logo

§ 2. Бюджетные ограничения и покупательная способность

Теория потребительского поведения логично и закономер­но рассматривает прежде всего категорию ресурсных ограни­чений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.

В любой данный момент времени личные доходы потреби­теля представляют собой определенную фиксированную Денежную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т.д. Каждый вид до­хода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособно­сти его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. В данном случае на индивидуальном уровне каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах.

Бюджетные ограничения

Ограниченный ресурс денежного дохода может быть рас­пределен между текущим и будущим потреблением; между то­варами длительного пользования и сиюминутного потребле­ния, между малым количеством дорогостоящих и большим ко­личеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены рас­ходы на потребление, называют «бюджетными ограничения­ми». Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и дохода­ми. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ре­сурсом потребления, ограниченным по сравнению с безгранич­ной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый то­вар имеет свою, выраженную в деньгах цену. Потребительс­кие цены, учитывая денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывают их с личным бюджетом покупателя.

Функция бюджетного ограничения, представленная в виде графика (рис. 6.1), имеет вид уже известной по предыдущим темам кривой, которая подобна линии производственных воз­можностей. Разница лишь в том, что на графике бюджетных ограничений линия ресурсных возможностей очерчивает пре­дел покупательной способности данного дохода. Соответствен­но ее называют «линией, или кривой, бюджетных ограни­чений».

Рис. 6.1. Линия бюджетных ограничений

Линия бюджетных ограничений на нашем графике - это сочетание покупок гипотетических товарных наборов X (одеж­ды, шт.) и наборов Y (продуктов, шт.), осуществляемых в пределах имеющегося денежного дохода, равного 10 денежным единицам (см. рис. 6.1). Любая точка на кривой бюджет­ных ограничений - это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой денежный доход, личный бюджет. Всякое изменение величины денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а следовательно, платежеспособно­сти и спроса на товары. Так, если при прочих равных условиях возрастают денежные доходы, то возрастает платежеспособ­ность (покупательная способность) потребителей. Рост плате­жеспособности происходит и в том случае, если денежные до­ходы не изменились, но снизились потребительские цены. На графике бюджетных ограничений эта ситуация может быть показана смещением вправо и вверх всей бюджетной линии. И наоборот, при прямом снижении денежных доходов и неизмен­ных ценах имеет место сокращение платежеспособности и спроса покупателей. Снижение покупательной способности произойдет и в том случае, если повысились цены на товары, тарифы на услуги и т.д. при неизменном денежном доходе потребителей. Такая ситуация может быть показана на графи­ке смещением влево и вниз всей кривой бюджетных ограни­чений.

Номинальный и реальный уровень дохода

Рост или снижение бюджетных ограничений потребителя Представляют собой изменения, которые обычно называют «но­минальным» и «реальным» уровнем дохода, определяющего благосостояние людей. Так, номинальный доход - это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благососто­яния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей.

Реальный доход - это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них при­обрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах. Покупатели их ощущают в виде реальных возможностей личного бюджета. Чаще всего это происходит в виде частичного изменения цен на отдельные товары или товарные группы. Так, рост даже отдельных цен усиливает бюджетные ограничения, снижает возможности покупок и уровень благосостояния. И наоборот, любое даже частичное снижение цен отдельных товаров сни­мает ограничения личного бюджета потребителя, увеличивает возможности благосостояния. Такие ситуации могут быть по­казаны на графике смещением линии бюджетных ограничений вдоль той оси, где представлены товары с изменяющимися ценами (рис. 6.2, а, б).

а - снижение цен на одежду

б - повышение цен на продукты

Рис. 6.2. Бюджетная линия: изменение цен и доходов

Снижение цен, например, на товарную группу X (одежда), при неизменных ценах продовольствия, вызывает смещение вправо линии бюджетных ограничений вдоль горизонтальной оси графика, где показаны покупки одежды. В случае роста цен этой группы товаров линия бюд­жетных ограничений сместится влево по оси X.

То же самое произойдет с линией бюджетных ограничений в случае соответственно снижения или роста цен на продоволь­ствие и неизменных ценах на одежду. В частности, снижение цен сместит линию ограничений вправо вверх вдоль оси Y (про­дукты); рост этих цен вызовет смещение бюджетной линии вниз вдоль оси Y, означая снижение возможностей закупок про­дуктов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4