logo

§ 3. Бюджетный дефицит и государственный долг

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между дохо­дами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется «бюджетным дефи­цитом».

Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению до­хода бюджета над его расходами. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюд­жетных дефицитов.

Причин тому множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие зат­раты на финансирование ВПК, значительные социальные про­граммы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, ог­ромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называ­емым «негативным экономическим категориям» типа инфля­ции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.

Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не оз­начает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы и ужесто­чение налогообложения. Но есть и третий способ, предусмат­ривающий увеличение денежной массы в обращении, - это соб­ственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов ком­мерческих банков. Предположим, что Казначейству США не­обходимо 100 млн. долл. на покрытие определенных правитель­ственных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские векселя и продает их ФРС, которая покупает их, расплачива­ясь за векселя размещением кредита за счет Казначейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммер­ческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказы­вается, что создано на 100 млн. долл. новых банковских резер­вов. Они и становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении.

Государственный долг

Сумма накопленных за определенный период времени бюд­жетных дефицитов образует государственный долг. Различа­ют внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг - наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы опла­тить проценты по долгу и сам долг.

Внутренний долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внут­ренним долгом РФ являются долговые обязательства прави­тельства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юри­дическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, го­сударственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обя­зательств, гарантированных правительством.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего дол­гов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Рос­сийской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осу­ществляются за счет республиканского бюджета.

Назовем основные государственные долговые обязатель­ства, которые обеспечиваются Правительством Российской Фе­дерации:

Нарастание внутреннего долга менее опасно для националь­ной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утеч­ки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не проис­ходит, однако возникают определенные изменения в экономи­ческой жизни, последствия которых могут быть значительны­ми. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внут­ри страны.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связа­ны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, опреде­лить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюдже­та, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Как государственный долг и его рост влияют на функцио­нирование национальной экономики? Обычно в государствен­ном долге видятся две опасности: банкротство нации и опас­ность переложения налогового бремени на будущие поколения.

По поводу первой «опасности» можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обя­зательства по обслуживанию государственного долга. Эти фи­нансовые обязательства складываются из: рефинансирования, взимания новых налогов (с целью получения достаточных до­ходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.

Что касается второй «опасности», то специфика внутренне­го долга такова, что страна как бы должна сама себе. В боль­шинстве случаев внутренний долг - это только отношения меж­ду гражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.

Макроэкономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга: различные точки зрения на проблему

В современной экономической науке существуют две раз­личные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, го­сударственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и го­сударственный долг оказывают существенное влияние на раз­витие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государ­ственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. тот, кто владеет облигациями, ста­новится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство вып­латы государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискован­ные программы и т.д., а также усилить социальную напряжен­ность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает пе­редачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает меж­дународный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берет займ на рынке капита­лов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимо­сти, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вы­текающими отсюда отрицательными последствиями.

В-шестых, можно отметить и чисто психологический эф­фект: с ростом государственного долга усиливается неуверен­ность населения страны в завтрашнем дне.

Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государствен­ный долг называется «традиционной» и является, в общем-то, господствующей.

Но есть и другая точка зрения - точка зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.

«Нейтральность« бюджетного дефицита и государственно­го долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе мо­жет и не повлиять на рост расходов потребителей.

Это утверждение вытекает из теории поведения потребите­лей, в соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и инте­рес будущего, т.е. будущий доход.

Снижение налогов при неизменных государственных рас­ходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост госу­дарственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким обра­зом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспре­деляются во времени.

Ожидания налогоплательщиков относительно будущего ро­ста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняш­нее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем «привычного» уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумаги, пред­назначенные для покрытия бюджетного дефицита без увели­чения нормы процента.

Или иначе - рост частных сбережений будет равен по вели­чине снижению государственных сбережений, которое явилось следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбере­жений в рамках национальной экономики останется в целом неизменным, изменится лишь их структура (доля частных и государственных сбережений в общем объеме национальных сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точ­кой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финан­сирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4