logo

§ 4. Изменение структуры собственности в переходной экономике

Переход к рыночной экономике - это как бы двусторонний процесс. С одной стороны, прежде всего необходимо сформиро­вать собственно «рынок», систему рыночных связей: обеспе­чить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурен­тные отношения, соответствующую рыночную инфраструктуру и т.п. С другой, - что более сложно, - преобразовать производ­ственную сферу, создав в ней достаточно большое количество хозяйствующих субъектов, способных обеспечить конкурент­ные отношения, субъектов, ведущих дело на началах свобод­ного предпринимательства. Эта линия перехода к рынку связана с существенными преобразованиями отношений соб­ственности, свойственных плановой экономике.

Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности

В плановой экономике выделялись две формы собственно­сти на средства производства: государственная (общенарод­ная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Од­нако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономи­ческих отношений тоталитарного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной собственности регулирова­лось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запрета­ми со стороны государства (размеры садового дома, его высо­та и т.д.).

Поэтому основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление названного огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в этой сфере.

Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется, прежде всего, в устранении ее фактической монополии, «разре­шении » других форм - допуске плюрализма форм собственно­сти. Сохраняющиеся государственные предприятия должны ко­ренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамиз­ма акционерную форму и др. Наконец, один из путей разгосу­дарствления в этой области - приватизация, т.е. смена государ­ственной формы на частную.

Кооперативная собственность присуща и рыночной систе­ме. Процесс разгосударствления ее в переходной экономике состоит в обеспечении реальной добровольности всех ее членов, самостоятельности в хозяйственной деятельности, всех возмож­ностей и прав как субъекта рыночных отношений. Устранение тоталитарных ограничений в области личной собственности проявляется в преодолении уравнительности в распределении, ликвидации ограничений в правах иметь определенное личное имущество, появлении многоканальных источников личных доходов.

Важный момент в преобразовании собственности в рамках переходной экономики - быстрое развитие частной собствен­ности. Это наиболее динамичный сегмент переходной эко­номики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринима­тельства. Как показывает практика, естественно, на началь­ных этапах переходной экономики частная собственность воз­никает преимущественно в сфере обращения, охватывает мелкие, реже - средние предприятия. В 1996 г. в России на­считывалось 900 тыс. малых предприятий с числом занятых около 15 млн. человек. Примерно 30 млн. человек занимались индивидуальной предпринимательской деятельностью. В со­вокупности они обеспечивали 10% ВВП (в США подобные предприятия - более 50%). Из них в производственной сфере российской переходной экономики было занято всего 14,2% указанных предприятий. Этой тенденции принадлежит боль­шое будущее.

Приватизация и ее роль в преобразовании собственности

Приватизация - одна из форм разгосударствления собствен­ности, важное средство создания экономической структуры про­изводства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственнос­ти, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.

Сама по себе приватизация - это характерное явление и в рыночной экономике. Необходимость приватизации в совре­менном западном обществе возникает вследствие неэффектив­ной деятельности государственных предприятий. Ее чертами здесь являются многообразие форм и методов проведения; ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер; дли­тельность сроков этого процесса; предварительное санирова­ние убыточного производства; наконец, как правило, возмезд­ный характер. По своим чертам приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах. Как заметил Я. Корнай, если бы привати­зация в Венгрии осуществлялась «по-английски», то на нее потребовалось бы 100 лет. Впрочем, и для постсоциалистиче­ских стран минимальный срок для приватизации связывается с десятилетием.

Роль приватизации в переходной экономике небесспорна. Иногда с ней отождествляют все преобразования собственнос­ти. Это неоправданное упрощение, ибо, как отмечалось, при­ватизация - лишь одна из форм этого процесса. Кроме того, обращает на себя внимание сложность, длительные сроки при­ватизации, значительные издержки. Наконец, приватизация сама по себе прежде всего формальный акт. Она не создает ав­томатически ожидаемого повышения эффективности, тесно связана с другими условиями, которых может и не быть в дол­жной мере: нужны институты рыночной инфраструктуры, со­ответствующая система права, должен сформироваться иной (рыночный) тип хозяйственного мышления и т.п.

Наряду с принципиальной позицией о том, что главное - не приватизация, а создание частного сектора, существуют и кон­кретные предложения: основное внимание в переходной эко­номике обращать не на приватизацию старых, а на создание новых частных предприятий. Считается, что это более эффек­тивно, так как сразу исключает инерцию методов плановой экономики; требует в итоге меньших издержек; может быть реализовано быстрее.

Особенности приватизации в российской переходной экономике

В России, как и во всех других бывших социалистических странах, приватизация занимает значительное место, имеет не­которые особенности, свойственные в той или иной мере всем этим странам. Во-первых, это историческая беспрецедентность данного процесса, совершаемого при переходе от плановой эко­номики к рыночной. Именно это обстоятельство порождает его основные специфические черты. Во-вторых, приватизация во многом предшествует созданию достаточно развитой рыночной инфраструктуры, что снижает ее эффективность, увеличивает издержки преобразований. В-третьих, масштабность, массовый характер приватизации, вызванный, с одной стороны, высоким удельным весом государственной собственности в странах пла­новой экономики, а с другой - стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества. В-четвер­тых (в связи с этим), высокие темпы процесса приватизации, объясняемые, в частности, и особенно в России, стремлением придать процессу преобразований в этой области необратимый характер. В-пятых, высокий удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и т.п.) приватизации, обусловленный отсутствием на начальных эта­пах накопленных на это средств в частных руках. В-шестых, существование, в частности в России, особого (ваучерного) эта­па приватизации, связанного с двумя причинами: обеспечить известную «справедливость» при приватизации государствен­ного (общенародного) имущества; обеспечить определенную концентрацию ресурсов (ваучеров) в соответствующих чековых инвестиционных фондах.

Ряд негативных черт российской приватизации был обус­ловлен отсутствием опыта, избранным форсированным кур­сом в ее проведении, а также особенностями социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой сис­темы. Российская приватизация проводилась во многом без должного представления о перспективах приватизируемых предприятий. Не оговаривались предварительные условия о характере будущей деятельности, осуществлении определен­ных инвестиций, повышении эффективности производства и т.п. В итоге на приватизированных объектах часто прекра­щалось производство, они переоборудовались под торговые помещения, офисы, использовались в спекулятивных целях.

Отмечается номенклатурно-криминальный характер рос­сийской приватизации. При отсутствии четкой процедуры и соответствующей правовой основы приватизация организовы­валась и проводилась группами, связанными с управленче­скими функциями, т.е. партийно-государственной элитой (номенклатурой). Этому способствовал и не денежный, неэкви­валентный характер приватизации на ее первых этапах. Воз­можности быстрого, легкого и вполне «законного» обогащения усиливают коррупцию, порождают мафиозные связи, рэкетир­ские группировки и т.д.

Нужно отметить и такую черту, как непоследовательность в проведении процесса приватизации, развитии частного сек­тора. Так, вновь возникающие кооперативы облагаются высо­ким налогом, не позволяющим фактически им функциони­ровать. Создаваемые фермерские хозяйства не только не получают необходимой материальной и моральной поддержки, но испытывают политику «вытеснения». Высокими налогами облагаются частные предприятия. Сама по себе подобная непо­следовательность - лишь проявление отмеченных выше про­тиворечий переходной экономики, борьбы нового и старого в этой сфере.

В России приватизация проводилась двумя способами: мел­ких предприятий - продажей на аукционах (конкурсах); круп­ных - преобразованием в акционерные общества. В последнем случае предлагались три варианта. По первому варианту тру­довой коллектив получал безвозмездно 25% привилегирован­ных акций (от уставного капитала) и мог приобрести на льгот­ных условиях 10% обычных акций. По второму - трудовой коллектив приобретал обычные акции - до 51% уставного ка­питала. По третьему - для группы работников, обязующихся в течение года нормализовать деятельность предприятия, резер­вировалось 20% обычных акций и еще 20% акций мог приоб­рести трудовой коллектив. По мнению шведского экономиста А. Ослунда, в трех вариантах приватизации ярко проявились социальные противоречия этого периода преобразований. Так, первый вариант отражал правительственную позицию; вто­рой - требования трудовых коллективов; третий представлял компромисс с директорским корпусом. В большинстве своем акционирование прошло по второму варианту.

Первые итоги преобразования собственности в России

Эти итоги свидетельствуют, что за четыре года преобра­зований, начатых в 1992 г., в переходной российской эко­номике произошло радикальное изменение в отношениях собственности. Государственная собственность на средства производства не только утратила монопольное положение, но и перестала быть преобладающей. На 1 января 1996 г., по данным Госкомимущества, было приватизировано свыше 53% общего числа российских предприятий. Негосударст­венная собственность охватывает практически ряд целых отраслей: торговлю, общественное питание, бытовое обслу­живание. В промышленности уже в 1994 г. государству при­надлежало лишь 12% предприятий, 67,7% было в руках частных собственников, 16,6% относилось к смешанному сектору и 3,2% были у муниципальных органов. В этом же году на государственных предприятиях работало менее по­ловины всех занятых, в то время как в 1990 г. это число составляло 82,6% . В 1996 г. негосударственный сектор обес­печивал более 70% ВВП России. Кризис 1998 г. открыл но­вый этап в перераспределении прав собственности в россий­ском акционерном капитале. Его черты: стабилизация доли администрации (менеджмента); значительное увеличение доли крупных аутсайдеров; уменьшение доли работников; продолжающееся сокращение доли государства; уменьшение доли мелких инвесторов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4