logo search

Краткое оглавление

Предисловие 5

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 7

ГЛАВА 1. Что и как изучает современная экономическая наука 7

ГЛАВА 2. Общие проблемы экономического развития 19

ГЛАВА 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система 34

ГЛАВА 4. Теория предельной полезности 50

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА 65

ГЛАВА 5. Спрос и предложение 65

ГЛАВА 6. Основы теории потребительского поведения 80

ГЛАВА 7. Издержки производства 99

ГЛАВА 8. Ценообразование на факторы производства при совершенной

конкуренции 113

ГЛАВА 9. Рыночная структура при несовершенной конкуренции 132

ГЛАВА 10. Доходы и их распределение 152

ГЛАВА 11. Предпринимательство. Предприятие. Типы предприятий 164

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА 186

ГЛАВА 12. Система национальных счетов 186

ГЛАВА 13. Макроэкономическое равновесие 201

ГЛАВА 14. Деньги, кредит, банки. Денежно-кредитная система государства 220

ГЛАВА 15. Денежно-кредитная политика государства. Монетаризм 252

ГЛАВА 16. Финансовая система. Финансовая политика государства 274

ГЛАВА 17. Инфляция. Система антиинфляционных мер 308

ГЛАВА 18. Государство и экономическая политика 326

РАЗДЕЛ IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 357

ГЛАВА 19. Международные аспекты экономического развития 357

ГЛАВА 20. Теория международной торговли и торговая политика 374

ГЛАВА 21. Международная валютная система и валютный курс 389

ГЛАВА 22. Экономический рост 403

ГЛАВА 23. Основы переходной экономики 417

Лауреаты премии «В память Альфреда Нобеля» 437

Сведения об авторах 439

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 442

Подробное оглавление 444

ПРЕДИСЛОВИЕ

Авторский коллектив, учитывая опыт преподавания курса теоретической экономики в высших учебных заведениях страны, в том числе и на базе указанного учебника, используя исследования отечественных ученых-экономистов, а также развитие экономических реформ в России за период после выхода указанного учебника, подготовил новой вариант учеб­ника, новое издание с учетом изменений российской действи­тельности. По мнению авторов настоящего учебника, учет российской действительности - это не только привлечение отечественного материала в качестве иллюстраций к теорети­ческим положениям, но и рассмотрение типично российских ситуаций в национальном хозяйстве. Одновременно это и учет стиля изложения материала, к которому привыкли студенты российских высших учебных заведений и самостоятельно изу­чающие экономическую теорию.

При написании учебника авторский коллектив руковод­ствовался следующими важнейшими методологическими и ме­тодическими положениями.

1. Содержание учебника должно полностью соответствовать Федеральному стандарту, утвержденному Министерством образования. Поскольку пока еще не существует утвержденной Министерством примерной программы курса экономической теории для неэкономических вузов, авторы сочли целесообразным расширить границы материала сравнительно с наиболее распространенными в стране отечественными учебниками для неэкономических вузов.

Дополнительный материал может быть использован сту­дентами при подготовке докладов, рефератов, а также препо­давателями.

2. Что касается содержания учебника, авторы исходили из того, что программа по экономической теории для неэкономических вузов должна по содержанию отличаться от соответству­ющей программы для экономических вузов и факультетов. Главное отличие состоит не в объеме учебного материала, не в количестве предлагаемых тем и проблем, а в отборе рассматри­ваемых проблем, в глубине и широте рассмотрения вопросов, в методике изложения тех или иных вопросов экономической теории и хозяйственной практики. Если в учебнике для эконо­мических вузов должны быть рассмотрены все без исключения проблемы теоретической экономики, то для неэкономических вузов данный курс выступает как основа воспитания экономи­ческого мышления, понимания экономической политики госу­дарства, деятельности предприятия, фирмы, где предстоит трудиться выпускнику вуза. Этот курс - основа для изучения прикладных экономических дисциплин: финансов, бухгалтер­ского учета, налогообложения и других.

  1. При изложении материала в учебнике, учитывая ограни­ченную математическую подготовку студентов неэкономичес­ких вузов, их логическое мышление, умение воспринимать гра­фические построения, предельно кратко даются многие графи­ческие построения и теоретические построения и поэтому подробно раскрываются экономические процессы, отображен­ные ранее различными графиками, и приводится значительный материал по теории, уделяется особое внимание формированию рыночного хозяйства в России.

  2. Учебник написан на основе произведений выдающихся представителей различных школ мировой экономической науки. Авторы использовали многие учебники и учебные посо­бия на русском, английском и немецком языках. В тексте читатель найдет изложение позиций различных экономических школ и направлений.

  3. Общие положения методологии изложены в первом раз­деле учебника. Здесь же обратим внимание читателя на то, что, во-первых, за основу выбран цивилизационный подход исследования развития производства; во-вторых, в рамках классического и неоклассического направлений существует значительное число различных теорий и школ. При анализе экономической действительности необходимо варьировать те­ориями и школами, что ни в коей мере не исключает подлин­ного научного подхода в исследовании конкретных процес­сов, явлений и ситуаций экономической жизни.

  4. О структуре учебника. Авторы полагают, что изучение макроэкономики должно следовать за изучением микроэкономики. Главный аргумент — изучение таких важнейших вопро­сов макроэкономики, как совокупный спрос и совокупное пред­ложение, невозможны без предварительного ознакомления с ними на уровне микроэкономики. Аналогичное замечание мож­но высказать относительно многих других проблем макроэко­номики.

Седьмое издание учебника, переработанное и дополненное, написано коллективом авторов, в составе которого профессора и преподаватели Института международного права и эконо­мики им. А.С. Грибоедова, Московского государственного уни­верситета им. М.В. Ломоносова, Московского государственно­го технического университета им. Н.Э. Баумана, Финансовой академии при правительстве Российской Федерации, Москов­ского государственного института электроники и математики, Комитета по статистике СНГ.

В заключение отметим, что не представляется целесообраз­ным указывать авторов отдельных глав, ибо все члены автор­ского коллектива выступают с единых теоретических позиций.