59.4. Международные экономические конфликты
Положительное влияние глобализации на МЭБ заключается прежде всего в том, что она в целом способствует ускорению экономического развития и росту благосостояния народов, углублению взаимозависимости национальных хозяйств, которые все больше втягиваются в формирующийся глобальный хозяйственный комплекс и превращаются в его органичные составные части. В результате повышается заинтересованность стран в сохранении устойчивости мирового хозяйства. Применение экономической силы и развязывание международных экономических конфликтов становятся слишком дорогостоящими средствами экономической политики. Все чаще выгоднее оказывается не вступать в конфронтацию, а развивать торговлю. Кроме того, глобализация способствует ускорению научно-технического прогресса, который приводит к появлению новых средств для согласованного решения глобальных проблем и обеспечения устойчивости мирового хозяйства.
Вместе с тем положительное влияние глобализации на МЭБ осуществляется не постоянно и не повсеместно. Оно довольно противоречиво. Эта противоречивость проявляется в плане как обеспечения стабильности мирового хозяйства, так и предотвращения международных экономических конфликтов.
Экономическое противостояние присутствовало и присутствует в отношениях между всеми государствами, не исключая партнеров по военным блокам и экономическим группировкам. На современном этапе глобализации страны, так же как и раньше, будут вести борьбу за рынки сбыта и факторы производства. Среди последних повышается значение нового фактора производства -знаний. Сегодня в связи с этим говорят о появлении экономики знаний.
Значение знаний как фактора экономической силы растет вместе с ростом их роли как фактора производства. Но первооткрыватели экономики знаний могут воспользоваться возникающей при этом сверхприбылью только при условии сохранения своего монопольного положения. Отсюда контроль над экспортом высоких технологий, получивший широкое распространение в передовых странах, и то повышенное внимание, которое эти страны уделяют защите прав на интеллектуальную собственность. В догоняющих странах такому вниманию к охране авторских прав противостоит либеральное отношение к их нарушению. Борьба за знания, за установление того или иного порядка их распространения становится важным фактором международных экономических конфликтов.
Значение материальных ресурсов в экономике знаний относительно падает, но борьба за них не исчезает. Более того, с ростом населения планеты она обостряется. Борьба за ресурсы сегодня ведется не только для получения права на их использование, но и для того, чтобы лишить такого права соперника, с тем чтобы ограничить возможности его роста. Прежде всего это касается источников энергии. По мере усиления экономической мощи Китая, Индии и других развивающихся государств борьба за ресурсы в мире будет обостряться. Она включает борьбу за привлечение инвестиций, в которых нуждаются и развитые, и развивающиеся страны.
Важное условие МЭБ - надежность энергоснабжения, угрозу которой составляет политическая нестабильность в энергодобывающих регионах. В первую очередь это относится к странам Ближнего Востока, где у власти находится целый ряд режимов, положение которых весьма шатко. США пытаются решить эту проблему военными методами, однако при этом под удар ставится стабильность международной системы в целом.
Очевидно, что причинами международных экономических конфликтов в условиях глобализации могут служить глобальные по своему характеру экологические и демографические проблемы. Ведь их решение требует не только согласованных действий всего мирового сообщества, но и больших затрат. При этом возникают споры о том, кто более других виновен в возникновении той или иной проблемы и как будет распределяться бремя расходов при ее решении.
В настоящее время один из главных международных конфликтов - конфликт между сторонниками и противниками глобализации. В международной сфере это конфликт между странами, выигрывающими от глобализации, и странами, считающими, что они оказались в проигрыше. По вопросу о влиянии глобализации на экономический рост и преодоление экономической отсталости единого мнения не сложилось. Дискутируются в основном различные вариации следующих двух тезисов:
глобализация открывает широкие возможности для роста и преодоления экономического отставания. Разрыв между развитыми и развивающимися странами благодаря ей сокращается;
глобализация способствует ускорению экономического роста прежде всего в промышленно развитых странах, отрыв которых от остального мира увеличивается, и в небольшом числе развивающихся государств. Положение других стран развивающегося мира улучшается медленно, а положение наиболее бедных стран ухудшается. В целом разрыв между двумя мирами сохраняется или даже увеличивается. Возрастает опасность поляризации мира на вечно бедных и вечно богатых.
Противники глобализации считают, что она выгодна только странам-лидерам, которые расширяют свои возможности за счет других государств, права и интересы которых в результате оказываются ущемленными. Оппозиция глобализации, кстати, есть и в странах Запада. В нее входят, в частности, те американцы и европейцы, которые боятся потерять рабочие места в результате притока товаров и рабочей силы из-за рубежа и перевода производства в другие страны.
Равноправное и взаимовыгодное экономическое сотрудничество - условие безопасности международной системы. Коллективная система экономической безопасности сможет оказаться действенной только в том случае, если она будет отвечать интересам не только сильнейших, но и слабейших участников. Поскольку в мировую экономическую систему входят страны, далеко отстоящие друг от друга по уровню развития, это означает, что менее богатые партнеры будут настаивать на перераспределении доходов и на проведении особо благоприятной для них торговой политики, включающей систему льгот и преференций.
Развивающиеся государства хотели бы иметь больший доступ на рынки промышленно развитых стран, получить реальный контроль над деятельностью ТНК, улучшить условия получения передовой технологии, исключить применение мер экономического давления, повысить степень своего участия в принятии важнейших решений в рамках ведущих международных организаций, разделить с промышленно развитыми странами контроль над инфраструктурой международной торговли и, наконец, получать в больших объемах помощь, которая носила бы безусловный, а не связанный характер.
Эти идеи положены в основу концепции нового международного экономического порядка (НМЭП), призванного создать взаимовыгодную международную систему, в которой сужается почва для конфликтов. Сторонники идеи НМЭП объявляют современную международную экономическую систему неприемлемой для решения задач развития. Эта система, считают они, была создана странами Запада в соответствии с их потребностями и служит их интересам. Провозглашаемые этой системой принципы, такие, как свободный рынок и равенство возможностей, на самом деле либо не срабатывают, либо оборачиваются против более слабых партнеров. Кроме того, существующая система не приспособлена для решения глобальных проблем современности.
Требования развивающихся государств по пересмотру мировой валютной системы и международной торговли были включены в Программу действий по установлению нового международного экономического порядка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН на VI специальной сессии в 1974 г., и подтверждены в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой Ассамблеей в том же году. Эти требования содержатся и в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, которые по уставу этой организации имеют лишь рекомендательный характер.
Концепция НМЭП и близкие ей идеи встречают довольно сильное противодействие в развитых странах. В конечном счете все изменения международной экономической системы, как утверждают оппоненты идеи НМЭП, осуществляются по принципу «помоги себе сам» на основе использования сравнительных преимуществ и взаимной выгоды. Такая позиция противоречит принципу, согласно которому обеспечение МЭБ требует совместных усилий всего мирового сообщества.
Для возникновения международных конфликтов между бедными и богатыми не имеет значения, какая из двух точек зрения справедлива. Важно то, что тезис «богатые становятся богаче, а бедные - беднее» чрезвычайно популярен в развивающемся мире. Ведь объективные факторы лежат лишь в основе экономических конфликтов. Для того чтобы эти факторы заработали, они должны получить субъективную трактовку. Налицо же две исключающие друг друга интерпретации, противоречие между которыми порождает масштабный экономический конфликт между Севером и Югом.
Причем доступность информации, что присуще глобализации, играет в этом конфликте неоднозначную роль. Благодаря ей в развивающийся мир проникают не только достижения, но и пороки Запада, которым относительно слабые общественные институты противостоять не в состоянии. Да и сами западные ценности не могут быть без издержек приложены к самобытной культурной среде. Данные обстоятельства поддерживают настроения изоляционизма, подогреваемые огромным расхождением не только в образе, но и в качестве жизни между двумя мирами. В условиях же всеобщей информационной открытости и благодаря современным средствам коммуникаций разрыв в уровне благосостояния напоминает о себе постоянно.
Реально можно спорить о тех формах, которые принимает глобализация, о ее темпах и направлениях, а не о том, чтобы повернуть ее вспять. Глобализация - длительный исторический процесс сращивания хозяйств стран Запада в единый (центральный) воспроизводственный комплекс с вовлечением в него хозяйств стран периферии и образованием планетарного воспроизводственного комплекса. Экономический рост в развивающихся государствах в основном определяется тем, насколько успешно им удалось вписаться в экономику западного мира1. Так было до настоящего времени, так будет, видимо, и в обозримой перспективе, поскольку развивающийся мир пока не обладает собственной научно-технической базой для самостоятельной эволюции в наступившей эре экономики знаний.
1 Подчеркнем, что успех в данном случае - результат не просто внешнеэкономической либерализации, а такой либерализации, которая отвечала интересам конкретной страны и проводилась в сочетании с определенными мерами внешнеторговой и внутренней экономической политики. Бездумная либерализация может нанести народному хозяйству не меньший вред, чем экономическая обособленность.
Оппозиция глобализации абсолютно бесперспективна. Другое дело, что глобализация может развиваться разными темпами и принимать различные формы. Она может ускоряться или замедляться, углубляться или ослабевать на отдельных этапах, идти по тем или иным направлениям и т.п. Все эти нюансы будут иметь неравноценные последствия для каждой страны. По этим и другим подобным вопросам, естественно, происходят и будут происходить столкновения интересов. Такие конфликты неизбежны и оправданны, поскольку каждое ответственное правительство обязано защищать национальные интересы, которые у всех стран разные. Но это конфликты не «за» и «против» глобализации как явления, а по поводу ее частных аспектов. Это конфликты не между непримиримыми противниками, а между партнерами, каждый из которых стремится извлечь наибольшую выгоду из общего дела.
Как далеко могут зайти такие конфликты? Совместными усилиями можно постараться удержать в цивилизованном русле применение средств торговой политики до определенного предела. Однако в не очень отдаленном будущем некоторые быстро развивающиеся страны, укрепившись экономически, станут претендовать на большее место в мировом хозяйстве. Столкновения их интересов с нынешними лидерами будут происходить чаще и станут более ожесточенными. Следует иметь в виду, что сложившаяся система обеспечения МЭБ не универсальна. Она выработана под руководством стран, занимающих сегодня лидирующие позиции в мировом хозяйстве. Но страны - претенденты на место в первом эшелоне могут потребовать изменения правил игры, что повлечет перестройку системы МЭБ, которая, не исключено, будет проходить весьма болезненно.
Система МЭБ должна гарантировать исключение из международной практики всех форм дискриминации, а также неприменение экономических мер давления (блокад, эмбарго и других акций, не санкционированных Советом Безопасности ООН). И действительно, не только осуждение, но и запрещение такого рода мер содержится в авторитетных документах ООН, включая Декларацию о принципах международного права, Хартию экономических прав и обязанностей государств, ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Проблема, однако, заключается в том, что все эти документы носят декларативный характер и с точки зрения международного права не имеют обязательной силы. Кроме того, они не охватывают всего перечня инструментов, используемых для принуждения и нанесения ущерба в межгосударственных отношениях.
Существующая система разрешения споров в рамках ВТО также занимается довольно узким спектром вопросов, связанных с применением торгово-политических инструментов. Между тем при экономической агрессии используются не только обычные средства торговой войны, но и различные другие способы нанесения ущерба, например валютно-финансовые. К тому же систему разрешения споров ВТО при всех ее достоинствах нельзя назвать полностью эффективной.
В последнее время обсуждается идея создания международного судебного органа (геоэкономического трибунала), в компетенцию которого входило бы рассмотрение дел об экономической агрессии. Авторы этой идеи считают необходимым создать не только судебный орган, но и систему, обеспечивающую выполнение его решений. Назначение геоэкономического трибунала состоит в том, чтобы не допускать преднамеренного нанесения ущерба, а если он наступил - обеспечить его возмещение и наказать нарушителя. Однако дальше дискуссий о создании такого международного судебного органа дело пока не пошло.
ВЫВОДЫ
1. Система МЭБ должна обеспечивать стабильность и гибкость международной экономической системы, облегчать перемещение факторов производства через границы, способствовать выравниванию уровней экономического развития и гарантировать право страны на защиту от мер принуждения со стороны других государств.
Создание системы МЭБ - длительный процесс поиска компромиссных решений. Оно осуществляется постепенно, идет неодинаковыми темпами в различных областях (в финансовой сфере, торговле в целом и на отдельных товарных рынках, в сферах государственного регулирования экономики и регламентирования поведения ТНК и т.д.).
Основные этапы на пути создания глобальной системы МЭБ - международные консультации, мониторинг (наблюдение) положения в отдельных областях, надзор за выполнением совместно установленных норм, межнациональное и наднациональное управление глобальными процессами. Вместе с тем в последнее время все шире распространяются принципы управления, основанные не на иерархической (вертикальное подчинение), а на сетевой структуре (горизонтальные связи). Можно предположить, что в регулировании глобальных процессов и обеспечении МЭБ будут использованы оба принципа.
Создание органов для сближения экономической политики или выполнения других задач, учреждение «независимых» агентств или наднациональных институтов не устраняет причин экономического противостояния. Главная заслуга международных органов и организаций заключается в том, что они придают неупорядоченным столкновениям интересов более формализованный и управляемый характер.
Не вызывает сомнений необходимость участия страны в совместной деятельности по развитию системы МЭБ. Вместе с тем существует принципиальная невозможность полного решения проблемы национальной экономической безопасности только с помощью усилий на международном уровне. В связи с этим нужно сделать вывод о том, что наряду с необходимостью совместных усилий по обеспечению МЭБ сохраняется роль фактора собственной экономической силы как условия национальной экономической безопасности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Откуда исходят основные угрозы МЭБ?
С чем связана потребность в согласовании экономической политики государств?
Назовите основные элементы институциональной структуры МЭБ и их функции.
Как обеспечивается стабильность международной экономической системы?
В чем заключается влияние глобализации на международные экономические конфликты?
Рекомендуемая литература
Лфонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. 2001. № 2-3.
Баланс сил в мировой политике: теория и практика / Под ред. Э.А. Позднякова. М.: ИМЭМО, 1993.
Гаджыев К.С. Введение в геополитику. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2003.
Загашвшш B.C. Экономическая безопасность России. М.: Гардарика, 1997.
Международная экономическая безопасность (совместное советско-английское исследование). М; Л.: Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР и Королевский институт международных отношений Великобритании, 1988.
Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002.
Соколов В. К вопросу об организации геоэкономического трибунала // Безопасность Евразии. 2002. № 2.
Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ДИНАМИКА ИНДИКАТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В 1994-2003 гг.
1. Место России в мире
Вниманию читателей представлен справочный материал по динамике индикаторов, характеризующих социально-экономическое развитие России и ее место в мире за 1994-2003 гг.1 Он может быть использован студентами, аспирантами и преподавателями в учебном процессе при подготовке курсовых и дипломных работ, а также при ситуационном анализе экономики России, оценке социально-экономических результатов политики, проводимой Правительством, для разработки альтернативных вариантов макроэкономической и финансовой политики.
Приведенные индикаторы сведены в информационный массив по важнейшим сферам обеспечения экономической безопасности, представляющий собой динамические ряды, обработанные при помощи единой методологии. При подготовке этого материала авторами широко использованы различные статистические методы обработки данных, такие, как метод сезонного сглаживания, нахождения средневзвешенных и средних значений, рассмотрения динамики некоторых показателей в ценах базового периода, методы агрегирования. Применение этих методов позволяет выявить и проиллюстрировать основные тенденции социально-экономического развития, избежать возникновения «пил» при построении графиков, показать основные угрозы экономической безопасности России.
1 При создании этого материала авторы использовали следующие источники информации: Госкомстат России - http://www.gks.ru. Центральный банк РФ - http://www.cbr.ru. Система комплексного развития информации (СКРИН) - http://www.skrin.ru. Бюджетная система РФ - http://www.budgetrf.ru. Министерство финансов России - http://www.minfin.ru. Университетская информационная система России - http://www.cir.ru. Министерство по чрезвычайным ситуациям России - http://www.mchs.gov.ru. Мировой банк - http://www.worldbank.org. Международный валютный фонд - http://www.imf.org. Конференция ООН по торговле и развитию - http://www.unctad.org. Европейский центральный банк - http://www.ecb.int. Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - http://www.oecd.org. Организация Объединенных Наций - http://www.un.org. Российский союз золотопромышленников - http://aurum79.ru. 15. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2002 г.», Москва, 2003 г. - http://www.minerals.ru. U. S. Geological Survey - http://www.usgs.gov. Компания De Beers - http://www.debeersgroup.com.
Россия - самое крупное по площади государство на земном шаре (17,1 млн км2). По территории она сопоставима с материком Южная Америка и более чем в два раза превышает размеры другого материка - Австралии. Россия располагается в северной части материка Евразия. Европейская ее часть (около 1/3 территории) занимает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, а также Урал, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Азиатская часть России (около 2/з территории) включает Сибирь и Дальний Восток. Европейская и азиатская части России разделяются горной системой Урала. Россия в основном равнинная страна, горные области преобладают на востоке и юге страны. В европейской части это хребты Большого Кавказа, где расположена высочайшая точка России - Эльбрус. В Сибири это Алтай, Саяны, хребты Дальнего Востока и сопки Курильских островов и Камчатки. Велика протяженность России с запада на восток (9 тыс. км). Из-за большой протяженности территории страны по долготе (172°) велика разница во времени между самым восточным и самым западным ее участками (страна разделена на 11 часовых поясов). Протяженность страны с севера на юг составляет около 4 тыс. км.
Общая протяженность границ России самая большая в мире и составляет (по данным Комитета по делам охраны государственной границы РФ) 58,6 тыс. км, при этом морские границы (около 40 тыс. км) почти вдвое больше сухопутных. Морские границы на севере и востоке страны проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны России. Протяженность железных дорог в России составляет 87,5 тыс. км. По этому показателю она занимает 2-е место в мире после США, которые лидируют с большим отрывом (протяженность железных дорог в США составляет 250 тыс. км). Россия граничит по суше с КНДР, КНР, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Литвой, Польшей, Латвией, Эстонией, Финляндией, Норвегией; по морю - с США и Японией.
Большая часть территории России лежит в умеренном климатическом поясе; острова Северного Ледовитого океана и северные материковые районы лежат в арктическом и субарктическом поясах; Черноморское побережье Кавказа расположено в субтропическом поясе. Климат почти повсеместно континентальный, с холодной зимой при продолжительном снежном покрове и жарким летом. Самое холодное место Северного полушария (с минимальной температурой января - 68°С) - город Оймякон в Восточной Сибири. На юге Дальнего Востока климат умеренно-муссонный со средними температурами января от 0 до - 5°С. Наибольшее количество осадков выпадает в горах Кавказа и Алтая (до 2000 мм в год), самый засушливый район - Прикаспийская низменность (около 150 мм осадков в год).
По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 г., численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн чел. Крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Омск, Уфа, Челябинск, Казань, Пермь, Ростов-на-Дону, Волгоград.
Согласно Конституции Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды. Президент Российской Федерации - глава государства, избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года. Россия состоит из 89 регионов, объединенных в 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.
По запасам природных ресурсов Россия - богатейшая страна мира. В ней имеются почти все виды полезных ископаемых, а по запасам многих из них она занимает одно из первых мест в мире. В России имеются крупные месторождения нефти, газа, каменного угля, известняков, стекольных и строительных песков, мела, гипса, железных, медно-никелевых, апатито-нефелиновых, оловянных, полиметаллических, свинцово-цинковых руд и руд ряда редких металлов, а также золота, алмазов, слюды, асбеста, поваренной и калийной солей. Вместе с тем дефицитны марганец, хром, уран, титан, ртуть, цирконий, высококачественные бокситы, некоторые виды нерудного минерального сырья, что обусловлено отсутствием на территории России крупных месторождений.
Такие минеральные ресурсы, как нефть и газ, - основные товары российского экспорта. В России сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 12% угля, 13% нефти. Запасы природного газа (более 48 трлн м3) - самые большие в мире. По добыче природного газа Россия - абсолютный лидер (на 2-м месте -США). На долю России приходится треть мировой добычи газа. ОАО «Газпром» - крупнейшая газодобывающая компания мира. На его долю приходится 30% мировых запасов газа, 25% мировой добычи и около 40% мировой торговли газом. «Газпром» охватывает практически всю российскую газовую отрасль (95% добычи газа и фактически 100% транспортировки). Разведанные запасы газа, принадлежащие «Газпрому», составляют 32,6 трлн м3. Сырьевая база характеризуется высокой степенью концентрации запасов газа, что создает благоприятные условия для организации его добычи. Поставки газа осуществляются в 19 стран.
По добыче нефти в 2003 г. Россия вышла на 1-е место в мире, опередив Саудовскую Аравию.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.