logo

§ 6. Процентные ставки в финансовой политике государства в России

Ставки процента на капитал и ссудного процента - важней­шие составные элементы экономической жизни. Естественно, что воздействие на них со стороны правительства, и прежде все­го центрального банка страны (в России - Банка РФ), опреде­ляет направление всей экономической политики. Собственно говоря, ставка процента и система налогообложения - те два главных рычага, посредством использования которых следует обеспечивать осуществление рыночной реформы. Конкуриро­вать с ними по значимости может только приватизация. Про­блемы налогообложения и приватизации рассматриваются в других главах. В этом параграфе мы остановимся лишь на воп­росах использования Центробанком РФ, правительством про­центной ставки.

Первостепенная значимость процентной ставки определя­ется той ролью, которую она играет в рыночной экономике.

В главе 13 рассматриваются проблемы общего равновесия - центральной проблемы рыночной экономики, рассказывается о модели общего равновесия, предложенной Д. Патинкиным. Речь идет о том, что в обеспечении общего равновесия весьма существенна роль так называемых «кассовых остатков», т.е. средств, оставшихся на руках у населения после трансакционных сделок. На величину кассовых остатков непосредственно воздействует величина ставки процента по ценным бумагам. Чем выше процент по ценным бумагам, тем меньше кассовые остатки, ибо в этом случае домашним хозяйствам выгодно по­купать на свои сбережения ценные бумаги.

Обеспечение макроэкономического (общего) равновесия осу­ществляется, помимо всего прочего, путем воздействия на спрос на деньги.

Забегая вперед, скажем, что кембриджское уравнение выг­лядит следующим образом: Мр = kPy (см. гл. 13). Помимо того, что величина k зависит от скорости обращения, она находится в обратной зависимости от процента по не денежным активам. Воздействуя на процент, Центробанк через коммерческие бан­ки и непосредственно может регулировать спрос на деньги, что, в свою очередь, входит в структуру антиинфляционных мер.

Как известно, одно из важнейших направлений деятельнос­ти Центробанка - операции на открытом рынке. Продавая цен­ные бумаги с высоким процентом, Центробанк выкачивает из банков резервы. При этом действует мультипликационный эф­фект. Уменьшение резервов коммерческих банков сказывается на объеме кредитования и ссудном проценте. К сожалению, пока еще российский Центробанк недостаточно использует эту свою функцию и тем самым не реализует все свои возможности в борь­бе с инфляцией. Неслучайно это вызывает отрицательную реак­цию со стороны правительства.

Воздействие Центробанка на денежное обращение посред­ством величины процента этим не ограничивается. Так, сни­жая ставку процента по своим ссудам, Центробанк увеличива­ет резервы банков. Мультипликационный эффект вызывает в последующем увеличение денежного предложения.

В 1992-1993 гг. жаркую дискуссию в Верховном Совете РФ, среди членов правительства России и финансистов вызвало решение Центробанка о преодолении неплатежей предприятий (фирм) друг другу. Решение сводилось к предоставлению предприятиям (речь шла о государственных предприятиях) кредита. Кредит был предоставлен без анализа финансового по­ложения предприятий. В результате его значительная часть пошла не на пополнение оборотных средств, а на повышение заработной платы. Конечно, эта мера диктовалась и рядом со­циально-политических факторов - необходимостью сохранить трудовые коллективы, предприятия военно-промышленного комплекса, снижением остроты социальных противоречий и т.п. (подробно об этом уже говорилось). Эта мера была повторе­на в 1993 г., и на это были израсходованы триллионы рублей. В то же время сельское хозяйство, его инфраструктура, кото­рые в несравненно большей степени нуждаются в кредитах, по­лучили их с опозданием, что, несомненно, сказалось на урожае 1993 г. Это тем более важно, что сельское хозяйство вернет Полученные кредиты (пусть не полностью, но в значительной степени) своей продукцией, а возврат денег предприятиями военно-промышленного комплекса весьма проблематичен. Те­ория и практика финансирования национального хозяйства убедительно свидетельствуют, что «кредитные подарки» пло­хо работающим предприятиям развращают трудовые коллек­тивы и их руководителей. Вместе с тем подобная практика «кре­дитования» без дифференциации предприятий по состоянию их финансов - мощный источник инфляционных процессов, а в современных условиях, пожалуй, самый сильный.

Уменьшение спроса населения на товары и услуги может быть достигнуто за счет некоторого увеличения процента на вклады населения в Сберегательный банк России и по государ­ственным ценным бумагам. Хотя процент по вкладам в Сбер­банк за последнее время значительно понижен, эффект от это­го мероприятия мог бы быть большим. Кроме того, ассортимент различных вкладов для населения явно недостаточен, что сдер­живает приток вкладов в Сбербанк.

И наконец, есть еще одна область экономики, где в совре­менных условиях господство процента не поддается прямому воздействию и отрицательно сказывается на насыщении рын­ка товарами и услугами. Речь идет о кредите, предоставляемом коммерческими банками. В первой половине 1993 г. он значи­тельно перевалил за 100%, причем по краткосрочным креди­там. В условиях высокого спроса на деньги высокую ставку могут платить лишь посреднические фирмы. У предприятий такой возможности нет. Нетрудно понять, что такая ситуация сдерживает развитие производства, тормозит борьбу с инфля­цией. Выход есть - дифференцированное предоставление кре­дитов предприятиям, уменьшение их спроса на кредит и одно­временно реализация структурной политики.