Глава 51
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С КРИМИНАЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что «для профилактики преступности и борьбы с ней необходимо развитие в первую очередь правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международных правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной коллизиями в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере».
В ряде научных исследований делаются прямые выводы о взаимосвязи масштабов теневой экономики и экономической преступности с качеством действующей законодательной и нормативной правовой базы. Так, по данным опроса предпринимателей, проведенного в мае 2001 г. Институтом социально-экономического анализа, более 60% респондентов основной причиной высокой доли теневой хозяйственной деятельности считают несовершенство законодательства, регламентирующего отношения в налоговой сфере1. При этом под несовершенством необходимо понимать как высокий уровень налогового и фискального давления на предпринимателей, регламентируемого системой законодательных и ведомственных нормативных актов, так и их сложность и запутанность, а также наличие в законодательстве многочисленных пробелов и противоречий.
Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную со становлением и развитием российской государственности.
История развития правовой базы борьбы с криминализацией экономики. В домосковский период Руси основным правовым источником была Русская Правда - нормативно-правовой акт, в котором впервые представлены все наиболее опасные, с точки зрения правящего класса того времени, преступления, в том числе и носящие имущественный характер.
Основанное на обычае право Древней Руси регулировало отношения только между свободными людьми, за холопа отвечал князь. При этом санкции носили в основном имущественный характер. Основными юридическими источниками периода централизованного российского государства (XV-XVII вв.) являются Судебники 1497 и 1550 гг., а также Соборное уложение 1649 г.
1 Доклад рабочей группы президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса «Состояние и основные проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, анализ эффективности существующих механизмов государственной поддержки и развития малого предпринимательства» от 19 декабря 2001 г. опубликован на веб-сайте официального интернет-представительства Президента Российской Федерации.
Появляются составы преступлений, положившие начало формированию систематизированной правовой базы борьбы с первичными проявлениями теневой экономики. В Соборном уложении 1649 г. имелись специальные главы, посвященные ответственности за уклонение от уплаты податей, за контрабанду, за нелегальную торговлю отдельными видами товаров, за деятельность, осуществляемую без специального разрешения, за фальшивомонетничество. Наряду с имущественной ответственностью за совершенные преступления устанавливаются телесные наказания, заключение в тюрьму, смертная казнь.
В конце XVII в. на фоне заметного роста мануфактурного производства и формирования всероссийского рынка начинает складываться абсолютная монархия. Для пополнения казны помимо ранее существовавших налогов изобретается и вводится большое число новых: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, на табачный откуп и др.
Активная правотворческая деятельность государства в экономической сфере вызывает ответную реакцию населения: начинает складываться теневой сектор экономики. Это, в свою очередь, толкает государство на ужесточение санкций. Основными актами, направленными на борьбу с проявлениями теневой экономики, являются Артикулы Петра I (1715-1725 гг.), Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.).
Составы экономических преступлений приводятся в определенную систему. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных экономические преступления были представлены в таких разделах, как «О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны», «О преступлениях и проступках против собственности частных лиц» и др. В Уложении, например, была установлена ответственность за злоупотребления, связанные с банкротством, подделку государственных кредитных билетов, подлоги и другие злоупотребления с векселями, нарушение банковской тайны, неправильные и злонамеренные действия в производстве ссуд или выдаче вкладов, подлог при займе у государственных или общественных и частных кредитных учреждений, за открытие частного банка без дозволения правительства или без соблюдения установленных законом правил и др.
Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения, с одной стороны, ослабили государство, а с другой - дали мощный толчок развитию теневой экономики. Период «военного коммунизма» характеризуется отменой частной собственности на землю, национализацией крупной промышленности, банков, железнодорожного и водного транспорта, внешней торговли; введением монополии государства на хлеб, текстиль, нефть и другие товары; введением продовольственной разверстки и трудовой повинности; установлением суровых наказаний за экономические преступления.
Несмотря на репрессии, «черный рынок» постоянно разрастался и в итоге почти сравнялся с официальной экономикой. Теневая экономика стала угрожать самой советской власти. На повестку дня встал вопрос о формировании новой законодательной базы, способной вывести страну из кризиса, противостоять разрушительным явлениям теневой экономики.
В марте 1921 г. начинается новый этап в жизни России, вошедший в историю под названием нэп (новая экономическая политика). Таким образом, можно сказать, что в 1920-е гг. Россия вплотную подошла к пониманию и решению проблемы теневой экономики. Уровень ее в 1921-1928 гг. существенно снизился. Однако начавшиеся массовая индустриализация и коллективизация, усиление налогового пресса, политические репрессии привели к свертыванию рыночных отношений и уходу частного предпринимательства в теневую экономику.
Характерные черты права 1930-х - середины 1980-х гг. - закрепление политики контроля за экономической деятельностью с использованием репрессивных методов. Так, по УК РСФСР 1926 г. учиненная по предварительному сговору или в виде промысла подделка металлической монеты, государственных казначейских билетов, денежных бон, банковских билетов государственного банка и ГЦБ влекла в отношении всех участников и пособников расстрел с понижением ответственности при смягчающих обстоятельствах до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не менее пяти лет с конфискацией всего имущества. Расстрелом могла быть наказана и квалифицированная контрабанда. Нарушение правил о валютных операциях предусматривало для должностных лиц лишение свободы со строгой изоляцией на срок не менее одного года, а для частных лиц - штраф до 3 тыс. руб.
По УК РСФСР 1960 г. за нарушение, например, правил о валютных операциях следовало наказание лишением свободы на срок от 3 до 8 лет с обязательной конфискацией валюты и ценных бумаг, а квалифицированный вид этого преступления, состоящий в спекуляции валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах, а также нарушение правил о валютных операциях ранее судимым за это преступление влекли за собой наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет с конфискацией имущества или смертной казни.
Несмотря на принимаемые государством меры по повышению эффективности экономики посредством укрепления централизованных начал в управлении хозяйственным комплексом страны, подавление проявлений теневой экономической деятельности жесткими методами, народное хозяйство по всем показателям все больше отставало от экономически развитых стран, а теневая экономика наращивала масштабы и темпы роста.
Жизнь настоятельно требовала перемен во всех сферах, особенно в политике, экономике, праве. С середины 1980-х гг. такие перемены стали происходить, хотя крайне медленно и противоречиво. С одной стороны, право борется с частной инициативой в экономике, а с другой - допускает ее в известных пределах.
Противоречивость действующего права на фоне разрастающегося экономического кризиса не могла не сказаться на расширении масштабов теневой экономики. Именно в этот период она превратилась в устойчивый элемент социально-экономической системы, без которого производство уже не могло нормально функционировать. Теневая экономика не только приняла значительные масштабы, но и стала выполнять важные функции в хозяйственной системе в целом.
Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики. Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется возвращением российской экономики на путь рыночного развития, которое продолжает сопровождаться ростом масштабов теневой экономической деятельности и экономических преступлений. К 2002 г. в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений.
Конституция 1993 г. законодательно закрепила принципы новых экономических отношений рыночного типа: защиту в равной степени всех форм собственности, свободную экономическую деятельность, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, единое экономическое пространство, поддержку конкуренции, а также использование для предпринимательства своих имущества и способностей. Одновременно в Конституции говорится об обязанности физических и юридических лиц платить законно установленные налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. Законы, которые вводят новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Гражданское право Российской Федерации отразило новые экономические отношения: правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. ГК РФ регулирует договорные и другие обязательства, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Налоговые правоотношения как самостоятельная отрасль финансового права регулируются налоговым законодательством. Налоговый кодекс РФ устанавливает принципы налогообложения, перечень налогов, правила и процедуры налоговых правоотношений, права и обязанности их участников, обеспечивающие правовые и процессуальные нормы. Это в значительной мере позволило устранить имеющиеся пробелы, противоречия и несогласованность многочисленных нормативно-правовых актов, используемых для совершения налоговых и связанных с ними правонарушений и преступлений экономической направленности.
Нарушая конституционно установленный порядок, хозяйствующие субъекты совершают налоговые и связанные с ними правонарушения и преступления в экономической сфере. Критерий деления деликтов в сфере налогообложения на правонарушения и преступления - степень общественной опасности, возникающая в связи с невыполнением конституционной обязанности об обязательности, своевременности и полноте уплаты налогов и сборов, что влечет недопоступление средств в бюджет государства и приводит к невозможности государства выполнить свои функции.
Введенный в действие в 2001 г. новый Кодекс РФ об административных правонарушениях установил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; виды административных наказаний и правила их применения; административную ответственность, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ; порядок производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний; подсудность дел об административных правонарушениях судам.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. определил ответственность за преступления в сфере экономики в разделе VIII, состоящем из трех глав: 21-23.
Глава 21 «Преступления против собственности» обеспечивает равную уголовно-правовую охрану всех форм собственности, существующих в РФ. Она отражает реальную криминогенную ситуацию в стране, сложившуюся в связи с посягательствами на собственность. В этой главе законодатель указал на 11 составов преступления (ст. 158-168) против собственности. Такие преступления, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160), вымогательство (ст. 163) и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165), как показывает практика, по способу совершения и иным признакам имеют большое сходство с другой группой экономических преступлений, указанных в гл. 22 УК РФ.
Глава 22 УК РФ имеет особое значение для охраны складывающихся экономических отношений и описывает преступления в сфере экономической деятельности. Она заменила главу «Хозяйственные преступления» ранее действовавшего УК РСФСР. Всего гл. 22 предусматривает 34 состава преступления, многие из которых ранее были неизвестны российскому законодательству.
По смыслу и направленности диспозиций 34 упомянутых состава преступления можно разделить на группы.
1. Преступления должностных лиц, нарушающие установленные Консти- туцией РФ и федеральными законами гарантии осуществления экономичес- кой, в том числе предпринимательской, деятельности, права и свободы ее участников:
воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169);
регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170).
Здесь посягательства на порядок осуществления экономической (предпринимательской) деятельности совершаются как бы извне, со стороны тех лиц, которые обязаны обеспечивать и контролировать этот порядок.
2. Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности:
незаконное предпринимательство (ст. 171);
производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1);
незаконная банковская деятельность (ст. 172);
лжепредпринимательство (ст. 173);
легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);
легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1);
приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого незаконным путем (ст. 175).
Данные преступления нарушают порядок осуществления предпринимательской деятельности самими участниками этой деятельности.
3. Преступления против интересов кредиторов:
незаконное получение кредита (ст. 176);
злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);
неправомерные действия при банкротстве (ст. 195);
преднамеренное банкротство (ст. 196);
фиктивное банкротство (ст. 197).
Кредитные отношения - важнейший элемент рыночной экономики, и государство активно защищает интересы кредиторов.
4. Преступления, связанные с проявлениями монополизма и недобросове- стной конкуренции. Эти деяния посягают на основной признак рыночной экономики, ее главный рычаг - конкуренцию. К ним следует отнести:
монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178);
принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179);
незаконное использование товарного знака (ст. 180);
заведомо ложную рекламу (ст. 182);
незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183);
подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184).
5. Преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг:
злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185);
изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);
изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187).
Эти преступления, нарушая установленный порядок обращения денег и ценных бумаг, посягают на финансовые интересы государства и других участников экономической деятельности.
6. Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные и валютные преступления):
контрабанда (ст. 188);
незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189);
невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190);
незаконный оборот драгоценных металлов, камней или жемчуга (ст. 191);
нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192);
невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193);
уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194).
7. Преступления против установленного порядка уплаты налогов и стра- ховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые пре- ступления):
уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198);
уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).
8. Преступления против прав и интересов потребителей:
обман потребителей (ст. 200);
нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181).
Новые экономические отношения потребовали по-новому регламентировать уголовную ответственность лиц, занимающих управленческие должности в коммерческих организациях, поскольку они не являются должностными лицами государственных учреждений и общественных организаций. В УК РФ проблемам ответственности такого рода посвящена гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» раздела VIII. В этой главе содержится 4 состава таких преступлений в сфере экономики:
• злоупотребление полномочиями (ст. 201);
злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202);
превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203);
• коммерческий подкуп (ст. 204).
1 Экономическая безопасность Российской Федерации: Учеб. для вузов. Ч. II / Под общ. ред. СВ. Степашина. М.-СПб.: Всероссийская государственная налоговая академия; Санкт-Петербургский университет МВД; Лань, 2001. С. 208.
Недостатки действующего законодательства. Один из основных недостатков действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью (а не с преступностью в широком понимании). Большинство из действенных мер предусмотрено в законопроектах по борьбе с оргпреступно-стью и коррупцией, которые на протяжении ряда лет дорабатываются в различных высших законодательных инстанциях и так и не приняты в виде закона. В действующем законодательстве отсутствуют такие основополагающие понятия, как «организованная преступность» и «коррупция». Новый УК РФ практически полностью обходит нормы, касающиеся борьбы с организованной преступностью. В частности, ст. 35 УК указывает лишь на признаки преступлений, совершенных преступным сообществом, не давая юридического определения понятиям «преступная организация» и «преступное сообщество», предусмотренного законопроектом «О борьбе с организованной преступностью». Отсутствие действенной оперативной и следственной практики по выявлению и документированию организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), а также серьезные недостатки в нынешней редакции данной статьи существенно осложняют реализацию положений оперативных материалов. Первоначально ст. 210 УК РФ планировалось использовать в комплексе с другими специализированными законами, однако непринятие последних на протяжении ряда лет сводит ее эффективность до минимума.
Другой фактор, существенно осложняющий правоприменительную практику, - отсутствие закона о защите свидетелей, что резко снижает эффективность расследования деятельности организованных преступных групп.
В определенной степени на результаты борьбы с организованной преступностью органов ФСБ, МВД и других влияет изменение общероссийского уголовного законодательства в сторону уменьшения числа экономических преступлений, относящихся к подследственности органов безопасности. Материалы, направляемые оперативными подразделениями в прокуратуру и органы внутренних дел для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, далеко не всегда используются эффективно, и часто уголовное дело прекращается.
Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также прогнозирования появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне с участием сотрудников правоохранительных органов создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений, с особым упором на правовую защиту экономической безопасности личности, общества и государства. При этом следует обеспечить участие представителей правоохранительных структур в экспертизе данных нормативных правовых актов.
В то же время практика законотворческой деятельности показывает, что случаи привлечения экспертов из правоохранительных органов для участия в законотворческом процессе единичны, иногда имеет место игнорирование или открытое противодействие принятию вносимых от их имени проектов нормативных правовых актов.
Отечественный и международный опыт выявления и пресечения фактов отмывания (легализации) доходов, полученных незаконным путем, их сокрытия от контроля налоговых органов показывает, что за последние годы одним из его основных механизмов стало широкое использование электронных казино, букмекерских контор, иных игровых систем. Однако анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов предпринимательства в сфере игорного бизнеса, показывает, что, несмотря на принятие в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 182-ФЗ гл. 29 «Налог на игорный бизнес» НК России, в ней, как и в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных незаконным путем», не предусмотрены положения, отдельно регламентирующие порядок налогообложения и контроля компаний, занимающихся организацией игорного бизнеса в сети Интернет, что позволяет им не только уходить от налогообложения, но и дает возможность практически неограниченного использования финансовых активов, полученных криминальным путем, для легализации.
При этом уже сейчас часть крупнейших (по ставкам) в России столов преферанса и бриджа, «блэк джека» и рулетки переведена в электронный режим (www.shans.ru, www.casino2000.ru, www.loto.ru, www.payline.ru, www.videopok-er.ru и ряд других). Лицензии на ведение игорного бизнеса такими предприятиями получаются, как правило, на один игровой стол, один игровой автомат, одну кассу тотализатора и букмекерской конторы, в то время как фактически в казино одновременно играют десятки и сотни людей, что в принципе не противоречит положениям гл. 29 НК России, оперирующей неконкретно определенными понятиями: «с любым количеством участников», «место с одним или несколькими игровыми полями» и т. д.
В результате, несмотря на проводимые правоохранительными органами мероприятия по выявлению и пресечению нарушений в игорном бизнесе в сети Интернет, отсутствие законодательно определенных механизмов контроля за деятельностью субъектов предпринимательства в данной сфере позволяет прогнозировать значительный рост числа различных нарушений и развитие легализации криминальных капиталов.
ВЫВОДЫ
Масштабы теневой экономики и экономической преступности в значительной степени связаны с качеством действующей законодательной и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную с историей становления и развития российской государственности.
К настоящему времени в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.
Один из основных недостатков действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей
Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Опишите структуру раздела VIII УК РФ, определяющего ответственность за преступления в сфере экономики.
Каковы недостатки действующего законодательства, регламентирующего борьбу с экономической преступностью?
В чем заключается цель криминологической экспертизы?
Назовите виды государственного контроля над экономической преступностью.
Назовите правоохранительные органы, осуществляющие непосредственную борьбу с экономической преступностью.
Рекомендуемая литература
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.