logo

§ 6. Выбор экономической организации: критерий эффективности

Существует ли критерий, с помощью которого можно было бы осуществлять выбор обществом экономической организа­ции, совершенствовать и повышать ее эффективность?

Ответ на этот вопрос имеет свою длительную историю. Так, более 270 лет назад российский автор И.Т. Посошков в своей «Книге о скудости и богатстве» (1724 г.) пытался обосновать необходимость совершенствования отечественной экономики. Обозначенные И.Т. Посошковым идеи во многом предвосхитили содержание российских реформ Петра Пер­вого.

Спустя более полувека, в 1776 г., был опубликован главный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», который также посвящен идее поиска более совер­шенной и богатой экономической системы в период первона­чального накопления капитала в Англии.

Поиск эффективной организации экономики и сегодня не утратил своей актуальности. Он затрагивает страны не только с реформируемой, но и развитой, вполне преуспевающей в данный момент экономикой. Ряд выдающихся современных исследователей, ищущих ответ на вопрос об эффективности экономической системы, представляет, например, Нобелевский лауреат 1991 г. Роналд Коуз с его идеей трансакционных издержек.

Критерий выбора - уровень трансакционных издержек

Поиск критериев выбора обществом экономической органи­зации связан с определением уровня или оценкой обществен­ных издержек, требующихся для создания и функционирова­ния ее структур. Издержки, которые несет общество при выбо­ре экономической системы, организационных форм, размеров и типов предприятий и фирм, Р. Коуз называет «трансакцион-ными». Уровень этих издержек у фирм различного типа неодинаков. В любой экономической организации с развиты­ми товарными взаимосвязями фирмы вынуждены расходовать средства на поиск и обработку информации о ценах и техноло­гиях, на заключение контрактов и их юридическое оформле­ние, на контроль за их исполнением и т.д. Эти издержки могут быть скрыты от стороннего наблюдателя, но участники эконо­мического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры подобных издержек нередко способны превысить экономический эффект от них и заблокировать возможность осуществления взаимосвязей в целом. Это относится как к част­ным фирмам, работающим на принципах самоуправления, так и к государственному сектору и регулированию фирмами, не имеющими хозяйственной и коммерческой самостоятельности.

Функционирование органов государственного регулирования экономикой, в особенности если оно всеобъемлюще, обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит государственное регулирование командно-административной экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная самостоятельность фирм и их самоуправление.

Длительное время считалось, что государственное управле­ние экономикой обходится обществу почти «даром» и не требу­ет каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно доро­гостоящей, и цена возрастала одновременно с ростом масшта­бов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобными методами вообще невозможно решать важнейшие сугубо экономические задачи.

В настоящее время нет достаточно точных данных для сопоставления трансакционных издержек самоуправляемых фирм и идентичных фирм, деятельность которых регулиро­валась из единого центра. Задача подобного подсчета, анали­за и сопоставления еще никогда не ставилась ни в одной стра­не. Начавшиеся исследования показывают, что дороговизна функций государственного регулирования даже в странах с развитой рыночной организацией ставит под сомнение пра­вомерность чрезмерных надежд на экономическую эффектив­ность такого регулирования.

В будущих экономических моделях право на существова­ние могут получить лишь такие организационные формы и структуры, которые по уровню трансакционных издержек окажутся дешевле, потребуют меньше затрат для получения одного и того же результата. Сопоставление результата с зат­ратами может дать представление об эффективности эконо­мической организации любого масштаба. Сравнительная оцен­ка трансакционных издержек позволила бы искать способы их сокращения. Как отмечает Р.Коуз, только дороговизна организации и функций координации способна устранить конкурентный ценовой механизм самоуправления, если он окажется дороже. И наоборот, в той мере, в какой государствен­ное регулирование хозяйственной деятельности фирм позво­ляет экономить трансакционные издержки, рыночные меха­низмы саморегулирования должны вытесняться или ограничи­ваться.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4