§ 4. Финансовая политика государства
Сущность финансовой политики
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются «финансовой политикой».
Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны, решаемых социально-экономических и иных задач. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики.
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является высокая роль государства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - высокие расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение и т.п.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика государства
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики - прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.
Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.
Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: 1) населения, а следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»). Эти причинно-следственные связи иллюстрирует рис. 16.3.
Рис. 16.3. Влияние фискальной политики на совокупное предложение
Первоначально равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос – AD1, совокупное предложение – AS1) достигалось при объеме производства Q, и уровне цен Р1 Сокращение налоговых ставок с доходов населения привело к росту совокупного предложения с AD1 до AD2. При том же самом совокупном предложении это привело к росту равновесного объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно - Q2 и Р2). Увеличение совокупного спроса при одновременном снижении налоговых ставок с доходов предпринимателей привело к росту и совокупного предложения с AS1 до AS2. Достигнуто новое равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос - AD2, совокупное предложение - AS2) при объеме производства Q3 и уровне цен Р3. Следует заметить, что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами, причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика.
Кейнсианский подход
Рассмотрим более подробно традиционный (кейнсианский) подход к макроэкономическим последствиям фискальной политики.
Фискальная политика складывается из так называемой «дискреционной фискальной политики» и политики автоматических стабилизаторов.
Под «дискреционной фискальной политикой» понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.
Для анализа этого воздействия воспользуемся рисунком 16.4. Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воздействия фискальной политики на совокупный спрос, а именно: допустим, что фискальная политика влияет только на совокупный спрос, государственные расходы не влияют на потребление и инвестиции, чистый экспорт равен нулю.
Рис. 16.4. Воздействие государственных расходов на объем национального производства и изменение макроэкономического равновесия
Начнем с анализа влияния государственных расходов на совокупный спрос. Вспомним график совокупных расходов(потребление + инвестиции, или С + I). Введение в экономический анализ государственных расходов (G) сдвигает график совокупных расходов (С + I) вверх и вызывает рост валового национального продукта. Точка макроэкономического равновесия смещается вверх по линии в биссектрисе.
Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов:
Кg = ΔВНП / ΔG,
где G - государственные расходы; Kg - мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная склонность к потреблению (МРС):
Kg = 1 / 1 - МРС = 1 / MPS.
Таким образом, ΔВНП = ΔG * Kg.
Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВНП. Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП
(налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налога), следовательно, сократятся и их расходы. Это, в свою очередь, отразится на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится.
При постоянных I и G график совокупных расходов (C + I + G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45 градусов, что иллюстрирует рис. 16.5.
Рис. 16.5. Влияние налогов на равновесный объем ВНП
Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов.
Вместе с тем, влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережения. Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но и сбережения.
Каким будет при этом уменьшение непосредственно потребления? Это зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Для определения сокращения потребления в результате введения налога необходимо умножить сумму налогового приращения (Т) на МРС или С = Т - МРС. (Аналогично этому умножение суммы налогового приращения на величину MPS покажет уменьшение сбережения в результате введения дополнительного налога, или S = Т * MPS.
Действие налогов, подобно инвестициям и государственные расходам, обладает мультипликативным эффектом. Но мультипликатор инвестиций меньше мультипликатора государственных расходов и инвестиций, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов или инвестиций оказывает прямое воздействие на величину ВНП.
Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС:
Kt = 1 / 1 - МРС * МРС = МРС / MPS.
Таким образом, влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства, валового национального продукта. Сокращение государственных расходов влечет за собой, следовательно, сокращение валового национального продукта. В свою очередь, введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).
Следовательно, можно прогнозировать дискреционную фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла.
В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: 1) увеличения государственных расходов; 2) снижения налогов; 3) сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов).
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из: 1) уменьшения государственных расходов; 2) увеличения налогов; 3) сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов).
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. Конечно, это абстрактная схема поведения правительства, и механизм фискальной политики далеко не так прост, поскольку в реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы. Понятно, что выработка оптимальной фискальной политики - задача архисложная.
В русле проводимой фискальной политики государства есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (« встроенных ») стабилизаторов. Под «автоматическими» или «встроенными», стабилизаторами, понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (при прогрессивной ставке налогообложения, а также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Иными словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и наоборот, в период замедления экономического -роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. И первое, и второе желательно с точки зрения экономической стабильности.
Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.
К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
§5. Фискальная политика государства и кривые совокупного спроса (AD) (модель AD-AS), денежного спроса (MD) (модель MD-MS), IS (модель IS-LM), график частных плановых инвестиций (I) в краткосрочном и долгосрочном периодах
Модель AD - AS
Известно, что кривая IS (модель IS-LM) - это графическое отображение отрицательной зависимости между нормой процента и ВНП на рынке товаров и услуг (см. гл. 13 «Макроэкономическое равновесие»). При изменении уровня государственных расходов или налогов кривая совокупного спроса (AD) сдвигается вдоль кривой совокупного предложения (AS). При наклонной кривой AS в краткосрочном периоде происходят изменения в объеме производства и уровне цен.
Допустим, что в соответствии с выбранным направлением фискальной политики предполагается увеличение государственных расходов.
Краткосрочный период
В краткосрочном периоде следствием роста государственных расходов будет сдвиг кривой AD вправо вверх, вдоль наклонной кривой AS, из положения AD1 в положение AD2 (рис. 16.6, г). Номинальный ВНП возрастает (реальный ВНП возрастает с Y^1 до У2, цены увеличиваются с Р1 до Р2).
Рис. 16.6. Рост государственных расходов и изменения на денежном рынке (а), на рынке частных плановых инвестиций (б), в модели IS LM (в), в модели AD AS (г)
При росте номинального ВНП кривая спроса на деньги сдвигается вправо вверх из положения MD1 в положение MD2 при неизменном денежном предложении MS (рис. 16.6, а). Следствием этого будет рост процентных ставок с r1 до r2.
Рост ставки процента сопровождается сдвигом вправо вниз вдоль графика частных плановых инвестиций (рис. 16.6, б). Уровень частных плановых инвестиций начинает падать с I1 до I2. Таким образом, рост государственных расходов вызвал уменьшение частных плановых инвестиций, что может приводить к сдерживанию роста производства. Этот эффект получил в экономической теории название «эффекта вытеснения».
В модели IS-LM при увеличении государственных расходов кривая IS сдвигается вправо верх от IS1 до IS2 (рис. 16.6, в). В соответствии с мультипликатором государственных расходов увеличение государственных расходов вызывает рост ВНП в размере:
G : (l-MPC),
где G - прирост государственных расходов; МРС - предельная склонность к потреблению.
Следовательно, кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное G : (1 - МРС). Экономическое равновесие устанавливается в точке E2(рис. 16.6, в).
Заметим, что рост ВНП в ответ на увеличение государственных расходов можно показать и с помощью модели «кейнсианского креста», и с помощью модели IS-LM. В модели «кейнсианского креста» рост государственных расходов приводит к гораздо большему росту ВНП. Это связано с тем, что модель «кейнсианского креста» предполагает изменение лишь государственных расходов при постоянных инвестициях в частном секторе и потреблении. Модель IS-LM учитывает «эффект вытеснения» при росте ставки процента в ответ на увеличение государственных расходов.
Таким образом, фискальная политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде: 1) увеличение номинального ВНП (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2) повышение процентных ставок; 3) появление «эффекта вытеснения» государственными расходами частных плановых инвестиций.
Первоначально экономика находилась в состоянии равновесия в точке Т1 (см. рис. 16.6, г), объем производства - на уровне Y1 , уровень цен – Р1. Денежный рынок находится в состоянии равновесия в точке Е1 (см. рис. 16.6, а) с денежной массой M1 и спросом на деньги MD1, при уровне процентной ставки r1 Этой процентной ставке соответствует уровень частных плановых инвестиций I1 (см. рис. 16.6, б). Равновесие в модели IS-LM достигалось в точке E1(см. рис. 16.6, в) с доходом Y1 и процентной ставкой r1 Новое равновесие в краткосрочном периоде (после увеличения государственных расходов) достигается в точке Т2 (см. рис. 16.6, г), где объем производства - на уровне Y2, цена - Р2. Денежный рынок достигает при этом равновесия в точке E2(см. рис. 16.6, а). В модели IS-LM - в точке Е2 (см. рис. 16.6, в). Уровень частных плановых инвестиций - I2 (см. рис. 16.6, б).
Долгосрочный период
Рассмотрим теперь влияние расширительной (экспансионистской) фискальной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде (рис. 16.7).
Рис. 16.7. Расширительная финансовая политика и изменения на денежном рынке (а), на рынке частных плановых инвестиций (б), в модели AD - AS (в)
Напомним, что на рис. 16.7, в точка Т2 - это точка краткосрочного равновесия экономической системы, в котором долго она находиться не может. По сравнению с начальным равновесием в точке Т1 объем товаров и услуг выше естественного уровня (т.е. максимально возможного для данной экономики при существующих факторах производства), уровень цен на конечные товары и услуги также выше. С течением времени уровень цен конечных товаров и услуг начинает влиять на рост факторных цен (цены на факторы производства). При этом уровень цен продолжает расти с Р2 до Р3 (см. рис. 16.7, б, в), а объем производства падает до естественного уровня (как следствие роста факторных цен) с Y2 до Y1 Экономика характеризуется новой точкой долгосрочного равновесия - точкой Т3 с более высоким уровнем цен и меньшим, чем в точке Т2, объемом производства. Рост цен может при этом компенсировать снижение реального объема производства таким образом, что номинальный объем ВНП продолжает расти. Кривая спроса на деньги продолжает сдвигаться вправо вверх из положения MD2 в положение MD3 (рис. 16.7, а) вдоль неизменной кривой денежного предложения MS. Это вызывает дальнейший рост процентной ставки с r2 до r3 и дальнейшее «вытеснение» частных плановых инвестиций. Они уменьшаются с I2 до I3 (рис. 16.7, б). Таким образом, в долгосрочном периоде «эффект вытеснения» усиливается по сравнению с краткосрочным периодом.
Следовательно, в долгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит: 1) к росту цен; 2) усилению «эффекта вытеснения»; 3) возврату реального объема производства к естественному уровню.
Некоторые особенности «эффекта вытеснения»
Итак, «эффект вытеснения» вызывается «ростом государственных расходов». Вместе с тем, этот эффект может быть следствием любого из направлений расширительной фискальной политики (снижением ставки налогов, уменьшением налогооблагаемой базы и т.п.).
Фискальная политика, направленная на сдерживание экономического роста, уменьшает совокупный спрос и приводит к противоположному результату: номинальный ВНП падает, спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном денежном предложении приводит к падению процентных ставок. Реальные частные плановые инвестиции увеличиваются, частично предотвращая действие «сдерживающей» фискальной политики. «Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения», увеличения частных плановых инвестиций.
Можно отметить еще одну особенность «эффекта вытеснения»,которая показывает, что денежно-кредитная и фискальная политика тесно взаимосвязаны: степень воздействия «эффекта вытеснения» отражается наклоном кривой LM в модели IS-LM (рис. 16.8). В свою очередь, наклон кривой LM зависит от цели выбранной денежно-кредитной политики.
Рис. 16.8. Наклон кривой LM и "эффект вытеснения"
На рис. 16.8, б представлены кривые LM, которые соответствуют денежно-кредитной политике, направленной на фиксацию денежной массы в обращении (кривая LM1) и на фиксацию уровня процентной ставки (кривая LM2). Кривая LM1 - промежуточный вариант, при котором может меняться и уровень денежной массы в обращении, и уровень процентной ставки.
Предположим, что денежно-кредитная политика государства описывается кривой LM1 Сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2 (например, вследствие роста государственных расходов) вдоль кривой LM2 (см. рис. 16.8, б) приводит экономическую систему в новое равновесие, при котором процентная ставка возрастает с r0 до r1 и вытесняет частные плановые инвестиции в размере I0 – I1 (см. рис. 16.8, а).
Если денежно-кредитная политика государства описывается кривой LM2, то сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2 вдоль кривой LM2 (см. рис. 16.8, б) соответствует положению равновесия экономической системы, при котором процентная ставка останется прежней - r0 = r2 (см. рис. 16.8, а). «Эффекта вытеснения» не будет, а I2 = I0.
Денежно-кредитная политика, описываемая кривой LM3, приводит к тому, что расширительная фискальная политика вызывает значительно меньшее сокращение частных плановых инвестиций по сравнению с первым случаем, т.е. (I0 - I3) > (I0 - I1) (см. рис. 16.8, а).
Иными словами, мероприятия в области денежно-кредитной и фискальной политики государства отнюдь не независимы друг от друга, более того, их взаимодействие может нейтрализовать влияние той или иной экономической политики на цены, доход, процентные ставки и т.д.
Бюджетная политика государства
Под «бюджетной политикой государства» понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.
В экономической теории известно несколько концепций бюджетной политики государства.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие национальной экономики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.
Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.
Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.
Особая проблема, возникающая при реализации данной концепции, - это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция ориентируется на идею так называемых «функциональных финансов». В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета. Иными словами, стабильность и устойчивое развитие экономики является первоочередной задачей, а сбалансированность бюджета является в данной концепции второстепенной проблемой. Почему?
Во-первых, налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания экономики, макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.
Во-вторых, при определенных правах правительства в установлении налогов и создании денег его возможности финансировать дефицит бюджета практически безграничны.
В-третьих, считается, что проблемы, порождаемые государственным долгом, не столь обременительны для нормально функционирующей экономики.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежно-кредитной политики страны. Но такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Кроме того, такая политика предполагает управляемость экономики и предсказуемость последствия проводимых государством мероприятий в области финансов, денег и кредита.
Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты все-таки приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционирует в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но в последние годы особо крупные масштабы дефицита бюджета заставили правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.
Что же касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития. В настоящее время российская бюджетная политика в большей степени ориентируется на положения второй из перечисленных концепций.
Особенности территориальных финансов Российской Федерации. В настоящее время система Российской Федерации строится по принципу фискального федерализма (разграничение финансов различных уровней). Неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, коммунальным хозяйством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.
С помощью региональных финансов государство, осуществляет выравнивание уровней социального и экономического развития территорий, которые в результате исторических, географических или других условий отстали в своем социально-экономическом развитии от других регионов страны. С этой целью могут разрабатываться региональные программы.
В известной мере это нашло отражение в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (от 06.06.91) и Федеральном Законе «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15.04.93).
Впервые здесь закреплено понятие «самоуправление», призванное обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды, реализации гражданских прав. Отражена экономическая основа местного самоуправления, которую составляют природные ресурсы территории, собственность административно-территориальных образований, а также иная собственность, служащая источником получения доходов местного бюджета.
Законами регламентируются взаимоотношения (которые строятся на договорной основе) местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Все предприятия должны участвовать в формировании местного бюджета, передавая в них часть прибыли.
В числе новых прав местных органов власти выделяют право на участие во внешнеэкономических связях. Они осуществляются на принципах валютной самоокупаемости.
Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, автономных округов и областей, городов, районов в городах и сельских органов власти.
Местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в этот процесс не допускается.
Доходы региональных и местных бюджетов формируются, во-первых, за счет закрепленных (собственных) доходов - это налоги и сборы соответствующего уровня, где в число главных входят отчисления от налогов на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль предприятий; и, во-вторых, за счет регулирующих доходов - поступлений из вышестоящих бюджетов. Соотношение между этими двумя источниками зависит от функций, возложенных на региональные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов.
В структуре расходов региональных бюджетов преобладают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, предприятия транспорта и топливной промышленности, на развитие социально-культурной сферы.
Вторым элементом региональных финансов выступают средства хозяйствующих субъектов: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Так, в настоящее время удельный вес предприятий в финансировании жилищного фонда составляет 75%, коммунального хозяйства - 25%, учреждений здравоохранения - 24%, подготовки кадров - 33% . Источником этих средств выступает часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятий, образующая целевые фонды, в том числе и фонды социального развития.
Третьим звеном региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды целевого назначения. Они формируются за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов, заемных ресурсов, поступлений из центральных внебюджетных фондов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Краткое оглавление
- I. Основные понятия экономической теории
- Глава 1. Что и как изучает современная экономическая наука
- § 1. «Экономикс» и традиционная политическая экономия
- § 2. Экономическое развитие России в период реформ
- § 3. «Экономикс» и реальности выхода из кризиса
- Взгляды у. Петти, п. Буагильбера, а. Смита, д. Рикардо, т. Мальтуса, ж. Сея
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 2. Общие проблемы экономического развития
- § 1. Объективные условия и противоречия экономического развития
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- § 3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом
- § 4. Экономический рост
- § 5. Возможные модели экономических систем
- Взгляды дж.С. Милля, к. Маркса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
- § 1. Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства
- § 2. Альтернативные издержки и проблема общественного выбора
- § 3. Кругооборот благ и доходов
- § 4. Рыночные механизмы: цены и конкуренция
- § 5. Несовершенства рыночной организации и функции государства
- § 6. Выбор экономической организации: критерий эффективности
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бем-баверка, л. Вальраса, в. Парето, дж.Б. Кларка, а. Маршалла
- Традиции российской рыночной организации хозяйства: возникновение и разрушение
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 4. Теория предельной полезности Революция в теории стоимости
- § 1. Стоимость - фундаментальная проблема экономической науки
- § 2. Основоположники и предшественники маржиналистской революции
- § 3. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости
- § 4. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности
- § 5. Максимизация общей полезности
- § 6. Эволюция теории предельной полезности
- § 7. Маржинализм: что нового?
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бём-баверка, ф. Визера, л. Вальраса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- II. Микроэкономика
- Глава 5. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения равновесия
- § 1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса
- § 2. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения
- § 3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
- § 4. Эластичность спроса и предложения. Торговая выручка
- § 5. Нарушения рыночного равновесия цен
- Взгляды а. Маршалла
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Литература
- Глава 6. Основы теории потребительского поведения
- § 1. Потребительское поведение
- § 2. Бюджетные ограничения и покупательная способность
- § 3. Предельная полезность и потребительский выбор
- § 4. Закон убывания предельной полезности товаров
- § 5. Правило потребительского поведения и условие равновесия
- § 6. Предельная норма замещения
- § 7. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия»
- § 8. «Кривые безразличия» и бюджетные ограничения
- § 9. Потребительское равновесие и кривая спроса
- § 10. Эффект замещения и эффект дохода
- Взгляды в. Парето
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 7. Издержки производства
- § 1. Производство
- § 2. Сущность и структура издержек
- § 3. Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- § 4. Минимизация издержек: выбор факторов производства
- § 5. Динамика издержек производства в среднесрочном периоде
- § 6. Инвестиционная деятельность фирмы в долгосрочном периоде
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 8. Ценообразование на факторы производства при совершенной конкуренции
- § 1. Теоретическая постановка проблемы ценообразования на факторы производства
- § 2. Особенности спроса и предложения основных факторов производства
- § 3. Производственная функция и спрос на ресурсы
- § 4. Закон взаимозамещения и ценообразование на факторы производства
- § 5. Рынок земли и рентные отношения
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- § 7. Рынок капитальных активов. Дисконтирование
- Взгляды дж.Б. Кларка
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 9. Рыночная структура несовершенной конкуренции
- § 1. Монополистическая конкуренция
- § 2. Олигополия
- § 3. Олигополия и теория игр
- § 4.Группирование фирм, его необходимость и формы
- § 5. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
- Взгляды э. Чемберлина, дж. Робинсон
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 10. Доходы и их распределение
- § 1. Экономическая природа прибыли
- § 2. Процент на капитал: сущность, динамика, факторы
- § 3. Капитал
- § 4. Определение текущей ценности ресурсов – дисконтирование
- § 5. Динамика процента и его факторы
- § 6. Процентные ставки в финансовой политике государства в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 11. Предпринимательство. Предприятие. Типы предприятий
- § 1. Предпринимательство в современной экономике
- Относительное количество предпринимателей, % (of - 70%; fg - 20% ; gk - 8% ; kl - 2%)
- § 2. Сущность и типы предприятий
- § 3. Место и роль предприятия
- § 4. Масштабы деятельности предприятия
- § 5. Цели деятельности предприятия
- § 6. Важнейшие показатели эффективности предприятия
- Взгляды й. Шумпетера
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- III. Макроэкономика
- Глава 12. Система национальных счетов
- §1. Система национальных счетов: понятие, история возникновения и развития, задачи
- §2. Принципиальные различия между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства
- § 3. Общая структура системы национальных счетов
- Счет первичного распределения доходов
- §4. Снс как система взаимоувязанных показателей
- Взгляды т. Веблена, дж. Коммонса, у. Митчелла, дж. Гелбрейта, р. Хайлбронера, р. Арона, у. Ростоу, с. Кузнеца, д. Белла, г. Кана, 3. Бжезинского, а. Турена, г. Шермана, э. Канта, т. Вайскопфа
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие
- §1. Сущность общего (макроэкономического) равновесия национального хозяйства
- § 2. Обеспечение макроэкономического равновесия. Теория катастроф
- § 3. Кривая производственных возможностей
- §4. Система рынков: частичное и общее экономическое равновесие
- §5. Совокупный спрос и совокупное предложение
- §7. Сбережение, потребление, инвестиции: склонность к сбережению, склонность к потреблению
- § 8. Мультипликатор. Равновесный объем производства в кейнсианской модели
- § 9. Кривая is
- §10. Кривая lm
- §12. Рыночное неравновесие как нормальное состояние реальных экономических систем
- Взгляды а. Смита, к. Маркса, а. Маршалла, л. Вальраса, д. Патинкина, дж. Кейнса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 14. Деньги, кредит, банки, денежно-кредитная система государства
- §1. Сущность и функции денег.
- § 2. Понятие «денежной массы» и «денежного оборота». Законы денежного обращения
- § 3. Сущность и функции кредита
- § 4. Банковская система государства и принципы ее построения
- §5. Особенности банка как коммерческого предприятия и его операции
- Взгляды р. Харрода, е. Домара, э. Хансена, дж. Хикса, р. Клауера, а. Эйхнера, к. Мински
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Список литературы см. В главе 15.
- Глава 15. Денежно-кредитная политика государства. Монетаризм
- § 1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства: теоретические аспекты
- § 2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство
- §3. Особенности современной денежно-кредитной политики России
- Взгляды м. Фридмена, ф. Хайека, п. Самуэльсона
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
- § 1 .Сущность и функции финансов
- § 2. Теория и практика налогообложения
- § 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- § 4. Финансовая политика государства
- Взгляды а. Лаффера, м. Эванса, м. Фельдстайна, р. Лукаса, б. Макколлана, дж. Мута
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 17. Инфляция. Система антиинфляционных мер
- § 1. Измерение инфляции
- § 2. Виды инфляции
- § 3. Инфляция как процесс
- § 4. Инфляция спроса и инфляция предложения
- § 5. Последствия инфляции
- § 6. Антиинфляционная политика
- § 7. Особенности инфляционных процессов в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 18. Государство и экономическая политика
- § 1. Экономическая политика: истоки формирования
- § 2. Субъекты (исполнители) экономической политики
- § 3. Система целей макроэкономического регулирования. Конфликты целей
- § 4. Инструменты экономической политики государства
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- IV. Международные экономические отношения
- Глава 19. Международные аспекты экономического развития
- § 1. Интернационализация экономики как основа формирования всемирного хозяйства
- § 2. Международное движение капиталов
- § 3. Внешняя торговля и определение уровня национального дохода. Мультипликатор в открытой экономике
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекций
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература к 19, 20 и 21 главам
- Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
- § 1. Протекционизм. Свободная торговля. Теория сравнительных преимуществ
- § 2. Инструменты торговой политики
- § 3. Платежный баланс страны
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 21. Международная валютная система и валютный курс
- § 1. Международное денежное обращение: причины существования, этапы становления
- § 2. Валютные курсы
- § 3. Колебания валютного курса и инструменты его регулирования
- § 4. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- § 2. Модели экономического роста
- § 3. Цикличность экономического развития
- § 4. Модель межотраслевого баланса национальной экономики в. Леонтьева
- § 5. Реальные модели экономического роста
- Взгляды н.Д. Кондратьева, в. Леонтьева, с. Кузнеца
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 23. Основы переходной экономики
- § 1. Переходные процессы и особенности современной российской экономики
- § 2. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов
- § 3. Формирование реальных рыночных отношений - содержание переходной экономики
- § 4. Изменение структуры собственности в переходной экономике
- § 5. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Лауреаты премии «в память альфреда нобеля»
- Сведения об авторах
- Министерство образования российской федерации