logo

§ 2. Инструменты торговой политики

Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регу­лирующая экономические отношения страны с другими госу­дарствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в националь­ной экономике. По мере эволюции международных экономи­ческих отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.

Государственное регулирование внешнеэкономических свя­зей может быть односторонним, когда инструменты внешнеэко­номического регулирования используются той или иной стра­ной в одностороннем порядке, без согласования с торговыми партнерами; двусторонним, когда государственному регулиро­ванию предшествует согласование со страной партнером; а так­же многосторонним, когда торговая политика регулируется многосторонними соглашениями.

Развитие инструментов регулирования внешнеэкономичес­ких связей шло как на национальном, так и на межгосудар­ственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. вы­работку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договариваю­щиеся стороны при решении каких-либо проблем. Между­народные режимы, содержащие общепринятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на нацио­нальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в которой происхо­дит болезненный процесс приспособления к универсальной си­стеме прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.

Государственная торговая политика и ГАТТ/ВТО

В сфере торгового обмена международные режимы и много­сторонние соглашения вырабатывались прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) - между­народной организации, действовавшей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли.

С июля 1990 г. Советский Союз имел в ГАТТ статус наблю­дателя. Россия унаследовала от СССР этот статус и в июне 1993 г. подала заявку на присоединение к этой организации на правах полноправного члена. Однако можно уже сейчас ска­зать, что путь к присоединению будет нелегким. Необходимо обеспечить регламентацию условий доступа иностранных то­варов на российский рынок, привести свое законодательство в экономической области в соответствии с нормами ГАТТ и т.п. С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным являет­ся соблюдение всех договоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947-1993 гг. В настоящее время идут консультации о вступлении России в ВТО.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятель­ности, можно условно разделить на три большие группы:

Уже из названия явствует, что все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличива­ет или уменьшает эту направленность в зависимости от вне­шних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и дей­ствующих международных правил. Это касается и такой важ­нейшей составной части государственного регулирования внеш­неэкономической сферы, как тарифное регулирование.

Таможенные тарифы

К тарифным средствам регулирования внешних связей от­носятся таможенные пошлины - государственные налоги, взи­маемые за провоз через границу страны (экспорт-импорт) то­варов и иных материальных ценностей. Систематизированный перечень таможенных пошлин есть таможенный тариф. Раз­личают экспортный и импортный тарифы.

Установление таможенной пошлины означает, что владелец товара должен уплатить государству определенную долю цены. На величину импортной пошлины возрастут издержки произ­водителя, а следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать свой товар.

Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно от­ражается в первую очередь на потребителях. Не ограничива­ясь пониманием этого факта на уровне здравого смысла, вос­пользуемся возможностями анализа ситуации с помощью кривых спроса и предложения (рис. 20.2).

Рис. 20.2. Экономические последствия введения тарифов

Точка Е на рис. 20.2 и соответствующие ей цена Р и количе­ство Q - равновесные цена и количество на внутреннем рынке на некий товар, при отсутствии внешней торговли. Предполо­жим, что мировая цена на этот товар ниже внутренней - на на­шем рисунке ее уровень определяется точкой Р1

В варианте свободной торговли отечественная цена на данный товар должна быть не больше мировой. При этом внутренний спрос при более низкой цене увеличится до Q1 , а объем предложе­ния товара местными производителями снизится до Q2. Недоста­ющее количество (отрезок АС) будет обеспечено за счет импорта.

При введении импортной пошлины произойдет увеличение цены до Р1. Новая цена равна мировой плюс импортная пошли­на. Повышение цены приведет к сокращению спроса до Q3, уве­личению отечественного производства Q4 и сокращению импор­та (отрезок BL).

Местные производители, таким образом, при введении импор­тных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое ко­личество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного.

Данная ситуация приводит к менее эффективному исполь­зованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене позволяет и производить его с более высо­кими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в менее эффективные отрасли.

Однако интерес производителей в защитных пошлинах орга­низационно значительно легче отстоять, чем интерес потреби­телей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство. На рис. 20.2 заштрихованный прямоу­гольник — это объемы поступлений государству от пошлины. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя, подобно ситуации с косвенными налогами, увеличивает доходы государ­ства.

Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких импорт­ных пошлин может стать рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производ­ства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.

Итак, с точки зрения целевой направленности или выпол­няемых функций, можно говорить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая та­моженную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.

Цель фискальных пошлин - преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.

По форме обложения различают адвалорные, специфичес­кие и смешанные пошлины. Адвалорные пошлины взимаются в процентах от цены товара (например 15% от цены холодиль­ника), специфические - в виде определенной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки товара (например 15 долл. с каждой тонны металла). В варианте смешанных пошлин то­вар одновременно может облагаться и адвалорной, и специфи­ческой пошлинами.

Как правило, таможенный тариф устанавливается на наци­ональном уровне, но он может быть единым и для стран, объе­динившихся в торгово-экономическую группировку. Напри­мер, страны, входящие в ЕЭС, имеют единую таможенную территорию с единым внешним таможенным тарифом. Тамо­женные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с кото­рыми нет торговых соглашений; вторые - в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении ре­жима наибольшего благоприятствования. Третьи обычно ис­пользуются при импорте товаров из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преферен­ций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран.

В послевоенный период внешнеторговые отношения стран регулировались, главным образом, путем взаимного уменьше­ния таможенных пошлин. Это направление представлялось главным в регулировании международной торговли. В резуль­тате за прошедший период удалось снизить уровень таможен­ного обложения более чем на 3/4. В настоящее время средний уровень ставок тарифов развитых стран около 6% , развиваю­щихся - 30-40% , при этом на отдельные товары пошлины мо­гут колебаться в значительно более широких пределах. Так, наиболее высокими они являются почти во всех странах в таких жестко защищаемых от импорта секторах внутреннего рынка, как рынки сельскохозяйственной и продовольственной продук­ции.

Нетарифные ограничения

Как угрозу либерализации торговли оценивают и нетариф­ные барьеры. К нетарифным барьерам относятся разнообраз­ные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономиче­ские, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности. Среди них наибольшее распространение имеет квотирование (контингентирование), т.е. установление определенных квот на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп. В рамках установленных квот экспорт и импорт осуществля­ется по лицензиям, которые выдают уполномоченные органы. Как правило, квотируется импорт товаров и квота выполняет роль, подобную протекционистской пошлины, т.е. способству­ет снижению конкуренции на внутреннем рынке.

К нетарифным методам, т.е. разнообразным барьером не та­моженного характера, можно отнести также государственную монополию как исключительное право государства на осуще­ствление определенных видов внешнеэкономической дея­тельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты, требования о соблюдении сертификатов качества, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и проч.

Государственное воздействие распространяется и на регу­лирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной сто­роны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собствен­ности, с другой - защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капи­тала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступ­ных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.п.

Формы стимулирования экспорта

К особой группе мер, которые использует государство, ре­гулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый «активный протекционизм», или «различные формы стимулирования экспорта». Среди них можно отметить так называемые «финансовые методы торговой политики», льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхо­вание экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного и организационно­го содействия экспорту продукции национальных предприя­тий, обеспечение торгово-экономической информацией, разви­тие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п.

К формам стимулирования экспорта примыкает такое на­правление торговой политики, как демпинг - продажа экспор­тируемых товаров на каких-либо зарубежных рынках по более дешевым ценам, чем на других (обычно национальных). Хотя от демпинга и выигрывают потребители, но убытки, которые несут производители аналогичных товаров, вынуждают госу­дарства проводить антидемпинговые мероприятия против пред­намеренного демпинга (например, вводить антидемпинговые пошлины). Применение таких мер было санкционировано ан­тидемпинговым законодательством, подписанным большин­ством стран-членов ГАТТ в 1967 г.

Антидемпинговые меры достаточно широко используются как средство защиты внутреннего рынка от иностранной конку­ренции. К российским товарам антидемпинговые процедуры применялись и в период государственной монополии внешней торговли (до 1988 г.), но особенно широко в период, который в литературе иногда называют периодом «анархии внешней тор­говли» (1988-1992 гг.), когда существование госпоставок и кон­тролируемых цен при ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю привело к массовой бесконтрольной рас­продаже на западных рынках товаров по ценам, как правило, значительно ниже рыночных. В этот период было введено много антидемпинговых санкций против российских товаров. Боль­шинство из них продолжает действовать и в настоящее время. С 1992 г., когда внутренние цены в России значительно при­близились к мировым, желающих реализовывать российские товары по демпинговым ценам стало значительно меньше.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4