§ 4. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности
Первый закон Госсена
Пусть потребитель приобретает товар А. Зададимся вопросом: одинакова ли предельная полезность каждой единицы товара А? Иными словами, получает ли потребитель равное приращение общей полезности при потреблении любой единицы товара А? Степень полезного эффекта благ зависит от их ограниченности, возможности воспроизведения. Человек нуждается не вообще в данном благе, а в определенном его количестве. Полезность каждой новой единицы блага зависит от уже имеющихся у него подобных единиц. Потребность в новых единицах блага-с увеличением их числа постепенно насыщается. Поэтому по мере увеличения потребления каждой новой единицы блага степень насыщения увеличивается, а полезность каждой следующей единицы блага убывает. Например, удовлетворение от первого выпитого стакана воды больше, чем от второго или третьего. Следовательно, полезность третьего и четвертого стаканов воды меньше, чем первого и второго в данный конкретный момент для отдельного индивида. Четвертый стакан воды может оказаться для него просто ненужным.
Если потребление остальных товаров не меняется, то по мере насыщения потребности в товаре А удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара А снижается. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений получила название «закона убывающей предельной полезности». Первоначально данный закон был сформулирован как «закон насыщения потребностей» немецким экономистом Госсеном (1810-1858) в работе «Развитие законов Человеческого взаимодействия». В экономической литературе он получил название «Первого закона Госсена». Для большинства товаров этот закон действует со второй или третьей единицы товара, т.е. по мере приобретения очередных единиц данных товаров их предельные полезности начинают снижаться. В отдельных случаях на начальных этапах потребления какого-то товара предельная полезность может возрастать. Например, в жаркий день удовлетворение, получаемое от второго стакана воды, как исключение, может превосходить удовлетворение от первого.
Но возникает вопрос: как же так, человек каждый день ест хлеб, но не чувствует, чтобы по мере его потребления степень удовлетворения хлебом падала? Ошибочность такого взгляда состоит в том, что здесь неверно определен объект оценки: нас интересует полезность хлеба, потребленного за день, т.е. его общая дневная полезность, а не полезность хлеба вообще. О предельной полезности можно будет вести речь только в том случае, если изменится дневное потребление хлеба, т.е. общая дневная полезность изменится. Например, если Вы потребляете 200 г хлеба в день, то можно утверждать, что увеличение дневной нормы на 100 г (с 200 до 300 г) принесет меньшее удовлетворение, чем предыдущее повышение (со 100 г до 200 г).
Измерение величины полезности
Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы. Одни экономисты используют так называемый «кардиналистский подход». Они пытаются ввести различные количественные единицы измерения полезности - денежные, специальные, например ютиль (от англ. «utility» -полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. «Die Ordnung - порядок). Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью. Затем идет второй, третий и другие ранги. Рассмотрим пример количественного измерения полезности в единицах, которые называются «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности - «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен. В табл. 4.1 представлена предельная полезность яблок для потребителя X. Совокупная полезность определяется сложением совокупной полезности первой единицы (далее второй и т.д.) и предельной полезности следующей единицы.
Таблица 4.1 Измерение предельной полезности яблок с помощью ютилей
Единица продукта | Предельная полезность - MU (ютили) | Совокупная полезность -U (ютили) |
Первая | 10 | 10 |
Вторая | 6 | 16 |
Третья | 2 | 18 |
Четвертая | 0 | 18 |
Пятая | -5 | 13 |
Итак, совокупная полезность, например, трех яблок определяется как 10 + 6 + 2 = 18 ютилей или совокупная полезность двух яблок плюс предельная полезность третьего яблока, т.е. 16 + 2 = 18 ютилей.
В данном примере прослеживается закон убывающей предельной полезности. Он начинает действовать с первого яблока. Каждая следующая единица обладает все меньшей полезностью по сравнению с предыдущей.
Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В. Парето.
В. Парето (1848-1923) исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полезности Парето ввел ряд новых моментов. Если А. Маршалл считал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены «кривые безразличия».
Широкое распространение идеи ординализма получили после появления работ английского экономиста Дж. Хикса - «Стоимость и капитал» (1939) и «Ревизия теории спроса» (1956). Дж. Хикс, подобно В. Парето, считал необходимым отказаться от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцентрировать внимание на предпочтении одних товаров другим. В. Парето и Дж. Хикс исходили из наличия у потребителя определенной субъективной шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами эти предпочтения принимают форму «кривых безразличия».
«Кривые безразличия»
При значительных изменениях количества обоих товаров ложно составить множество их комбинаций («наборов»). Все эти комбинации в зависимости от степени предпочтения их потребителем можно разбить на отдельные группы. Комбинации, входящие в одну группу товаров, равнозначны для потребителя и на графике объединяются единой «кривой безразличия» (название подчеркивает, что потребитель безразличен к выбору комбинаций, составляющих эту кривую). Зато значение отдельных групп неравноценно для потребителя. Поэтому «кривые безразличия », построенные для разных групп товаров, будут иметь различное значение на шкале предпочтений потребителя. В настоящее время преобладает ординалистский подход.
Нахождение равновесия для потребителя у ординалистов так же, как и у кардиналистов, сводится к нахождению максимума полезности, хотя и не в виде абсолютной предельной полезности, а лишь в виде отношений предельных полезностей друг к другу, выраженных в форме шкалы предпочтений.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Краткое оглавление
- I. Основные понятия экономической теории
- Глава 1. Что и как изучает современная экономическая наука
- § 1. «Экономикс» и традиционная политическая экономия
- § 2. Экономическое развитие России в период реформ
- § 3. «Экономикс» и реальности выхода из кризиса
- Взгляды у. Петти, п. Буагильбера, а. Смита, д. Рикардо, т. Мальтуса, ж. Сея
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 2. Общие проблемы экономического развития
- § 1. Объективные условия и противоречия экономического развития
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- § 3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом
- § 4. Экономический рост
- § 5. Возможные модели экономических систем
- Взгляды дж.С. Милля, к. Маркса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
- § 1. Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства
- § 2. Альтернативные издержки и проблема общественного выбора
- § 3. Кругооборот благ и доходов
- § 4. Рыночные механизмы: цены и конкуренция
- § 5. Несовершенства рыночной организации и функции государства
- § 6. Выбор экономической организации: критерий эффективности
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бем-баверка, л. Вальраса, в. Парето, дж.Б. Кларка, а. Маршалла
- Традиции российской рыночной организации хозяйства: возникновение и разрушение
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 4. Теория предельной полезности Революция в теории стоимости
- § 1. Стоимость - фундаментальная проблема экономической науки
- § 2. Основоположники и предшественники маржиналистской революции
- § 3. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости
- § 4. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности
- § 5. Максимизация общей полезности
- § 6. Эволюция теории предельной полезности
- § 7. Маржинализм: что нового?
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бём-баверка, ф. Визера, л. Вальраса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- II. Микроэкономика
- Глава 5. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения равновесия
- § 1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса
- § 2. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения
- § 3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
- § 4. Эластичность спроса и предложения. Торговая выручка
- § 5. Нарушения рыночного равновесия цен
- Взгляды а. Маршалла
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Литература
- Глава 6. Основы теории потребительского поведения
- § 1. Потребительское поведение
- § 2. Бюджетные ограничения и покупательная способность
- § 3. Предельная полезность и потребительский выбор
- § 4. Закон убывания предельной полезности товаров
- § 5. Правило потребительского поведения и условие равновесия
- § 6. Предельная норма замещения
- § 7. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия»
- § 8. «Кривые безразличия» и бюджетные ограничения
- § 9. Потребительское равновесие и кривая спроса
- § 10. Эффект замещения и эффект дохода
- Взгляды в. Парето
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 7. Издержки производства
- § 1. Производство
- § 2. Сущность и структура издержек
- § 3. Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- § 4. Минимизация издержек: выбор факторов производства
- § 5. Динамика издержек производства в среднесрочном периоде
- § 6. Инвестиционная деятельность фирмы в долгосрочном периоде
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 8. Ценообразование на факторы производства при совершенной конкуренции
- § 1. Теоретическая постановка проблемы ценообразования на факторы производства
- § 2. Особенности спроса и предложения основных факторов производства
- § 3. Производственная функция и спрос на ресурсы
- § 4. Закон взаимозамещения и ценообразование на факторы производства
- § 5. Рынок земли и рентные отношения
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- § 7. Рынок капитальных активов. Дисконтирование
- Взгляды дж.Б. Кларка
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 9. Рыночная структура несовершенной конкуренции
- § 1. Монополистическая конкуренция
- § 2. Олигополия
- § 3. Олигополия и теория игр
- § 4.Группирование фирм, его необходимость и формы
- § 5. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
- Взгляды э. Чемберлина, дж. Робинсон
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 10. Доходы и их распределение
- § 1. Экономическая природа прибыли
- § 2. Процент на капитал: сущность, динамика, факторы
- § 3. Капитал
- § 4. Определение текущей ценности ресурсов – дисконтирование
- § 5. Динамика процента и его факторы
- § 6. Процентные ставки в финансовой политике государства в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 11. Предпринимательство. Предприятие. Типы предприятий
- § 1. Предпринимательство в современной экономике
- Относительное количество предпринимателей, % (of - 70%; fg - 20% ; gk - 8% ; kl - 2%)
- § 2. Сущность и типы предприятий
- § 3. Место и роль предприятия
- § 4. Масштабы деятельности предприятия
- § 5. Цели деятельности предприятия
- § 6. Важнейшие показатели эффективности предприятия
- Взгляды й. Шумпетера
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- III. Макроэкономика
- Глава 12. Система национальных счетов
- §1. Система национальных счетов: понятие, история возникновения и развития, задачи
- §2. Принципиальные различия между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства
- § 3. Общая структура системы национальных счетов
- Счет первичного распределения доходов
- §4. Снс как система взаимоувязанных показателей
- Взгляды т. Веблена, дж. Коммонса, у. Митчелла, дж. Гелбрейта, р. Хайлбронера, р. Арона, у. Ростоу, с. Кузнеца, д. Белла, г. Кана, 3. Бжезинского, а. Турена, г. Шермана, э. Канта, т. Вайскопфа
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие
- §1. Сущность общего (макроэкономического) равновесия национального хозяйства
- § 2. Обеспечение макроэкономического равновесия. Теория катастроф
- § 3. Кривая производственных возможностей
- §4. Система рынков: частичное и общее экономическое равновесие
- §5. Совокупный спрос и совокупное предложение
- §7. Сбережение, потребление, инвестиции: склонность к сбережению, склонность к потреблению
- § 8. Мультипликатор. Равновесный объем производства в кейнсианской модели
- § 9. Кривая is
- §10. Кривая lm
- §12. Рыночное неравновесие как нормальное состояние реальных экономических систем
- Взгляды а. Смита, к. Маркса, а. Маршалла, л. Вальраса, д. Патинкина, дж. Кейнса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 14. Деньги, кредит, банки, денежно-кредитная система государства
- §1. Сущность и функции денег.
- § 2. Понятие «денежной массы» и «денежного оборота». Законы денежного обращения
- § 3. Сущность и функции кредита
- § 4. Банковская система государства и принципы ее построения
- §5. Особенности банка как коммерческого предприятия и его операции
- Взгляды р. Харрода, е. Домара, э. Хансена, дж. Хикса, р. Клауера, а. Эйхнера, к. Мински
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Список литературы см. В главе 15.
- Глава 15. Денежно-кредитная политика государства. Монетаризм
- § 1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства: теоретические аспекты
- § 2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство
- §3. Особенности современной денежно-кредитной политики России
- Взгляды м. Фридмена, ф. Хайека, п. Самуэльсона
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
- § 1 .Сущность и функции финансов
- § 2. Теория и практика налогообложения
- § 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- § 4. Финансовая политика государства
- Взгляды а. Лаффера, м. Эванса, м. Фельдстайна, р. Лукаса, б. Макколлана, дж. Мута
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 17. Инфляция. Система антиинфляционных мер
- § 1. Измерение инфляции
- § 2. Виды инфляции
- § 3. Инфляция как процесс
- § 4. Инфляция спроса и инфляция предложения
- § 5. Последствия инфляции
- § 6. Антиинфляционная политика
- § 7. Особенности инфляционных процессов в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 18. Государство и экономическая политика
- § 1. Экономическая политика: истоки формирования
- § 2. Субъекты (исполнители) экономической политики
- § 3. Система целей макроэкономического регулирования. Конфликты целей
- § 4. Инструменты экономической политики государства
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- IV. Международные экономические отношения
- Глава 19. Международные аспекты экономического развития
- § 1. Интернационализация экономики как основа формирования всемирного хозяйства
- § 2. Международное движение капиталов
- § 3. Внешняя торговля и определение уровня национального дохода. Мультипликатор в открытой экономике
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекций
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература к 19, 20 и 21 главам
- Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
- § 1. Протекционизм. Свободная торговля. Теория сравнительных преимуществ
- § 2. Инструменты торговой политики
- § 3. Платежный баланс страны
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 21. Международная валютная система и валютный курс
- § 1. Международное денежное обращение: причины существования, этапы становления
- § 2. Валютные курсы
- § 3. Колебания валютного курса и инструменты его регулирования
- § 4. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- § 2. Модели экономического роста
- § 3. Цикличность экономического развития
- § 4. Модель межотраслевого баланса национальной экономики в. Леонтьева
- § 5. Реальные модели экономического роста
- Взгляды н.Д. Кондратьева, в. Леонтьева, с. Кузнеца
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 23. Основы переходной экономики
- § 1. Переходные процессы и особенности современной российской экономики
- § 2. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов
- § 3. Формирование реальных рыночных отношений - содержание переходной экономики
- § 4. Изменение структуры собственности в переходной экономике
- § 5. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Лауреаты премии «в память альфреда нобеля»
- Сведения об авторах
- Министерство образования российской федерации