logo search
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны

Социально-экономическое развитие России с каждым годом во все боль­шей мере определяется рыночными механизмами при уменьшении прямого вмешательства государства. Этот объективный процесс, который, безусловно, будет продолжен и усилен, должен быть в полной мере учтен при формирова­нии важнейших направлений государственной деятельности по защите наци­ональных интересов России в области экономики и по предотвращению, па­рированию и снижению уровня угроз экономической безопасности страны. Нельзя допустить, чтобы эта деятельность нарушала рыночные механизмы.

Применительно к большинству проблем социально-экономического раз­вития России рыночные механизмы не создают угроз экономической безо­пасности страны и не противоречат национальным интересам России в обла­сти экономики. Известно весьма негативное влияние ситуации на мировых товарных, валютных и фондовых рынках на российские рынки.

Но дело не только во внешнем влиянии. В любой экономической системе, в том числе и в рыночной, существуют различные интересы отдельных субъ­ектов и объектов рынка, в том числе и государства и его органов. Например, практически все федеральные органы исполнительной власти (Минобороны, Минздрав, Минобразования России и др.) заинтересованы в увеличении для них бюджетных ассигнований. Как правило, с позиции действительных по­требностей в развитии этих отраслей предъявляемые соответствующими ми­нистерствами запросы на бюджетное финансирование обоснованны. Однако в бюджете, определяющем это финансирование, нет возможности удовлетво­рить в полной мере все эти запросы. Возникает конкуренция интересов, кото­рая имеет непосредственное отношение к проблеме экономического обеспе­чения национальной безопасности России. Еще более остры противоречия между федеральными и региональными органами исполнительной власти по поводу распределения бюджетных доходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Это важно для внутриполити­ческой безопасности и обеспечения федерализма.

Другой вид противоречий экономических интересов - противоречия между государственными органами власти и отдельными коммерческими структура­ми как со значительным государственным пакетом акций, так и без такового.

Есть и противоречия экономических интересов различных групп фирм и крупных производственных объединений между собой. Это, в частности, про­явилось в ходе обсуждения условий вступления России в ВТО, что имеет пря­мое отношение к обеспечению внешнеэкономической безопасности России.

Все это свидетельствует о том, что государство вынуждено постоянно пре­одолевать эти противоречия, оптимально их балансировать. Эта деятельность требует учета национальных интересов России в области экономики, т.е. со­здания и осуществления постоянно действующего механизма обеспечения экономической безопасности страны.