Глава 2
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА «О БЕЗОПАСНОСТИ» И КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В первые же месяцы осуществления в России коренной политической и экономической трансформации возникла необходимость организационного выделения в качестве самостоятельной государственной функции обеспечения национальной безопасности страны. Одной из важнейших сторон осуществляемых реформ была децентрализация управления всеми сферами политической, хозяйственной и общественной жизни. Между тем обеспечение национальной безопасности страны требует централизованного управления. Поэтому уже 5 марта 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности» № 2446-1 (впоследствии дважды уточненный: 25 декабря 1992 г. и 25 июля 2002 г.). Этот закон определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Эта принципиальная формулировка, ставящая на первое место безопасность личности в сочетании с безопасностью общества и государства и отражающая демократическую направленность этой функции государства, в значительной мере определила всю дальнейшую работу по обеспечению национальной безопасности России.
В середине 1992 г. был принят Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации».
Этими документами было установлено, что Совбез РФ - конституционный орган, координирующий всю работу в стране по обеспечению ее национальной безопасности. Ему вменялась в обязанность подготовка решений Президента Российской Федерации по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Тем самым Совбез РФ должен был формировать единую государственную политику в области национальной безопасности страны.
Была определена и организационная структура Совбеза РФ. Ее постоянные члены назначались Президентом Российской Федерации: это Председатель Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, министры иностранных дел, обороны, руководители федеральных министерств и ведомств: экономики, финансов, юстиции, внутренних дел, здравоохранения и др. Председателем Совбеза РФ является Президент Российской Федерации.
Крайне важным явилось образование в качестве рабочих органов Совбеза РФ межведомственных комиссий по отдельным аспектам национальной безопасности. В их числе были межведомственные комиссии по оборонной безопасности, по оборонно-промышленному комплексу, информационной безопасности, конституционной безопасности, пограничной политике, экономической безопасности, экологической безопасности, общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Тем самым были определены круг задач и направления деятельности Совета Безопасности.
Принципиально то, что этот круг задач выходит далеко за рамки оборонных проблем и включает такие вопросы, как экономическая, экологическая, информационная безопасность и др. Это определило характер всей дальнейшей работы по обеспечению национальной безопасности страны и всех государственных документов по этой проблематике, подготовленных в последующие годы. Перечень межведомственных комиссий за эти годы сохранился практически неизменным с некоторыми уточнениями.
На комиссии были возложены подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности по соответствующим проблемам, оценка состояния и прогнозирование развития ситуации в данной области с позиции национальной безопасности, выявление источников опасности, подготовка аналитических материалов и докладов Президенту Российской Федерации и т.д.
Персональный состав комиссий утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совбеза РФ. В них входят по должности руководители соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации или их заместители, другие должностные лица. Важно, что председатели комиссий не входят в аппарат Совбеза РФ, что делает эти органы независимыми от аппарата. При Совбезе РФ был также сформирован Научный совет с секциями по отдельным аспектам национальной безопасности, в том числе секция по экономической безопасности, впоследствии переименованная в секцию экономической и социальной безопасности.
Тем самым уже в первой половине 1992 г. были определены понятие национальной безопасности, круг задач и направления деятельности по обеспечению национальной безопасности и организационные основы этой работы. Началась подготовка принципиальных государственных документов, описывающих содержание и характер проблем по отдельным аспектам национальной безопасности страны. Одним из первых таких документов была Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), одобренная Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 (далее - Стратегия).
Этот документ содержал следующие разделы и важнейшие положения.
I. Цели и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Принципиально важно, что в этом разделе было определено, что Стратегия экономической безопасности - составная часть национальной безопасности страны в целом и без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане. Цель Стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам.
П. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации. В Стратегии были сформулированы следующие угрозы экономической безопасности:
увеличение имущественной дифференциации населения и уровня бедности;
деформированность структуры российской экономики;
возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;
криминализация общества и хозяйственной деятельности.
III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации. В этом разделе были впервые сформулированы следующие национальные интересы страны в области экономики:
• способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
приемлемый уровень жизни населения;
устойчивость финансовой системы;
рациональная структура внешней торговли;
поддержание научного потенциала страны;
• сохранение единого экономического пространства и разносторонних международных экономических отношений;
• создание экономических условий, исключающих криминализацию общества;
• определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.
IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. В этом разделе важны следующие принципиальные положения:
важнейшие элементы механизма обеспечения экономической безопасности - мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;
разработка для реализации Стратегии количественных параметров пороговых значений экономической безопасности, выход за пределы которых вызывает угрозу национальным интересам страны в сфере экономики;
учет проблем экономической безопасности в ходе разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны, государственных бюджетов, а также законодательных и иных нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам.
Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Этим же Указом Секретарю Совбеза РФ были поручены:
подготовка Президенту Российской Федерации докладов, содержащих анализ, оценку и прогноз военно-политического и международного положения России;
разработка директив Президента Российской Федерации высшим должностным лицам государства, федеральным органам исполнительной власти по реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
В последующие годы в ходе проводимой в соответствии с этим поручением работы с особой остротой проявились некоторые процессы в мире, которые потребовали внесения изменений и дополнений в указанную Концепцию национальной безопасности Российской Федерации. Это прежде всего крайне быстро расширявшиеся в мире именно в эти годы глобализация во всех сферах и международный терроризм.
Для учета этих интересов Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 в Концепцию национальной безопасности Российской Федерации были внесены соответствующие изменения и дополнения.
В этом документе содержатся, прежде всего, следующие принципиальные положения: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
Эти положения определяют место Концепции в ряду других нормативных актов Российской Федерации. Это, во-первых, всеобъемлющий документ, отражающий национальные интересы и угрозы им во всех сферах жизнедеятельности - политической, экономической, социальной, военной, техногенной, экологической, информационной и иной. Во-вторых, это документ принципиальной государственной важности, так как содержит важнейшие направления государственной политики, обязательные для учета в соответствующих программах во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции четыре раздела: «Россия в мировом сообществе», «Национальные интересы России», «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» и «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации». Во всех этих разделах широко представлены и органично вписаны в общую систему национальной безопасности вопросы экономической безопасности страны.
В первом разделе подчеркивается, что Россия в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. В перспективе же ставится задача более широкой интеграции России в мировую экономику, расширения сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.
Крайне важные для проблем экономической безопасности положения содержатся во втором разделе Концепции, касающемся национальных интересов России. Прежде всего здесь дается понятие национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. По каждой из этих сфер сформулирован национальный интерес России. При этом подчеркивается, что эти интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
В этом разделе существенно акцентированы национальные интересы России в сфере экономики в системе всех ее национальных интересов. Выше говорилось, что в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации было определено, что эта Стратегия - составная часть национальной безопасности страны в целом и что без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной (см. гл. 2).
В Концепции это положение усилено. В ней подчеркивается, что реализация всех национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
Действительно, национальные интересы России могут быть реализованы, только если устойчивое функционирование многоотраслевого высокотехнологичного производства сможет обеспечить ведущие отрасли экономики качественными материалами и оборудованием, армию - вооружением, внутренний розничный рынок - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю -конкурентоспособными экспортными товарами, а всех граждан - достойными условиями и качеством жизни, возможностью реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей.
Ведущее место экономические проблемы занимают и в третьем разделе Концепции, посвященном угрозам национальной безопасности Российской Федерации. Их изложение начинается с весьма развернутой формулировки угроз экономической безопасности.
В Концепции подчеркивается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта (ВВП) в 1992-1999 гг., снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
В Концепции особо обращается внимание на некоторые угрозы экономической безопасности. Это, во-первых, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, что угрожает России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом ее обороноспособности.
Во-вторых, негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов России, что ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России, усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу России.
Особо подчеркивается острота угроз в социальной сфере. Угрозу в этой сфере создают прежде всего глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Кризис системы здравоохранения и социальной защиты населения - угроза физическому здоровью нации. Последствия глубокого социального кризиса -резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства.
Значительное место экономические проблемы занимают и в четвертом разделе Концепции, касающемся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди основных задач в этой области названы подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса, преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников. При этом обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере признаются приоритетными направлениями политики государства.]
В Концепции достаточно детально изложены важнейшие конкретные направления обеспечения экономической безопасности страны. Во внешнеэкономической сфере - это создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами - участниками СНГ, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований, усиление регулирования деятельности иностранных банков и контроля за вывозом капитала и т.д.
Во внутриэкономической сфере - это усиление государственного регулирования в экономике, сохранение и развитие научно-технического потенциала, повышение конкурентоспособности отечественной промышленности, устранение деформаций в структуре российской экономики, государственная поддержка инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для устойчивости банковской системы, концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях и др.
В социальной сфере - это формирование оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг для максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина, занятости населения, государственное обеспечение социальных гарантий, проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов.
В Концепции определен и механизм обеспечения национальной безопасности России. Среди элементов этого механизма особо выделяются своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности России (т.е. мониторинг этих угроз) и реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации этих угроз. Детально расписаны состав, полномочия, принципы и порядок действия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации - Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Совбеза РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ.
Эти документы явились организационной и методологической основой осуществления государством своей функции по защите национальной безопасности России во всех сферах общественной жизнедеятельности. При этом во всех указанных документах показано органичное вхождение экономической безопасности в общую систему национальной безопасности страны.
Обращает на себя внимание тот факт, что важнейшие нормативные документы, как было показано выше, требовали периодического уточнения. Это естественно. За 1990-е гг. и первые годы XXI в. происходили быстрые изменения в политической и экономической жизни страны. Их необходимо отразить в принципиальных нормативных документах по национальной безопасности России.
В последующих главах и разделах настоящего учебника национальные интересы и факторы, им угрожающие, будут рассмотрены как в русле принципиальных положений, содержащихся в указанных выше документах, так и с учетом изменений, происшедших за последние годы в социально-экономической ситуации в стране.
ВЫВОДЫ
Экономическое реформирование вызвало необходимость выделения в качестве самостоятельной государственной функции обеспечение национальной безопасности Российской Федерации с централизованным управлением.
Организационные и правовые основы обеспечения национальной безопасности определяются федеральными законами и другими нормативными актами, а также документами Совбеза РФ.
Важное место во всех федеральных законах и других нормативных актах о национальной безопасности занимают проблемы экономической безопасности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему в государстве с рыночной экономикой обеспечение национальной безопасности выделяется в качестве самостоятельной государственной функции?
Какими федеральными законами и другими нормативными актами определяются основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации?
Каковы содержание и структура федеральных законов и других нормативных актов, касающихся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации?
Какое место в федеральных законах и других нормативных актах, касающихся национальной безопасности Российской Федерации, занимают проблемы экономической безопасности?
Рекомендуемая литература
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г. и 25 июля 2002 г.).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
Экономическая безопасность России: Вып. 1 / Совет Безопасности Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1996.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.