logo

§ 4.Группирование фирм, его необходимость и формы

Группирование фирм в высокоразвитой рыночной экономи­ке бывает двух видов: а) группирование крупных фирм-олигополистов и б) группирование ряда мелких и средних фирм вокруг крупной. Назовем первый вид «олигополистическим группированием», второй - «предпринимательским группиро­ванием».

Предпринимательские группы

Предпринимательские группы представляют сеть имуще­ственных и контрактных отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими и средними компани­ями. Интеграция предприятий в рамках такого образования преимущественно вертикальная; соответственно устанавли­вается идущий «сверху вниз» контроль над деятельностью участников группы. Встречается, впрочем, и горизонтальная интеграция в производстве готовых товаров и предоставле­нии услуг.

Почвой для создания предпринимательских групп являет­ся стремление эффективно воздействовать на рынок посред­ством контроля над производственно-распределительным цик­лом из одного центра. К примеру, комплекс «Ривер-Руж», хозяином которого был Г. Форд, в начале XX в. охватывал весь процесс производства автомобилей - от выплавки стали до выпуска готовой машины. Жизнь, однако, показала, что сосре­доточение производства всех необходимых для выпуска продук­ции (особенно сложной) компонентов в рамках одной фирмы ведет к потерям, намного превосходящим возможные преиму­щества подобной интеграции.

Дело в том, что технология производства неизбежно дик­тует тот или иной оптимальный размер предприятия, выход за пределы этого размера влечет за собой экономический ущерб. Компании, которые покупают компоненты своих из­делий у внешних поставщиков, имеют ряд преимуществ. Отчасти они достаточно очевидны: удается избежать свой­ственного крупному бизнесу организационного разбухания. Но такие компании выигрывают и в использовании новой тех­нологии: им не нужно покупать ее на стороне, поскольку она создается поставщиками, соответственно не возникает надоб­ности в том, чтобы переучивать рабочих и вносить тысячи изменений в процедуры управления и организации. Такие компании, следовательно, существенно сокращают издержки адаптации к научно-техническому прогрессу. В противопо­ложность этому, ориентация на производство всех компонен­тов внутри данной огромной компании порождает опасную же­сткость, во многом лишает свободы выбора, маневра. Един­ственный производитель какого-то компонента внутри компании получает возможность стать «внутренним монопо­листом», способным взвинчивать цены для своих «домашних потребителей».

Под влиянием такого рода фактов, начиная с 60годов, в частности, все автомобильные корпорации предпочитают иметь двойной источник компонентов. «Дженерал моторс» и «Форд мотор» довели долю внешних источников снабжения до уров­ня, превышающего половину, - 55% издержек.

Получение компонентов от внешних поставщиков имеет свои минусы: усиливается ненадежность поставок, увеличи­вается вероятность ухудшения качества. На преодоление этих недостатков и нацелена организация предпринимательской группы, для которой характерно постоянство связей с незави­симыми поставщиками.

В качестве примера возьмем группу «Тойота». Помимо из­готовления различных компонентов к автомобилям, она охватывает производство стали, прецизионных станков, авто­матических ткацких станков, текстиля, потребительских товаров, оказание строительных услуг. В группе 15 подконт­рольных компаний, которые занимаются производством кузо­вов для автомобилей («Тойота ауто боди»), готовых изделий - крупнотоннажных грузовиков и автобусов («Хино мотор»), фундаментальными научными исследованиями, экспортом и импортом сырья. «Тойота» располагает пакетом акций в каждой из подконтрольных компаний - от 22,7% акций в «Аити стил уоркс» до 39,8% в «Тойота ауто боди». Кроме того, «Тойота» получает автозапчасти и компоненты от двух ассоци­аций - «Кехокай», состоящей из 231 компании, и «Эйхокай», объединяющей 77 компаний. «Тойота» не участвует в капита­ле членов этих ассоциаций. Связи с ними развиваются на осно­ве контрактных отношений.

В последние десятилетия отношения между крупными фирмами и поставщиками компонентов существенно измени­лись. Раньше гиганты доминировали над участвующими в субпоставках фирмами. Последние низводились до роли сател­литов. В настоящее время поставщики не только продают товары и услуги. Они также снабжают потребителей инфор­мацией и, в свою очередь, используют информационную базу данных покупателей, находясь в отношениях партнерства с их клиентами. Поставщики объединяются в ассоциации, с которыми крупным фирмам-потребителям приходится счи­таться.

Образование предпринимательских групп осуществляет­ся разными путями. Первый - разделение фирмы на несколь­ко частей в виде самостоятельных компаний. В частности, итальянский «Фиат» в 80-е годы разделился на несколько са­мостоятельных компаний с тем, чтобы каждой из них был обеспечен доступ на рынок капитала. Второй возможный путь - отпочкование какого-либо подразделения от материн­ской компании. Делается это обычно для того, чтобы избе­жать недугов крупного капитала (организационного разбу­хания). Так, «Тойота» в 1950 г. отделила от себя «Тойота мо­тор сейлз» (торговую компанию), оставив за собой 44,9% акций. В 1982 г., однако, обе компании слились вновь. Тре­тий путь - слияние и поглощение компаний, в ходе чего одна из них (головная компания) овладевает контрольным паке­том акций другой. Группирование, опирающееся на банки, которые финансируют деятельность компаний и при этом ко­ординируют их, - таков четвертый путь. И, наконец, пятый - фирмы заключают контракты об управлении, трансферте технологии, долгосрочной закупке товаров.

Объединения крупных фирм олигополистического типа

Регулирование деятельности объединения крупных фирм может принимать различные формы. Первая - координация де­ятельности участников посредством холдинговой компании. Примером может служить концерн Ф. Флика (ФРГ). В его состав входят крупные фирмы: «Динамит Нобель», «Будерус», «Фельдмюле», «Краус Маффей». При второй форме роль коор­динатора могут выполнять траст-фонды и банк (так обстоит дело в группе Рокфеллера). Суть третьей формы состоит в том, что единство участников группы обеспечивается через взаимное владение акциями. Эта форма распространена в Япо­нии. Перекрестное владение акциями предотвращает захват компаний конкурентами. Органом координации могут быть со­вещания президентов фирм. Групповые отношения строятся так, чтобы обеспечивалась помощь компаниям-членам, испы­тывающим трудности. Поскольку при деловых операциях по взаимному соглашению члены группы имеют дело с заведомо определенными контрагентами, межфирменные сделки приоб­ретают долговременный, постоянный характер. При гарантированности долговременных деловых связей члены группы могут осуществлять долгосрочные инвестиции, заниматься техническими разработками совместно с партнерами.

В 90-е гг. возникли новые моменты в развитии финансо­вых групп. Во-первых, в некоторых странах наблюдается активизация связей между группами. В Японии процесс глобализации таких отраслей, как автомобильная, финансы, нефтеперерабатывающая, привел к тому, что из-за несоответ­ствия размеров японских компаний новым потребностям уси­лились слияния между ними. При этом фирмы могут принад­лежать к различным финансовым группам. Приняли решение слиться «Фудзи банк» (группа Фуйе), «Дай-ити Канге банк» (группа Дай-ити кангин) и «Индастриал банк ов Джэпен». «Мицубиси Ойл» слилась с внешней фирмой «Ниппон Ойл». Во-вторых, быстро возрастает число международных слияний и поглощений. В 1999 г. французская компания «Рено» инве­стировала 5,4 млрд. долл. в японскую фирму «Ниссан», при­обретя 37% ее акций. «Дженерал моторс» увеличила свой па­кет акций в японских компаниях «Исудузу» и «Судзуки». В 1999 г. произошло объединение германской «Даймлер Бенц» и американской компании «Крайслер».

Взаимоотношения участников групп можно свести к со­трудничеству и конкуренции. Участие в группе не исключает возможности самостоятельного развития фирм, а следователь­но, и конкурентных противостояний между ними.

Группирование крупных корпораций экономически целе­сообразно: оно обеспечивает его членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, кон­троль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соеди­нение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом поло­жении.

Применительно к экономике России, к группированию фирм следует отнестись достаточно осторожно. Неразвитость рыночных отношений и конкуренции может усугубиться в ре­зультате формирования групп. На Западе они формировались для того, чтобы ослабить негативные последствия рыночной стихии и ограничить конкуренцию. В Японии плюс к этому еще и для предотвращения захвата фирм иностранным капи­талом.

В России рыночная экономика только создается. Вероят­но, формирование предпринимательских групп в стране це­лесообразно. Они могут послужить обеспечению надежных, отвечающих требованиям качества, поставок и сбыта, т.е. ре­шению проблемы очень болезненной и важной для отече­ственной экономики. Предпринимательские группы целесо­образны и с точки зрения избавления от гигантизма, чтобы в то же время сохранить связи с отделяющимися от фирм производствами и функциональными подразделениями. Объединение в группу целесообразно для борьбы с зарубеж­ными конкурентами и предотвращения захвата отечествен­ных фирм иностранцами. Задача состоит в том, чтобы исполь­зовать позитивные моменты в деятельности групп и ослабить негативные (прежде всего возможное повышение степени мо­нополизации экономики в условиях неразвитости рыночных отношений).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4