рассмотрения заслуживает оценка состояния окружающей природной среды. Выявляются степень, причины и источники ее загрязнения. Специфика этого вида кризисных ситуаций состоит в необходимости рассмотрения локальных территорий и отдельных населенных пунктов, оценки двойственного влияния кризисных процессов на состояние окружающей природной среды: спад производства сокращает размеры отрицательного воздействия, а дефицит инвестиций в природоохранные мероприятия увеличивает его.
На состояние экономики и социальной сферы регионов влияют также их географическое положение, геофизические условия, более или менее благоприятствующие производственной деятельности и жизни людей, предопределяющие геополитическое и транспортно-экономическое положение региона, возможность природных катаклизмов. Экстремальные значения этих факторов при определенных условиях могут стать главной причиной особо острого кризисного состояния региона.
При анализе региональных кризисных ситуаций и оценке их последствий следует учитывать эффект мультипликатора, когда кризисный импульс, зародившийся в одной сфере хозяйства при взаимосвязанности различных видов экономической деятельности на территории, приводит к воздействию (необязательно негативному) на другие его сферы. Учет мультипликатора особенно важен в анализе формирующейся кризисной ситуации и затем на стадии выхода из кризиса и начала экономического роста. Так, сокращения выпуска в базовых отраслях производственной специализации и других отраслях, производящих средства производства в инвестиционной сфере, приводят к росту безработицы, снижению доходов и покупательской способности населения, что ведет к спаду в отраслях, обслуживающих местный рынок, снижению их платежеспособного спроса на средства производства, дополнительному росту безработицы, дополнительному падению спроса населения и т.д., что в конце концов ведет к всеобщему кризису региональной экономики и социальной сферы.
Основными факторами возникновения региональных кризисных ситуаций могут быть: либерализация цен и тарифов; разрыв межгосударственных экономических связей; резкое снижение централизованного финансирования отраслей материального производства и социальной сферы; неконкурентоспособность большинства видов отечественной продукции на мировых рынках; отсутствие крупномасштабных частных инвестиций в народное хозяйство в связи с сохраняющимися значительными темпами инфляции и несовершенством налогового законодательства; неурегулированность бюджетно-финансовых взаимоотношений регионов и федерального центра и т.д. В гл. 33 содержится перечень других причин и факторов снижения уровня региональной безопасности.
Возникающие под влиянием многочисленных факторов кризисные состояния хозяйства регионов, угрожающие экономической безопасности, можно предотвратить или нейтрализовать. Вместе с тем возможные направления нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России, включают меры:
а) макроэкономического регулирования, углубления макроэкономического анализа и прогнозирования (финансовая стабилизация, формирование эффективного налогового законодательства, нормализация на равноправной основе бюджетно-финансовых взаимоотношений между субъектами Федерации и федеральным центром);
б) институционального регулирования (приватизация и акционирование государственных предприятий, формирование ФПГ, санация убыточных предприятий, поддержка малого бизнеса, проведение земельной реформы, содействие формированию эффективной рыночной инфраструктуры, регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями);
в) государственного территориального регулирования (федеральная поддержка экономики регионов зоны Крайнего Севера; регулирование транспортных тарифов для регионов Сибири и Дальнего Востока; федеральная поддержка депрессивных и слаборазвитых регионов, а также регионов, пострадавших от техногенных аварий, природных и экологических катастроф; реализация целевых федеральных территориально-ориентированных программ);
г) внешнеэкономического регулирования (регулирование экспортно-импортных тарифов, реализация механизма зоны свободной торговли в рамках СНГ и формирование механизма платежного и более широкого экономического союза стран СНГ).
Выбор и обоснование конкретных направлений нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций следует осуществлять в зависимости от характера кризисных ситуаций, степени угрозы национальной безопасности, территориальных особенностей структуры хозяйства, сравнительного уровня развития экономики и социальной сферы и т.д.
Региональный аспект экономической безопасности России в переходный период должен быть ориентирован прежде всего на:
укрепление экономической базы федеративных отношений, формирование общероссийского рынка (согласование интересов регионов с интересами Федерации, ограничение сепаратистских тенденций, активизация межрегиональных связей и стимулирование укрепления экономических отношений с отдельными районами, тяготеющими к рынкам АТЭС или ЕС);
поддержание достаточного уровня производственного и научно-технического потенциала экономически наиболее развитых опорных районов, призванных обеспечить сырьевую и технологическую независимость России и переход ее экономики в постиндустриальную стадию;
недопущение дальнейшего отставания слаборазвитых регионов и снижения уровня жизни их населения до предела, способного вызвать социальную напряженность;
государственное регулирование выхода из депрессии старопромышленных районов, играющих ведущую роль в традиционных отраслях и нуждающихся в коренной реконструкции хозяйства, крупномасштабных мероприятиях по предотвращению безработицы;
активизацию населения, нормализацию положения в демографической сфере, сокращение безработицы, чрезмерных различий в доходах различных групп населения, предотвращение конфликтов между отдельными социальными слоями и группами населения в районах, характеризующихся сильным расслоением по уровню доходов;
предотвращение межнациональных конфликтов в регионах со сложным национальным составом населения;
ликвидацию криминогенной обстановки;
укрепление экономики, правовой базы и таможенной службы приграничных регионов России;
государственное регулирование экономического положения в регионах-монополистах для недопущения социально-политических выступлений, приводящих к крупномасштабным сбоям в поставках стратегических видов продукции;
повышение уровня комплексности хозяйства и самообеспеченности районов финансовыми, основными потребительскими и природными ресурсами, улучшение состояния природной среды.
Решение указанных задач должно базироваться на системном подходе к выявлению кризисных ситуаций в регионах и оценке их влияния на общенациональную безопасность страны, позволять комплексно решать сложные задачи по предотвращению и нейтрализации кризисных ситуаций, ослаблению или полной ликвидации угроз региональной экономической безопасности.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.