15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
1 В структуре розничной торговли ведущее место занимают алкогольные напитки: в 2000 г. -9,3%, в 2001 г.-9,7%. 2 Экономист. 1999. № 9.
Любая концепция1 предполагает цель, пути и средства ее достижения и экономический механизм реализации намеченных путей и планируемого результата. Достижение продовольственной безопасности России базируется на таких принципах, как эволюционность, поэтапность (1-й этап до 2010 г., 2-й -до 2015 г., 3-й - до 2025 г.), государственный протекционизм в сочетании с рыночным механизмом.
Продовольственная безопасность на первом этапе (до 2010 г.) предусматривает удовлетворение минимальных потребностей среднестатистических россиян в суточной норме калорийности питания при улучшении соотношения белков и углеводов путем наращивания собственного производства. На этом этапе обеспечивается продовольственная независимость по таким продуктам, как мясо птицы, свинина, подсолнечное масло, овощи. Считается при этом, что по зерну и картофелю эти проблемы решены. Первый этап следует использовать для создания реальной правовой базы в области землепользования, законодательного решения проблемы ценового паритета, введения гарантированных цен под госзаказы, отработки проблем кооперации и интеграции. Необходимо пролонгировать и частично списать сумму задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами, обеспечить пополнение оборотных средств в сельском хозяйстве за счет долгосрочного целевого кредита по льготной ставке с учетом периода производства в сельском хозяйстве.
На втором этапе обеспечения продовольственной безопасности (до 2015 г.) Россия полностью решает продовольственные проблемы путем наращивания отечественного производства, обеспечивая суточную калорийность на уровне, рекомендуемом Институтом питания АМН, при оптимальном соотношении в пищевом рационе белков, жиров и углеводов и незаменимых аминокислот. При этом создается оптимальный страховой и резервный фонд (семян, кормов, продовольствия). Государство овладевает механизмом продуктовой интервенции, скупая непосредственно у производителей без посредников (по рыночным ценам) все излишки, достигая тем самым системы автоматического регулирования цен, обеспечивая при этом полную доступность основных продуктов питания для населения и импортозамещение. В конце этого периода вследствие обеспечения реальной доступности продовольствия для всех слоев населения в России возможно прекращение депопуляции населения.
1 Концепция в общем понимании - это система взглядов на то или иное явление. Применительно к продовольственной безопасности это организационно-экономическая система, обеспечивающая достижение такого уровня производства и потребления продуктов питания населением, который соответствовал бы нормативам Института питания АМН.
Третий этап развития аграрной сферы до 2025 г. будет определяться переходом на современный индустриально-информационный тип развития, углублением кооперации и выходом на межгосударственную интеграцию. Россия окончательно завершит программу восстановления естественного плодородия почв, комплексную мелиорацию и механизацию аграрной сферы и после наращивания объемов производства станет одним из самых крупных в мире экспортеров экологически чистой сельскохозяйственной продукции1. К этому времени, судя по темпам прироста населения в мире и экологической засоренности планеты, цены на экологически чистое продовольствие будут не меньше, чем на энергетические источники. С ростом экспорта экологически чистой продукции Россия получит альтернативный нефти и газу источник пополнения доходной части бюджета2.
Таким образом, стратегия развития аграрной сферы на перспективу должна базироваться на институциональных преобразованиях, предусматривающих формирование рыночной инфраструктуры, инвестиционную и инновационную составляющие, позволяющие выйти на передовые технологии, на синхронно работающую систему кредитования, налогообложения и страхования. Реализация долгосрочной стратегии опирается на отечественное производство технических средств, минеральных удобрений, условия, обеспечивающие удовлетворение спроса, эффективную инвестиционную политику государства.
1 За последние 10 лет Россия снизила выброс вредных веществ в атмосферу на 30%, а внесение минеральных удобрений на гектар посевных площадей - в 5,5 раза. 2 Непреднамеренно создана база для производства экологически чистой продукции, спрос на которую в мире возрастает, и этому следовало бы уделить серьезное внимание, закрепив свое место на мировом продовольственном рынке.
Кроме того, для корректировки производства продукции на душу населения использовались данные балансов. Анализ балансов производства и использования основных продуктов питания показывает, что из общего объема ресурсов по мясу и мясопродуктам на потребление расходуется 93,3%, по молоку и молочным продуктам - 95,6, по яйцам - 95,4, по картофелю и овощам - 95,4%, что говорит о том, что принятые АМН нормативы по потреблению с небольшой корректировкой на 4-5% могут использоваться как нормативы для расчета производства продукции.
Как показывает анализ табл. 15.5, для достижения продовольственной независимости к 2010 г. необходимо увеличить объем производства мяса в 1,9 раза, молока - в 1,5, сахара из собственного сырья - в 3, овощей - в 1,2, фруктов и ягод - в 3,1 раза. Для достижения продовольственной безопасности эти объемы необходимо увеличить как минимум на 20%, а по зерну, картофелю и яйцам продовольственная безопасность практически обеспечивается уже на данный момент. Сложности возникают в обеспечении населения подсолнечным маслом, но решение этой проблемы находится в плоскости регулирования экспортно-импортных операций.
Сложившиеся объемы производства зерна в общем удовлетворяют потребности населения и перерабатывающих отраслей пищевой промышленности. Но, учитывая прогнозируемый рост производства животноводческой продукции и конъюнктуру мирового рынка, России следует увеличить производство зерновых, доведя их к конечному сроку прогноза хотя бы до 1 т зерна на душу населения. Что же касается мясной и молочной продукции, то без специальной государственной программы развития и финансирования животноводства в сочетании с развитием кормовой базы ее не решить. Достаточно напомнить, что в федеральном бюджете для поддержки сельского хозяйства выделяется около 1 млрд долл., а на импорт продовольствия ежегодно тратится до 10 млрд долл.
Средства и пути достижения поставленной в концепции цели: бюджетные дотации через целевые программы и специальные фонды, льготные кредиты, государственный заказ (на федеральном и региональном уровнях); собственные средства предприятий от коммерческой деятельности и зарубежные инвестиции. Инвестирование в сельское хозяйство можно осуществить и целевыми эмиссионными вложениями. При растущей потребности в качественном продовольствии такая эмиссия не даст существенного увеличения инфляции.
Сельское хозяйство нуждается в государственном протекционизме, включающем такие макроэкономические мероприятия, как регулирование эквивалентного обмена, ценовая политика, поддержка курса национальной валюты, регулирование экспортно-импортных операций, формирование рыночной инфраструктуры АПК. Бюджетная поддержка кроме прямого дотирования целевых программ должна включать обязательное государственное страхование. В США государственная поддержка страхования урожая превышает 80% валового страхового взноса, ежегодно из бюджета выделяется более 2 млрд долл. В России в 2001 г. средства, выделенные из федерального бюджета на уплату страхового взноса, составили 18% начисленных взносов.
К сельскому хозяйству не следует подходить с общих позиций. Эта отрасль исключительно специфична и нуждается в особом подходе. Увеличение объемов производства продовольствия в России возможно на базе роста инвестиций путем модернизации всей экономики России. Что касается АПК, то для него необходимы современная материально-техническая база, доступная основной массе сельхозтоваропроизводителей, новейшие достижения биотехнологии, современные методы маркетинга, интеграция и кооперация при постоянном притоке капитала. Несмотря на то что все крупные экономические мыслители России четко связывали экономический рост с накоплением и использованием капитала, современное правительство применительно к сельскому хозяйству этот тезис не воспринимает.
Развитые страны, у которых нет проблем продовольственной безопасности, оказывали и продолжают оказывать существенную поддержку своим сельхозтоваропроизводителям. На Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (август-сентябрь 2002 г.) отмечалось, что Европа и США тратят 1 млрд долл. в день на поддержку своих фермерских хозяйств. Сумма прямых и косвенных дотаций в цене экспортной сельскохозяйственной продукции этих стран достигает 40%.
Запущенный после дефолта 1998 г. миф о том, что «Агропром» - один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики1 (основание - 20%-й рост продукции с 1999 по 2002 г.), так и не стал реальностью. Несмотря на относительно высокую урожайность зерновых в 2002 г., из-за снижения производства других продуктов прирост валовой продукции в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составил 1,7% - это самый низкий показатель после 1998 г. Практически кризис в сельском хозяйстве не преодолен. Реформирование аграрной сферы при сохранении диспаритета цен, росте просроченной кредитной задолженности, падении плодородия почв и отсутствии инвестиций не может обеспечить положительную динамику экономического роста.
Если не принять действенных мер по укреплению материально-технической базы сельского хозяйства, то при достаточно высокой степени износа основных фондов (62-63% по технике) дальнейшее их выбытие приведет к уменьшению посевных площадей и валовых сборов.
Для оптимального выполнения агротехнических работ сельскому хозяйству не хватает 690 тыс. тракторов и 160 тыс. зерновых комбайнов и много другой техники. В 2001 г. сельхозпредприятия приобрели 12,5 тыс. тракторов и 7,5 тыс. зерновых комбайнов. По ценам 2001 г. это стоит примерно 12,7 млрд руб., но с учетом необходимых автомобилей и других машин эта сумма должна быть больше - еще примерно на 30%. Если сохранить такие темпы приобретения техники, то для оптимизации машинно-тракторного парка по тракторам потребуется 55 лет, по зерновым комбайнам - 21 год. Так что
' Эксперт. 2003. № 1. С. 8.
необходимо как минимум удвоить ежегодные закупки техники и тратить на это примерно по 33-35 млрд руб. ежегодно (без учета изменения цен).
Чтобы достичь хотя бы уровня 1990 г., необходимо увеличить внесение минеральных удобрений с 1,3 до 9,9 млн т и затратить на это примерно 29 млрд руб. (в текущих ценах 2001 г.), или ежегодно не менее 4-5 млрд руб.
Расход сельского хозяйства на приобретение 5,2 млн т дизельного топлива и 1,9 млн т бензина (2001 г.) составил в ценах конца 2002 г. около 7 млрд руб. К этим затратам следует добавить расходы на электроэнергию, газ, воду, уголь и прочее - это примерно 32 млрд руб.
Заработная плата в общей себестоимости продукции сельского хозяйства составляет 53-54 млрд руб., в среднем, по примерным расчетам, она должна составлять 150 млрд руб. ежегодно. Следует также учесть, что себестоимость сельскохозяйственной продукции ежегодно возрастает в среднем на 50 млрд руб.
Что же реально получает сельское хозяйство? В 2000 г. федеральный бюджет выделил на сельское хозяйство и рыболовство 18,1 млрд руб., в 2001 г. -20,8 млрд руб.1 Чистая прибыльв 2001 г. составила 12,1 млрд руб., амортизация -14,3 млрд руб. В целом инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве составили в 2000 г. 30,8 млрд руб., в 2001 г. - 37,4 млрд руб. (в текущих ценах).
В сложившихся условиях существенную помощь сельскому хозяйству оказывают лизинг и возрождающаяся система машинно-технических станций (МТС). В 2001 г. по лизингу поступило техники на сумму 5,4 млрд руб., что обеспечило сельскому хозяйству 43% тракторов, 48% комбайнов и 10% автомобилей. В США более 2/з сельхозмашин фермы приобретают по лизингу сроком на 5-8 лет под 3-5% годовых. В 2001 г. в России насчитывалось 950 МТС, они имели 7,2 тыс. тракторов и 3,7 тыс. зерноуборочных комбайнов. МТС обрабатывали 5,1% пашни страны. Но эти формы поддержки не решают основных проблем расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, на базе которого и можно обеспечить продовольственную безопасность.
Помимо бюджетных целесообразно активизировать и внутренние источники инвестиций, включая снижение издержек и амортизацию. Амортизация -важнейший инвестиционный источник. Однако вследствие отсутствия контроля в сельском хозяйстве с помощью амортизации невозможно обеспечить даже простое воспроизводство. Доля использования амортизации по прямому назначению снизилась в несколько раз. На приобретение активной части основных фондов направляется мизерная доля: например, в Ульяновской области в 2000 г. на покупку техники использовано 1,4% поступивших денежных средств. При отсутствии контроля амортизация превратилась в источник пополнения исключительно оборотных средств. При этом в бухгалтерском учете не предусмотрено записей, отражающих использование амортизационных отчислений. На современном этапе необходимо расширить состав основных фондов, попадающих под амортизацию, ввести в бухгалтерском учете систему, отражающую начисление и использование амортизации, установить законодательную ответственность за нецелевое использование амортизации.
1 Налоговые платежи от предприятий сельского хозяйства увеличились в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 19,5% и составили 14,6 млрд руб. (задолженность - 42,1 млрд руб.).
Тенденция последних лет показывает опережающий рост производства сельскохозяйственной продукции в общественном производстве и его сокращение в ЛПХ. Последнее прогнозировалось, так как ЛПХ практически не получает от государства никакой поддержки, развалена потребкооперация, ранее активно работавшая с населением, почти нет технической помощи от сельхозпредприятий из-за их недооснащенности техникой. Физические возможности ЛПХ из-за роста численности пенсионеров исчерпаны. Только при комплексной поддержке ЛПХ на всех уровнях можно рассчитывать на их весомую роль в обеспечении продовольственной независимости.
Если перефразировать Наполеона, который говорил, что тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую, то применительно к сельскому хозяйству можно сказать, что если государство не будет поддерживать свое сельское хозяйство, то оно будет вынуждено поддерживать сельское хозяйство других стран, что мы и наблюдаем, судя по росту удельного веса импорта продукции растениеводства и животноводства за последние годы. Причем речь идет о продукции, производство которой эффективно в условиях России.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.