logo

§ 7. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия»

Здесь мы будем анализировать уже известные нам категории потребительского поведения и выбора товаров, но с помощью иного теоретического инструментария - категорий ординализма. Они представлены понятиями, графиками и «кривыми безразличия». В конечном итоге нашего анализа мы должны получить те же результаты. Во-первых, на «кривых безразли­чия» показать действие закона убывающей предельной полез­ности. Во-вторых, совместив графики бюджетной линии и «кри­вые безразличия», раскрыть принцип и правило максимизации Полезности и потребительского равновесия. Таким образом, категории ординализма - это лишь другой способ доказательств, использующихся в теории потребительского поведения.

«Кривые безразличия»

Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью «кривых безразличия». Этот «инструмент» анализа исполь­зуют в теории для изучения ранжирования субъективных предпочтений потребителей, имеющих ограниченный личный бюджет. Каждая «кривая безразличия» - это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы «безразлично», какой из них выбрать. Например, покупатель имеет выбор из четырех вариантов, составлен­ных двумя группами товаров: продовольствием и одеждой (табл. 6.5).

Таблица 6.5 Ранжирование товарных наборов (продукты и одежда)

Варианты

Продукты, шт.

Одежда, шт.

А

7

3

В

6

4

С

5

5

D

4

7

Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних вариантах для кого-либо из покупателей окажутся удовлетворительны, так как они уравновешены иным количе­ственным набором в других вариантах. Меньшее количество одного продукта вполне компенсируется большим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого вари­анта практически одинаков. Следовательно, все четыре вари­анта - это «наборы безразличия», приносящие покупателю оди­наковый уровень удовлетворения. Все варианты (А, В, С, D) могут быть изображены на графике, формируя соответствую­щую «кривую безразличия» (рис. 6.4, а, б).

а - кривая безразличия

б - карта безразличия и бюджетная линия

Рис. 6.4. Варианты и наборы безразличия. Карта безразличия

Вид кривой с «набором безразличия» напоминает хорошо известную нам кривую спроса. Это не случайно: из индивиду­альных «кривых безразличия» формируется общая кривая спроса покупателей на товары. Свойства «кривых безразличия» по существу и выявляют важнейшие тенденции рыночного спроса. К числу таких свойств и особенностей «кривых безраз­личия» относятся следующие.

Во-первых, «кривые безразличия» покупателей имеют от­рицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров. Различные точ­ки на одной и той же «кривой безразличия» - это товарные наборы одинаковой полезности и потребительских эффектов, которые могут быть ранжированы лишь по предпочтениям.

Во-вторых, наклон «кривой безразличия» достаточно оп­ределенно показывает соотношение предельной полезности «ассортимента» набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие - на вертикальной оси. Напри­мер, на нашем графике между точками C и D наклон кривой равен примерно 2. (Знак «минус» здесь существенного зна­чения не имеет, сравниваем лишь абсолютные величины.) Это означает, что предельная полезность товара на горизонтальной оси примерно в 2 раза выше товара, отмеченного на вер­тикальной оси. Но суммарный объем полезности не выходит за пределы сопоставимых вариантов С и D, следовательно, потребитель ничего не теряет и не выигрывает. Меньшее Количество одного товара компенсируется большим количе­ством другого товара, уравновешивая общую полезность и Потребительский эффект. Другими словами, отказ от 2 ед. од­ного товара ради 1 ед. другого товара - это уже известная нам предельная норма замещения, но здесь она выражена кате­гориями безразличия.

В-третьих, наклон «кривой безразличия» в различных точ­ках неодинаков. Каждая точка на кривой - это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребитель­ских предпочтений. Соответственно предельная норма замеще­ния одного товара другим определяет крутизну «кривой безраз­личия» на различных ее участках. Процесс замещения одного товара другим идет по убывающей.

В-четвертых, каждая «кривая безразличия» соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различ­ных вариантах товарных наборов. Любая другая «кривая безразличия» может быть построена только в соответствии с ка­ким-то другим уровнем потребления, хотя его можно ранжи­ровать в сколько угодно многочисленных вариантах товарных наборов. Каждый вариант может представлять различную комбинацию товаров в наборе, но все они принадлежат одной «кривой безразличия». Так что потребители, переместившись на иной уровень потребления, будут находиться на новой «кри­вой безразличия», ранжируя различные варианты. Например, возросшему уровню потребления будет соответствовать новая «кривая безразличия - 2», сместившаяся вправо и вверх. Эта кривая представляет варианты наборов с большим количеством всех включенных в них товаров, что, с точки зрения предель­ной полезности и потребительского эффекта, возможно лишь при более высоком доходе и бюджете. Если уровень потребле­ния еще возрастет, то его можно показать лишь с помощью еще более сместившейся вправо и вверх «кривой безразличия — 3». Это вариант с еще большим количеством товаров, сочетающих­ся так, чтобы иметь суммарную полезность и потребительский эффект, отвечающий возросшему покупательскому уровню дохода и бюджетных возможностей. Следовательно, «кривые безразличия - 1, 2, 3», отражающие возрастающий уровень потребления, представляют собой карту безразличия.

При снижающемся уровне потребления каждая кривая будет смещаться влево вниз, «представляя» принадлежащие ей точки с вариантами наборов одинаковых предельных полезностей более низкого уровня потребления.

В-пятых, тот факт, что с помощью карты безразличия мож­но представить изменяющиеся уровни потребления, означает также, что «кривые безразличия» не пересекаются. Каждая «кривая безразличия» «описывает» какой-либо один уровень по­требления. Изменение его, например, из-за роста или снижения доходов может быть изображено новыми, соответственно смеща­ющимися (но не пересекающимися) «кривыми безразличия».

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4