11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
Одна из центральных проблем при выработке экономической стратегии развития, тесно связанная с экономической безопасностью для любой страны, - определение роли и места в системе приоритетов такого развития внешнеэкономических связей, точнее, достижение оптимальной для данной страны сбалансированности внутреннего и внешнего секторов хозяйства.
Руководство страны должно решить крайне важный вопрос: насколько страна может опираться на собственные силы и ресурсы и в какой мере она должна использовать те возможности, которые дает внешний мир? При этом необходимо учитывать, что мир этот в условиях конкурентной борьбы, как правило, крайне агрессивен, хотя эта агрессивность часто прячется за дипломатическими формами и призывами к международному сотрудничеству.
Казалось бы, мощная тенденция к глобализации не оставляет большого поля для стратегического выбора ни одной стране. Тем не менее именно по причине необходимости обеспечения экономической безопасности степень интенсивности развития внешнеэкономических связей должна соизмеряться с потенциальными возможностями страны, особенно в ее противостоянии внешнеэкономической экспансии других, более развитых и конкурентоспособных стран.
Особенно это относится к России, которая обладает, по крайней мере, двумя наиболее важными характеристиками, требующими очень осторожного подхода к решению этой проблемы.
Во-первых, Россия сегодня находится в крайне ослабленном состоянии и системный кризис развития ее экономики пока полностью не преодолен, что делает ее неполноценным партнером в жесткой международной конкурентной борьбе.
Во-вторых, у России есть возможность набрать необходимый потенциал конкурентных преимуществ путем развития собственного огромного внутреннего рынка, а также расширения рыночного поля с помощью интеграции со странами, входившими ранее в СССР и по многим параметрам находящимися на близком для нее уровне развития, как технологического, так и организационно-экономического. Прежде всего имеются в виду страны СНГ.
Наверное, для таких стран, как Россия, которая, с одной стороны, находится в силу исторически сложившихся причин в ослабленном конкурентном положении, а с другой - по тем же причинам сохраняет еще способность быть центром притяжения для других стран, выработка стратегии развития внешнеэкономических связей должна предусматривать двухступенчатое решение.
Анализ зарубежного опыта показывает, что страны обычно сначала наиболее активно открываются ближайшим партнерам и по мере укрепления своих внешнеэкономических позиций и накопления регионального конкурентного потенциала все более активно раскрываются остальному миру. Об этом, в частности, свидетельствует более интенсивная внутрирегиональная (или внутрибло-ковая) торговля по сравнению с общим развитием внешнеэкономических связей (табл. 11.2).
Анализ тридцатилетнего периода развития внешнеэкономических связей крупных континентальных группировок стран позволяет выявить ряд тенденций, которые, по-видимому, можно охарактеризовать как некоторые закономерности.
Во-первых, достаточно закономерен (за некоторыми исключениями) неуклонный рост внутриблоковой торговли.
Во-вторых, наблюдается корреляция между объемами экспорта блока и размерами внутриблоковой торговли: чем сильнее блок, т.е. чем более конкурентоспособные страны в него входят, тем при прочих равных условиях мощнее развита и внутриблоковая торговля.
В-третьих, динамика внутриблоковой торговли интенсивнее у стран, позже вставших на путь международной интеграции.
Что же касается России, то здесь наблюдается несоответствие общемировым пропорциям и тенденциям. Это выражается, во-первых, в гипертрофированной открытости российской экономики явно в ущерб еще далеко не окрепшему внутреннему рынку. Экспортно-импортные квоты1 страны явно не соответствуют уровню ее конкурентоспособности, степень вовлеченности страны в мирохозяйственные связи - размерам страны и ее конкурентным позициям и могут создать проблемы для национальной безопасности страны (табл. 11.3).
Обращают на себя внимание высокие экспортная и импортная квоты России, соответственно в 4 и 2 раза выше, чем в США, при более чем в 10 раз меньших ПИИ и при более чем в 33 раза меньших объемах накопленных ПИИ, означающих отсутствие адекватных ресурсов и заделов для будущего развития. Очевидно, сегодня ни одна страна мира не имеет таких дисбалансов в конкурентоспособности и открытости, как Россия.
Таблица 11.3
Степень вовлеченности отдельных стран в мирохозяйственные связи в 2000 г.
Страна | Экспортная квота, %кВВП | Импортная квота, %кВВП | Ввоз ПИИ | Вывоз ПИИ | Ввоз ПИИ, % к валовым внутренним инвестициям | Накопленный ввоз ПИИ на душу населения, долл. | ||
млрд долл. | %к ВВП | млрд долл. | %к ВВП | |||||
США | 11 | 13 | 287,7 | 2,9 | 152,4 | 1,5 | 15,8 | 4 392 |
Япония | 10 | 8 | 8,2 | 0,2 | 31,5 | 0,7 | 1,1 | 428 |
Германия | 33 | 33 | 189,2 | 10,1 | 52,8 | 2,8 | 44,6 | 5 621 |
Великобритания | 27 | 29 | 134,0 | 9,1 | 259,5 | 18,1 | 52,9 | 8 047 |
Франция | 29 | 27 | 43,2 | 3,3 | 169,5 | 13,1 | 16,2 | 4 519 |
Италия | 28 | 27 | 13,2 | 1,2 | 12,1 | 1,1 | 6,0 | 1 984 |
Китай | 26 | 23 | 38,4 | 3,6 | 0,9 | 0,1 | 9,5 | 275 |
Индия | 14 | 17 | 2,3 | 0,6 | 0,3 | 0,1 | 2,1 | 19 |
Сингапур | 180 | 161 | 6,4 | 6,9 | 4,3 | 4,62 | 2,1 | 22 312 |
Малайзия | 125 | 104 | 1,6 | 2,0 | 10,1 | п,з | 7,2 | 2 362 |
Россия | 46 | 25 | 2,7 | 1Д | 3,2 | 1Д | 6,3 | 132 |
Все страны мира | 20 | 23 | 20 | 23 |
|
| 14,0 |
|
1 Соответственно отношение объемов экспорта-импорта к объему ВВП данной страны.
При всей прогрессивности показателя открытости национальной экономики, показывающей способность страны безбоязненно открывать экономические границы, будучи при этом уверенной в своей экономической силе и организованности в противостоянии международной конкуренции, нельзя одинаково оценивать показатель открытости в различных странах. Например, степень открытости Малайзии или Сингапура не может быть ориентиром для России, как она не может быть ориентиром для США, Китая или Индии. Страны, имеющие огромные ресурсы внутреннего рынка, не могут бездумно открывать экономические границы, не задумываясь о последствиях для их экономик острой конкурентной борьбы и тех потерях для национального потенциала, которые может принести такая открытость.
Интересно отметить тот факт, что даже Япония, по своим природно-геогра-фическим факторам, казалось бы, сильно зависящая от внешнего мира и прежде всего от импорта сырья, не увеличивает экспортную и импортную квоты, избавляясь от слишком сильной зависимости от внешнего мира путем снижения материалоемкости своей экспортной базы, сохраняя вполне умеренную степень интеграции в мировое хозяйство, оставаясь одной из самых независимых национальных экономик мира, в том числе и в отношении иностранных инвестиций.
Пример Японии, видимо, наиболее показателен для тех, кто надеется решить проблемы национальной экономики за счет внешних источников. Агрессивность внешней среды, стремление подавить конкурента всеми возможными способами заставляет социально ответственные правительства крайне осторожно подходить к развитию внешнеэкономических связей, учитывая прежде всего возможную зависимость национальной экономики от внешнего рынка и связанную с этим угрозу ее национальной безопасности.
Отмеченные диспропорции в развитии внешнеэкономического сектора России составляют непосредственную угрозу ее экономической безопасности. Для ее устранения необходима разработка новой стратегии вовлечения России в мирохозяйственные связи с преимущественным развитием внутреннего рынка и с ориентацией на расширение связей с ближайшими партнерами по СНГ. Пока же, напротив, стремление к вступлению в ВТО здесь преобладает по сравнению с развитием внутрирегиональных (внутриблоковыми назвать их пока еще трудно) связей стран СНГ.
Параллельно со стратегическими разработками более осмотрительного балансирования внутреннего и внешнего секторов экономики важно продвигать другую часть экономической стратегии - повышение степени обработки экспортируемых товаров («облагораживание» экспорта). Идея этой стратегии состоит в развитии отечественной обрабатывающей промышленности.
Учитывая богатый опыт зарубежных стран, прошедших этот путь, а также имеющийся в распоряжении страны огромный ресурсный потенциал, можно предложить следующие основные направления развития конкурентной стратегии в этой области.
Необходимо осуществить переход от ресурсной к операционной (технологической) конкурентоспособности, который уже совершен многими промы-шленно развитыми странами и рядом развивающихся стран. Такой переход предполагает прохождение, по крайней мере, двух этапов. На начальном этапе необходимо создание предпосылок, фундамента для осуществления прорыва в технологической сфере. Оно может происходить на базе как уже имеющихся собственных заделов, так и технологического заимствования в любых формах (особенно интересны формы совместного, лицензионного и сборочного производства). К преимуществам этих методов технологического заимствования следует отнести:
быстрое налаживание производства современной качественной и относительно дешевой продукции, прежде всего потребительской, поскольку при сохранении большой разницы в оплате труда по сравнению с западными странами сократятся прочие издержки производства благодаря применению западных методов организации и управления производством;
выпуск современных, качественных и дешевых товаров отечественного производства, позволяющий вытеснить с внутреннего рынка иностранные фирмы с помощью ценовых конкурентных преимуществ (так произошло с российской компьютерной отраслью, являющейся в значительной степени сборочным производством из узлов, поставляемых иностранными фирмами);
содействие росту промышленного производства и занятости, платежеспособного спроса и инвестиций, а следовательно, подъему экономики;
создание необходимых условий для перестройки экономики на новой технологической базе благодаря сдвигам в отраслевой структуре, техническому переоснащению производства, переобучению и повышению квалификации занятых, в том числе в сфере организации и управления производством, общему повышению культуры производства и т.д.
Успешное проведение следующего этапа требует разработки и реализации общенациональной программы повышения конкурентоспособности, отражающей основные элементы государственной политики, главные из которых:
разработка государственной инновационной политики, нацеленной на создание технологического конкурентного преимущества и построение национальной инновационной системы;
государственная поддержка долгосрочных исследований и разработок с высокой неопределенностью результатов. Она включает также активную поддержку университетов и исследовательских структур, связанных с ними, обеспечивающих страну квалифицированным персоналом, необходимым для технологически развивающейся экономики;
создание условий для адаптации трудовых ресурсов к быстрым технологическим изменениям (перманентное переобучение и образование в течение всей жизни);
стимулирование образования связей и сетей между государственным, частным и академическим секторами, предназначенных для создания, усвоения и распространения нововведений, для чего особенно важно развитие информационных технологий и формирование информационной инфраструктуры.
Распространение технологий - важный элемент инновационной экономики, требующий для развития помощи государства. В зависимости от цели можно использовать три вида государственных программ содействия продвижению нововведений:
усвоение и адаптация конкретных технологий;
улучшение общей технологической восприимчивости фирм;
создание инновационной способности фирм.
В качестве инструментов используется оказание технической помощи, особенно малым фирмам, а также создание технологических банков данных и служб «технологических брокеров»; агентств и центров по лицензированию и передаче технологии; демонстрационных центров, диагностических и консультационных служб, информационных сетей и др.
Освоение операционной (технологической) конкурентоспособности сложно и для многих стран практически неразрешимо. Но Россия все-таки имеет шанс, поскольку все еще обладает необходимыми для этого ресурсами, прежде всего квалифицированными научными кадрами, образованной рабочей силой, научным и технологическим потенциалом (в настоящее время по 17 из 100 научных направлений Россия находится на мировом уровне или выше).
Главное в решении трех задач состоит:
в правильном использовании ресурсного потенциала (от экспорта сырьевых ресурсов в одночасье отказаться невозможно);
в переходе к операционной (технологической) конкурентоспособности, сопровождающемся поиском новых технологических ниш, т.е. в создании нововведений, по которым Россия сможет стать технологическим лидером;
в выстраивании собственной конкурентной стратегии, охватывающей весь спектр социокультурных и геополитических проблем, оказывающих влияние на внутреннее состояние экономики страны и на ее положение в мире.
ВЫВОДЫ
Конкурентоспособность и экономическая безопасность - органично связанные категории. Если субъект рынка не обеспечил свою экономическую безопасность, он не сможет удержать конкурентные преимущества, а следовательно, неизбежно потеряет конкурентоспособность.
На разных уровнях хозяйственной организации субъекты рынка обеспечивают конкурентоспособность и безопасность по-разному. Чем выше уровень хозяйственной организации, тем сложнее повысить конкурентоспособность и обеспечить безопасность. Самая сложная задача - обеспечить экономическую безопасность на макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики.
Из всех факторов конкурентоспособности - ресурсных, операционных и стратегических - наиболее важны в настоящее время стратегические. Именно с их помощью решается и проблема обеспечения безопасности. Без разработки конкурентной стратегии нельзя добиться ее серьезного и длительного повышения и удержания на высоком уровне. Особенно важна эта группа факторов на макроуровне. От успешного повышения конкурентоспособности на макроуровне во многом зависит конкурентоспособность отдельных предприятий и фирм и соответственно товаров данной страны. Отсутствие в России общенациональной конкурентной стратегии серьезно осложняет ее положение как на мировом, так и на внутреннем рынке.
Конкурентоспособность и безопасность национальной экономики зависят от ее открытости, т.е. от вовлеченности в мировую экономику. При этом только сильная в экономическом отношении страна может успешно конкурировать на мировых рынках, и степень открытости должна соответствовать уровню конкурентоспособности. Несоразмерная открытость национальной экономики наносит ей значительный ущерб в виде свертывания внутреннего производства и прямых потерь в результате занижения курса национальной валюты для повышения конкурентоспособности из-за снижения экспортных цен. Сегодня открытость российской экономики не соответствует уровню ее конкурентоспособности, а внешнеэкономическая сырьевая ориентация закрепляет ее низкую конкурентоспособность и развитие ее внутреннего рынка.
Для российской экономики особенно важна разработка стратегии повышения конкурентоспособности при решении вопросов о ее присоединении к ВТО. Такое присоединение без нанесения экономике страны серьезных потерь может быть осуществлено только на основе продуманной долгосрочной стратегии и соответствующей промышленной политики, включающей решение проблем экономического, социального, научно-технического и юридического характера.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Как связаны понятия конкурентоспособности и экономической безопасности в современном мире?
На каких уровнях организации национальной экономики формируется конкурентоспособность и как они связаны между собой?
Каковы три основных типа конкурентных преимуществ и какой из них приобретает все большее значение и почему?
Каковы основные итоги роста конкурентоспособности России в последнем десятилетии XX в.?
В чем суть современной глобализации с точки зрения международной конкурентоспособности?
Каковы основные закономерности динамики раскрытия национальных экономик в мировой экономике?
Рекомендуемая литература
Гелъвановский М.И. О стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики: Научный доклад в Государственной Думе РФ // Российский экономический журнал. 2000. № 7.
Гелъвановский М.И., Жуковская В.М., Бушмарин И. В. и др. Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановой макроэкономический анализ. М.: ИМЭМО РАН, 2000.
Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве: Материалы ученого совета ИМЭМО РАН 22 ноября 2000 г. М.: ИМЭМО РАН, 2001.
Орешкин В.А. Присоединение России к ВТО: издержки и приобретения для национальной экономики // Проблемы развития. 2002. № 1.
Портер М. Международная конкуренция. М.: Вильяме, 2000.
Сенчагов В.К., Захаров А. Н., ЗонинА.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России // Бизнес и банки. 2003. № 47. Октябрь.
Фишер Г. Глобализация мирохозяйственных отношений. Сущность, формы и перспективы. М.: ДА МИД РФ, 1999.
The Global Competitiveness Report. Wash. 1996, 1998, 2000.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.