11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
Основные элементы российских реформ - либерализация цен и политика денежного сжатия (из-за предельно жестких вариантов бюджетно-налоговой и денежной политики), форсированное открытие экономики, приватизация собственности - не привели к притоку инвестиций и оживлению производства - главным условиям развития экономики и смене ее технологического базиса на более совершенный и продуктивный, а следовательно, и более конкурентоспособный.
Вместо этого - многолетний спад производства, утрата целых отраслей и производств, в том числе наукоемких и высокотехнологичных; подрыв финансовой базы инвестиций; засилье импорта на отечественных рынках и однобокая сырьевая экспортная ориентация российской экономики, ставшие прямым следствием применяемых методов стабилизационной политики.
Вся стратегия экономической реформы, разработанная для России Международным валютным фондом в конце 1991 г., основывалась на стимуляции экспортных отраслей экономики, генерирующих валютный капитал, необходимый прежде всего для погашения внешних долгов, унаследованных от СССР. Таким образом, модель реформирования российской экономики уже в самом замысле исходила из концепции долговой экономики.
Итоги социально-экономического развития в 1990-е гг. подтверждают, что политика российских реформ в русле принятой стратегии финансовой стабилизации и борьбы с инфляцией сугубо монетарными методами привела к формированию особого типа экономики, которая сочетает черты одновременно и долговой, и высокорисковой.
Эта модель развития закрывает все перспективы, связанные с оживлением производства и притоком инвестиций, структурными реформами и тем более со стратегией и программами постиндустриального развития. Потеря же перспектив постиндустриального развития чревата утратой Россией ее законного места в современной мировой экономике и геополитике, окончательным выталкиванием ее на периферию исторического развития.
Такова реальная перспектива, представляющая угрозу национальной безопасности России. И она может реализоваться, если не будут приняты решительные меры по пересмотру стратегии и тактики проводимых реформ.
Разрушение единого экономического пространства, усиление экономического сепаратизма, разрыв многолетних хозяйственных связей - все это приводит к падению конкурентоспособности и колоссальным экономическим потерям. Вопрос об оптимальном использовании единого экономического пространства бывшего СССР - наиболее важный и актуальный из всех, которые сейчас стоят перед странами СНГ. Только путем правильно выстроенных взаимоотношений эти страны могут вернуть часть утерянных совокупных конкурентных преимуществ, которыми обладал бывший СССР. Особенно это важно для России - крупнейшей и наиболее развитой в экономическом отношении страны этого исторически сложившегося региона.
Эта новая и крайне сложная для российской экономики ситуация требует выработки соответствующей ей новой государственной экономической стратегии, отвечающей глубинным национальным интересам страны, ориентированной прежде всего на повышение конкурентоспособности ее экономики. Реализация такой стратегии как раз должна вернуть страну на путь устойчивого экономического роста и обеспечить ей достойное место в мировой экономике.
Здесь можно отметить несколько наиболее важных моментов.
1. В соответствии с современными представлениями конкурентоспособной считается страна, сочетающая преуспевание в международной торговле на базе высокой технологии и производительности с высоким доходом и заработной платой. Международные сопоставления в целом подтверждают это положение: рейтинги конкурентоспособности тесно связаны с производительностью труда и уровнем доходов населения.
Как уже отмечалось, национальная конкурентоспособность может основываться на ресурсных (операционных) и технологических преимуществах. Первые включают преимущества в наделенности, или обладании природными ресурсами, вторые предполагают достижения операционного характера, т.е. в эффективности использования имеющихся в распоряжении страны ресурсов, что создает преимущества в издержках производства и влияет на цены. Технологические конкурентные преимущества могут иметь формы частичного технологического преимущества (по отдельным товарам или отраслям) или абсолютного в случае формирования высокотехнологичной инновационной экономики.
Страны могут обладать в различных соотношениях всеми указанными преимуществами, так что говорить можно лишь о преобладании того или иного их вида.
Современная Россия участвует в международном разделении труда, опираясь в основном на ресурсные конкурентные преимущества, и это главная характеристика ее конкурентной ориентации в течение уже более 10 последних лет. В структуре товарного экспорта на сырьевые товары приходится до 80%, в то время как доля технологических преимуществ в их совокупности у России низка: в суммарном экспорте на товары и услуги отраслей высокой технологии приходится не более 4% против 21% в США.
2. Несмотря на то что Россия богата природными ресурсами и она ориентируется на эти ресурсы как на главное конкурентное преимущество, ее сырьевая база в последние годы подверглась существенному истощению: геологоразведка ведется крайне слабо, реальные запасы тают, происходит снижение ценовой конкурентоспособности сырья из-за ухудшающихся условий добычи и транспортировки. Низкая эффективность добычи сырья, высокая ресурсоемкость ВВП России (в 2,4-7,0 раза выше, чем в развитых странах) практически сводят на нет ресурсные преимущества страны, снижая эффективность национальной экономики и препятствуя росту ее конкурентоспособности.
3. Другой источник ценовых преимуществ России как на внешнем, так и на внутреннем рынке в настоящее время - дешевый и относительно квалифицированный труд. Общий уровень квалификации и производительности трудовых ресурсов России оценивается в докладе ВЭФ по конкурентоспособности как относительно высокий, хотя и ниже среднего. Конкурентное преимущество трудовых ресурсов России - достаточно высокий уровень начального и среднего образования, особенно математической подготовки, а также уровень образования (в годах) среднего рабочего. Значительно хуже уровень подготовки менеджеров, особенно в научно-технической сфере, специалистов в области финансового управления и маркетинга.Удельная оплата труда в России существенно ниже, чем в ведущих промышленных странах. После кризиса осени 1998 г. уровень удельной оплаты труда в России снизился еще больше: по нашей оценке, в среднем за 1998 г. он составил всего 8,06 цента на международный (рассчитанный по ППС) доллар против 36,2 в США. Таким образом, оплата труда в расчете на единицу продукции была в России в 1998 г. в 4,5 раза ниже, чем в США. Соответственно на 1 долл. оплаты труда в России производилось в 4,5 раза больше продукции, чем в США.
Причиной существенного снижения удельной оплаты труда стало более резкое по сравнению со снижением производительности труда падение уровня заработной платы: более чем двукратное за 1990-1998 гг. В пересчете по валютному курсу разрыв по заработной плате между Россией и США составил в 1998 г. (в среднем за год) 18 раз. Затем ситуация несколько стабилизировалась, но принципиальных изменений к лучшему не произошло.
Конкурентное преимущество, основанное на снижении жизненного уровня населения, не может быть устойчивым. Многолетнее неконтролируемое снижение заработной платы, осложненное практикой неплатежей, ведет к сужению потребительского спроса, дальнейшему углублению спада производства и разбалансированию экономики. Сегодня низкий уровень заработной платы подрывает основы воспроизводства трудовых ресурсов России, ведет к снижению уровня общей и профессиональной подготовки кадров, препятствует разработке и осуществлению программ создания трудовых ресурсов, соответствующих требованиям современной конкурентоспособной экономики.
4. В значительной мере снижение конкурентоспособности российской экономики связано с состоянием инвестиционной сферы, где сложилось крайне драматичное положение. В экономической литературе оно получило название «инвестиционная пауза», которая затянулась более чем на 10 лет. Такая пауза приводит к достаточно быстро прогрессирующей утрате страной способности к воспроизводству сложного комплекса отраслей обрабатывающей промышленности, что в перспективе создает опасную зависимость от внешних источников обеспечения воспроизводственными ресурсами.
В результате недоинвестирования сегодня не обеспечивается даже простое воспроизводство основного капитала. В наиболее кризисных отраслях капиталовложения в 2,5-5 раз меньше начисленной амортизации. А в целом по промышленности реальные капиталовложения меньше инвестиционных ресурсов в 1,7 раза.
Слабо соотносятся с промышленно-производственным потенциалом России и размеры прямых иностранных инвестиций (ПИИ), на которые возлагались большие надежды и которые могли бы оказать значительную помощь в преодолении инвестиционного спада. В 1990-е гг. приток ПИИ был примерно в 10 раз меньше оттока капитала из страны. По масштабам ПИИ на единицу произведенного ВВП Россия входит в десятку стран, занимающих последние места среди 59 стран, включенных в исследование ВЭФ.
5. Прямым следствием инвестиционной паузы и одним из решающих факторов снижения конкурентоспособности российской экономики стала деградация технологической структуры российской промышленности. Этому в значительной мере способствовали опережающий спад производства в отраслях высокой технологии, а также сокращение расходов на НИОКР. Это снижение к 1997 г. достигло 0,7% ВВП и 30 долл. в расчете на душу населения в год (против 425 долл. в США, т.е. более чем в 14 раз!), что неизбежно ведет к разрушению научно-технических заделов, осуществленных еще в бывшем СССР на протяжении многих лет, а также уменьшению инновационного потенциала страны, а это, в свою очередь, закрепляет тенденцию к падению конкурентоспособности российских предприятий на самых перспективных и высокоэффективных рынках, лишает Россию возможности использования интеллектуальной ренты, образующейся при реализации новых продуктов и технологий.
В международных сопоставлениях по методу рейтинговых оценок Россия занимает последние места практически по всем показателям, характеризующим как общее состояние технологического ресурса, так и многие механизмы его создания и развития. И это несмотря на то, что ресурсная база научно-технической сферы страны оценивается весьма высоко: по распространению высшего образования, численности ученых и инженеров, уровню научно-исследовательских институтов Россия входит в число первых 12-15 стран мира. Однако эффективность использования ресурсов крайне низка.
Основные источники повышения операционной конкурентоспособности на основе развития технологий - собственные научные исследования, нововведения и заимствование технологий. Сегодня развитие этого направления повышения конкурентоспособности в России в значительной степени сдерживается недостаточным финансированием науки, унаследованным еще от СССР, слабой связью науки с промышленностью и неразвитостью научной инфраструктуры. Кроме того, в условиях резкого инвестиционного голода крайне низка инновационная активность предприятий, практически не развита национальная инновационная система; отсутствуют или неэффективны механизмы внешней и внутренней диффузии технологии, которые позволяют получать максимальный эффект от затрат на научные исследования и разработки. Необходимость повышения этих затрат для финансирования развития технологий особо остро ставит вопрос о повышении эффективности использования результатов этих исследований, что в отношении конкурентоспособности может рассматриваться как операционный ресурс второго порядка, т.е.
повышение эффективности применения факторов, с помощью которых используются первичные ресурсы.
Перспективы усиления технологического ресурса и создания технологического конкурентного преимущества России требуют формирования национальной инновационной системы, концентрации усилий на научных направлениях, по которым Россия находится выше мирового уровня, и поиска новых технологических ниш. Необходимо также развитие системы распространения нововведений, в том числе заимствованных.
6. В условиях современной мировой торговли для многих стран, в том числе и для России, нормой стало установление валютного курса к доллару ниже ППС национальной валюты. Это позволяет странам добиваться ценовых преимуществ в конкурентной борьбе на мировых рынках, не прибегая к сложным, дорогостоящим и рискованным программам технологического усовершенствования производства. При этом чем ниже уровень технологического развития страны, тем при прочих равных условиях больше вероятность использования такой конкурентной стратегии.
Различия в величине отклонений валютного курса от ППС служат своего рода характеристикой экономического благополучия страны, а также ее валюты. С этих позиций различают страны с «сильной» и «слабой» валютой, что характеризует различия в положении и возможностях стран на мировом рынке.
«Сильная» валюта облегчает экспансию на мировом фондовом рынке, скупку зарубежных производственных активов по заниженным ценам, обеспечивает дешевый импорт. Напротив, «преимуществом» стран со «слабой» валютой является возможность занижения цен на их экспортную продукцию (как правило, первичные ресурсы - минеральные, топливно-энергетические, лесные, продукты сельского хозяйства и другие товары, производство которых не требует применения высоких технологий). Но одновременно эти страны при импорте необходимых им товаров вынуждены платить соответственно более высокие цены (примерно на размер занижения цен на свои товары при экспорте). Таким образом, использование ресурсов мирового рынка для этих стран оказывается существенно обремененным из-за завышенных цен на импорт. Разница между выгодой от получения части мирового рынка из-за более низких цен и ущербом, который несет страна от более дорогого импорта, как правило, оказывается не в пользу данной страны и в долгосрочном плане для нее губительной. Это связано с тем, что отказ от технологических путей совершенствования собственного производства и ориентация на экспорт сырья приводят не только к обесценению последнего через обесценение валюты страны-экспортера, но и к застою ее научно-образовательного комплекса - основного условия ее развития. Ориентация на экспорт сырья и получение за счет него необходимых товаров по импорту сама по себе приводит к снижению внутри этой страны потребностей в высокообразованных специалистах для развития собственного производства продукции высокой степени обработки, а далее по цепочке: сдерживание технологического развития и обеспечивающих его фундаментальных и прикладных научных исследований. Эта ориентация ведет также и к консервации или снижению жизненного уровня населения, поскольку удешевление экспортируемого сырья происходит в том числе и за счет снижения затрат на рабочую силу.
Наоборот, страны, ориентирующиеся на развитие внутреннего технологического потенциала и высокий уровень производительности труда, создают долгосрочные условия для повышения своей конкурентоспособности на мировых рынках, поддерживая при этом высокие доходы и уровень жизни населения. Конкурентоспособность страны, основанная на ее технологических преимуществах, свойственна богатым промышленно развитым странам.
Конкурентоспособность, достигнутая на основе нетехнологических, ресурсных преимуществ из-за низкой стоимости факторов производства, и прежде всего дешевого сырья и дешевой рабочей силы, а также на занижении стоимости национальной валюты, характерна для бедных слаборазвитых стран.
Повышение конкурентоспособности, основанное на низком уровне заработной платы и занижении курса национальной валюты, противоречит смыслу и целям экономического роста. Тем не менее страны вынуждены их использовать для повышения национальной конкурентоспособности в краткосрочной перспективе, чтобы хоть как-то удержаться на мировых рынках и получить необходимую валюту, например для реализации своих национальных программ или выплаты иностранных долгов. Поэтому, как правило, к такой конкурентной стратегии прибегают именно бедные, обремененные внешними долгами страны. Суть такой политики заключается в том, что страна, принудительно девальвируя свою валюту и создавая конкурентные преимущества более низкими ценами, выраженными в валютах других стран, создает предпосылки для быстрого расширения рынка экспортных товаров данной страны и получения ею необходимой иностранной валюты для решения внутренних проблем или проблем внешнего долга.
Однако здесь есть один важный момент. Если страна не успевает вовремя вложить полученные в результате расширения экспорта средства в развитие технологии, дальнейшее расширение производства и повышение его эффективности (а деньги обычно уходят на покрытие внешних долгов), то полученная выгода на макроуровне оборачивается убытками от повышения импортных цен и усиления инфляционных тенденций, еще более усугубляя ее экономическое положение. Круг замыкается...
Курс российского рубля с начала 1990-х гг. резко отклонялся от ППС, однако наиболее резкое и беспрецедентное по масштабам отклонение произошло в результате 4-кратной девальвации, стартовавшей в августе 1998 г. Отклонение валютного курса рубля от ППС возросло с 2,33 в 1996 г. до 4,43 в декабре 1998 г.
Теоретически это означает, что низкоэффективные отрасли российской экономики получили 4-кратное ценовое преимущество относительно товаров высокоразвитых стран. Реализация ценовых преимуществ могла бы повысить норму внутренних накоплений, послужить толчком для развития как экспортных, так и импортозамещающих производств. Однако в условиях глубокого системного кризиса российской экономики, высокой степени зависимости от подорожавшего импорта, нехватки капитала, растущего долгового бремени и хронического бюджетного дефицита реализация конкурентных преимуществ, которые дает «дешевый рубль», весьма проблематична.
Важная итоговая характеристика конкурентоспособности страны - показатели, описывающие ее присутствие на мировых рынках. Для России динамика этих показателей в 1990-е гг. также свидетельствует о резком падении ее конкурентоспособности. Значительное сокращение масштабов национальной экономики, ускоренная болезненная трансформация ее хозяйственных механизмов проявились и в работе внешнеэкономического сектора, где либерализация проходила наиболее стремительно.
Однако потерей позиций на внешних рынках проблема конкурентоспособности России не исчерпывается. Наиболее драматично снижение конкурентоспособности российских товаров на ее собственном внутреннем рынке.
Если на протяжении многих лет дореформенного периода ресурсы потребительских товаров для внутреннего рынка формировались за счет внутреннего производства не менее чем на 80%, то уже к середине 1990-х гг. доля товаров собственного производства сократилась почти до половины и сохраняется примерно на этом уровне после некоторого повышения после кризиса 1998 г.
Возросшая зависимость от импорта продовольствия создает реальную угрозу продовольственной безопасности страны. Возникает серьезная зависимость страны и по линии высокотехнологичных отраслей - электронной, радиотехнической, промышленности средств связи, ряда видов машиностроения и других отраслей современного высокотехнологичного комплекса.
9. В целом анализ показателей национальной конкурентоспособности России за 90-е гг. и начало XXI в. со всей очевидностью подтвердил низкий уровень конкурентоспособности России в сравнении с ведущими промышленными странами.
В совокупности приведенные факты свидетельствуют о резком ухудшении конкурентных позиций России на мировом рынке, а также об ослаблении ее позиций на собственном национальном рынке. Речь идет о существенном снижении макроконкурентоспособности страны в целом.
В период 1990-2001 гг. практически все показатели конкурентоспособности России, рассчитанные на макроуровне, демонстрируют тенденцию к понижению. Это касается показателей, характеризующих как ресурсные (сырьевые) преимущества, так технологические (ценовые).
В основе этих тенденций лежит значительное снижение эффективности функционирования как всей хозяйственной системы в целом, так и отдельных ее важнейших секторов и звеньев.
В связи с переживаемым Россией глубоким структурным кризисом, приведшим к более чем двукратному падению объема промышленного производства, можно отметить резкое ухудшение всех показателей эффективности функционирования хозяйственной системы. Такой обобщающий показатель, как уровень производительности труда в экономике, снизился за 1990-2002 гг. примерно на 1/3. В промышленности произошло резкое сокращение наиболее технологичных производств, особенно в отраслях машиностроения, а также в легкой и пищевой отраслях промышленности, служащих основой внутреннего рынка страны. При этом наращивался выпуск продукции сырьевых, экспортно-ориентированных производств. Продолжает увеличиваться отставание по уровню производительности труда как от ведущих промышленных стран, так и от стран с переходной экономикой и многих развивающихся рынков, что свидетельствует о постепенной утрате Россией конкурентных позиций по линии операционных факторов (главным образом технологического характера) и особенно факторов стратегического характера.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.