logo

§ 4. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности

Первый закон Госсена

Пусть потребитель приобретает товар А. Зададимся вопро­сом: одинакова ли предельная полезность каждой единицы товара А? Иными словами, получает ли потребитель равное приращение общей полезности при потреблении любой едини­цы товара А? Степень полезного эффекта благ зависит от их ограниченности, возможности воспроизведения. Человек нуждается не вообще в данном благе, а в определенном его количестве. Полезность каждой новой единицы блага зависит от уже имеющихся у него подобных единиц. Потребность в но­вых единицах блага-с увеличением их числа постепенно насы­щается. Поэтому по мере увеличения потребления каждой новой единицы блага степень насыщения увеличивается, а полезность каждой следующей единицы блага убывает. Например, удов­летворение от первого выпитого стакана воды больше, чем от второго или третьего. Следовательно, полезность третьего и четвертого стаканов воды меньше, чем первого и второго в дан­ный конкретный момент для отдельного индивида. Четвертый стакан воды может оказаться для него просто ненужным.

Если потребление остальных товаров не меняется, то по мере насыщения потребности в товаре А удовлетворение от потребле­ния последующей единицы этого товара падает, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара А снижается. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений получила название «закона убывающей предельной полезности». Первоначально данный закон был сформулирован как «закон насыщения по­требностей» немецким экономистом Госсеном (1810-1858) в работе «Развитие законов Человеческого взаимодействия». В экономической литературе он получил название «Первого за­кона Госсена». Для большинства товаров этот закон действует со второй или третьей единицы товара, т.е. по мере приобрете­ния очередных единиц данных товаров их предельные полезно­сти начинают снижаться. В отдельных случаях на начальных этапах потребления какого-то товара предельная полезность может возрастать. Например, в жаркий день удовлетворение, получаемое от второго стакана воды, как исключение, может превосходить удовлетворение от первого.

Но возникает вопрос: как же так, человек каждый день ест хлеб, но не чувствует, чтобы по мере его потребления степень удовлетворения хлебом падала? Ошибочность такого взгляда состоит в том, что здесь неверно определен объект оценки: нас интересует полезность хлеба, потребленного за день, т.е. его общая дневная полезность, а не полезность хлеба вообще. О пре­дельной полезности можно будет вести речь только в том случае, если изменится дневное потребление хлеба, т.е. общая дневная полезность изменится. Например, если Вы потребляете 200 г хлеба в день, то можно утверждать, что увеличение дневной нор­мы на 100 г (с 200 до 300 г) принесет меньшее удовлетворение, чем предыдущее повышение (со 100 г до 200 г).

Измерение величины полезности

Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы. Одни экономисты используют так называемый «кардиналистский подход». Они пытаются ввести различные количественные единицы измерения полезности - денежные, специальные, например ютиль (от англ. «utility» -полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. «Die Ordnung - порядок). Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного по­требителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величи­ну полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьши­лась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью. Затем идет второй, третий и другие ранги. Рассмотрим пример количественного измерения полезности в единицах, которые называются «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потреби­тель имеет в своей голове некий измеритель полезности - «пользометр», который позволяет измерить, насколько потре­битель удовлетворен. В табл. 4.1 представлена предельная полезность яблок для потребителя X. Совокупная полезность определяется сложением совокупной полезности первой еди­ницы (далее второй и т.д.) и предельной полезности следующей единицы.

Таблица 4.1 Измерение предельной полезности яблок с помощью ютилей

Единица продукта

Предельная полез­ность - MU (ютили)

Совокупная полезность -U (ютили)

Первая

10

10

Вторая

6

16

Третья

2

18

Четвертая

0

18

Пятая

-5

13

Итак, совокупная полезность, например, трех яблок опре­деляется как 10 + 6 + 2 = 18 ютилей или совокупная полезность двух яблок плюс предельная полезность третьего яблока, т.е. 16 + 2 = 18 ютилей.

В данном примере прослеживается закон убывающей пре­дельной полезности. Он начинает действовать с первого ябло­ка. Каждая следующая единица обладает все меньшей полез­ностью по сравнению с предыдущей.

Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории пре­дельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержа­нием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В. Парето.

В. Парето (1848-1923) исследовал проблему предельной по­лезности с иных позиций, чем представители австрийской шко­лы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал пре­дельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полез­ности Парето ввел ряд новых моментов. Если А. Маршалл счи­тал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измере­ний предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или од­них комбинаций товаров по сравнению с другими комбинаци­ями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложе­ны «кривые безразличия».

Широкое распространение идеи ординализма получили пос­ле появления работ английского экономиста Дж. Хикса - «Сто­имость и капитал» (1939) и «Ревизия теории спроса» (1956). Дж. Хикс, подобно В. Парето, считал необходимым отказаться от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцен­трировать внимание на предпочтении одних товаров другим. В. Парето и Дж. Хикс исходили из наличия у потребителя определенной субъективной шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами эти предпочтения принимают форму «кри­вых безразличия».

«Кривые безразличия»

При значительных изменениях количества обоих товаров ложно составить множество их комбинаций («наборов»). Все эти комбинации в зависимости от степени предпочтения их потре­бителем можно разбить на отдельные группы. Комбинации, вхо­дящие в одну группу товаров, равнозначны для потребителя и на графике объединяются единой «кривой безразличия» (название подчеркивает, что потребитель безразличен к выбору комбинаций, составляющих эту кривую). Зато значение отдельных групп неравноценно для потребителя. Поэтому «кри­вые безразличия », построенные для разных групп товаров, будут иметь различное значение на шкале предпочтений потребителя. В настоящее время преобладает ординалистский подход.

Нахождение равновесия для потребителя у ординалистов так же, как и у кардиналистов, сводится к нахождению макси­мума полезности, хотя и не в виде абсолютной предельной полезности, а лишь в виде отношений предельных полезностей друг к другу, выраженных в форме шкалы предпочтений.