§ 1 .Сущность и функции финансов
Основные понятия финансов
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).
Понятие финансовой системы государства и ее структура
Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы - финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.
Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)
Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.
Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.
Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.
В результате проведенных реформ в области финансов государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.
Бюджетная система РФ
Рассмотрим государственную бюджетную систему России в рамках централизованных финансов.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством - в унитарных государствах это два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных - 3 звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности трех бюджетов.
В бюджетную систему Российской Федерации (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:
- Федеральный бюджет;
21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджета, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;
около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).
Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом: расходах на оборону, космос. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п.
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40% национального дохода).
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи. За государственным бюджетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой) закреплены главные налоги - налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К налоговым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, - так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т.п.
В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы поступают полностью в соответствующие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог на имущество предприятий; местные налоги; налог на имущество физических лиц; земельный налог и т.п.).
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений.
Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета.
Субвенции представляют собой средства строго целевого назначения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.
Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.
Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные органы власти. В соответствии с законами правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год (в России это календарный год). Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально-экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.
Государственный бюджет Российской Федерации, его расходы и доходы
Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально -экономическую политику в стране.
При переходе к рынку средства государственного бюджета должны направляться прежде всего на финансирование структурной перестройки экономики, решение целевых программ, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:
преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
- стабилизация кредитно- денежной системы и курса рубля;
снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
осуществление реструктуризации государственного долга РФ;
минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;
полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- полное исполнение государством своих обязательств. Бюджет Российской Федерации как основной финансовый
план государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.
Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.
Доходы Федерального бюджета формируются за счет:
- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;
подоходного налога с физических лиц;
налога на игорный бизнес;
НДС на товары, производимые на территории РФ;
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;
акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый;
лицензионных и регистрационных сборов;
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
налога на операции с ценными бумагами;
платежей за пользование недрами;
платежей за пользование лесным фондом;
платы за пользование водными объектами;
земельного налога и арендной платы за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;
платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;
таможенных пошлин и таможенных сборов и иных таможенных платежей, доходов от внешнеэкономической деятельности;
государственной пошлины;
дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности;
прибыли Центрального Банка РФ;
консульского сбора, взимаемого на территории РФ;
прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов -9%.
Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.
Расходы бюджета Российской Федерации включают следующие основные группы затрат:
государственное управление;
международная деятельность;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
Федеральная судебная система;
фундаментальные исследования;
промышленность, энергетика, строительство;
сельское хозяйство и рыболовство;
образование;
культура и искусство;
средства массовой информации;
здравоохранение и физическая культура;
социальная политика;
обслуживание государственного долга;
финансовая помощь субъектам РФ и закрытым административно-территориальным образованиям;
другие расходы.
Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления на расходования.
За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с государственным бюджетом, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.
Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов (на законодательной основе) определенной доли поступлений от целого ряда федеральных налогов.
Очевидно, что основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты - с другой.
Важную роль в структуре централизованных финансов играют внебюджетные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице.
В рамках финансовой системы России в настоящее время насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и производственного назначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.
В соответствии с Указом Президента, в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консолидированы все государственные целевые бюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей фирм, предприятий, учреждений, организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд развития таможенной системы РФ, Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный экологический фонд РФ.
Одним из звеньев финансовой системы государства является государственный кредит. Главная форма экономических отношений в рамках государственного кредита - это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется «рефинансированием государственного долга».
Государственные займы классифицируются:
по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;
в зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;
в зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
в зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
по характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются краткосрочные ценные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Краткое оглавление
- I. Основные понятия экономической теории
- Глава 1. Что и как изучает современная экономическая наука
- § 1. «Экономикс» и традиционная политическая экономия
- § 2. Экономическое развитие России в период реформ
- § 3. «Экономикс» и реальности выхода из кризиса
- Взгляды у. Петти, п. Буагильбера, а. Смита, д. Рикардо, т. Мальтуса, ж. Сея
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 2. Общие проблемы экономического развития
- § 1. Объективные условия и противоречия экономического развития
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- § 3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом
- § 4. Экономический рост
- § 5. Возможные модели экономических систем
- Взгляды дж.С. Милля, к. Маркса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
- § 1. Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства
- § 2. Альтернативные издержки и проблема общественного выбора
- § 3. Кругооборот благ и доходов
- § 4. Рыночные механизмы: цены и конкуренция
- § 5. Несовершенства рыночной организации и функции государства
- § 6. Выбор экономической организации: критерий эффективности
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бем-баверка, л. Вальраса, в. Парето, дж.Б. Кларка, а. Маршалла
- Традиции российской рыночной организации хозяйства: возникновение и разрушение
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 4. Теория предельной полезности Революция в теории стоимости
- § 1. Стоимость - фундаментальная проблема экономической науки
- § 2. Основоположники и предшественники маржиналистской революции
- § 3. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости
- § 4. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности
- § 5. Максимизация общей полезности
- § 6. Эволюция теории предельной полезности
- § 7. Маржинализм: что нового?
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бём-баверка, ф. Визера, л. Вальраса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- II. Микроэкономика
- Глава 5. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения равновесия
- § 1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса
- § 2. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения
- § 3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
- § 4. Эластичность спроса и предложения. Торговая выручка
- § 5. Нарушения рыночного равновесия цен
- Взгляды а. Маршалла
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Литература
- Глава 6. Основы теории потребительского поведения
- § 1. Потребительское поведение
- § 2. Бюджетные ограничения и покупательная способность
- § 3. Предельная полезность и потребительский выбор
- § 4. Закон убывания предельной полезности товаров
- § 5. Правило потребительского поведения и условие равновесия
- § 6. Предельная норма замещения
- § 7. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия»
- § 8. «Кривые безразличия» и бюджетные ограничения
- § 9. Потребительское равновесие и кривая спроса
- § 10. Эффект замещения и эффект дохода
- Взгляды в. Парето
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 7. Издержки производства
- § 1. Производство
- § 2. Сущность и структура издержек
- § 3. Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- § 4. Минимизация издержек: выбор факторов производства
- § 5. Динамика издержек производства в среднесрочном периоде
- § 6. Инвестиционная деятельность фирмы в долгосрочном периоде
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 8. Ценообразование на факторы производства при совершенной конкуренции
- § 1. Теоретическая постановка проблемы ценообразования на факторы производства
- § 2. Особенности спроса и предложения основных факторов производства
- § 3. Производственная функция и спрос на ресурсы
- § 4. Закон взаимозамещения и ценообразование на факторы производства
- § 5. Рынок земли и рентные отношения
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- § 7. Рынок капитальных активов. Дисконтирование
- Взгляды дж.Б. Кларка
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 9. Рыночная структура несовершенной конкуренции
- § 1. Монополистическая конкуренция
- § 2. Олигополия
- § 3. Олигополия и теория игр
- § 4.Группирование фирм, его необходимость и формы
- § 5. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
- Взгляды э. Чемберлина, дж. Робинсон
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 10. Доходы и их распределение
- § 1. Экономическая природа прибыли
- § 2. Процент на капитал: сущность, динамика, факторы
- § 3. Капитал
- § 4. Определение текущей ценности ресурсов – дисконтирование
- § 5. Динамика процента и его факторы
- § 6. Процентные ставки в финансовой политике государства в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 11. Предпринимательство. Предприятие. Типы предприятий
- § 1. Предпринимательство в современной экономике
- Относительное количество предпринимателей, % (of - 70%; fg - 20% ; gk - 8% ; kl - 2%)
- § 2. Сущность и типы предприятий
- § 3. Место и роль предприятия
- § 4. Масштабы деятельности предприятия
- § 5. Цели деятельности предприятия
- § 6. Важнейшие показатели эффективности предприятия
- Взгляды й. Шумпетера
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- III. Макроэкономика
- Глава 12. Система национальных счетов
- §1. Система национальных счетов: понятие, история возникновения и развития, задачи
- §2. Принципиальные различия между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства
- § 3. Общая структура системы национальных счетов
- Счет первичного распределения доходов
- §4. Снс как система взаимоувязанных показателей
- Взгляды т. Веблена, дж. Коммонса, у. Митчелла, дж. Гелбрейта, р. Хайлбронера, р. Арона, у. Ростоу, с. Кузнеца, д. Белла, г. Кана, 3. Бжезинского, а. Турена, г. Шермана, э. Канта, т. Вайскопфа
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие
- §1. Сущность общего (макроэкономического) равновесия национального хозяйства
- § 2. Обеспечение макроэкономического равновесия. Теория катастроф
- § 3. Кривая производственных возможностей
- §4. Система рынков: частичное и общее экономическое равновесие
- §5. Совокупный спрос и совокупное предложение
- §7. Сбережение, потребление, инвестиции: склонность к сбережению, склонность к потреблению
- § 8. Мультипликатор. Равновесный объем производства в кейнсианской модели
- § 9. Кривая is
- §10. Кривая lm
- §12. Рыночное неравновесие как нормальное состояние реальных экономических систем
- Взгляды а. Смита, к. Маркса, а. Маршалла, л. Вальраса, д. Патинкина, дж. Кейнса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 14. Деньги, кредит, банки, денежно-кредитная система государства
- §1. Сущность и функции денег.
- § 2. Понятие «денежной массы» и «денежного оборота». Законы денежного обращения
- § 3. Сущность и функции кредита
- § 4. Банковская система государства и принципы ее построения
- §5. Особенности банка как коммерческого предприятия и его операции
- Взгляды р. Харрода, е. Домара, э. Хансена, дж. Хикса, р. Клауера, а. Эйхнера, к. Мински
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Список литературы см. В главе 15.
- Глава 15. Денежно-кредитная политика государства. Монетаризм
- § 1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства: теоретические аспекты
- § 2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство
- §3. Особенности современной денежно-кредитной политики России
- Взгляды м. Фридмена, ф. Хайека, п. Самуэльсона
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
- § 1 .Сущность и функции финансов
- § 2. Теория и практика налогообложения
- § 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- § 4. Финансовая политика государства
- Взгляды а. Лаффера, м. Эванса, м. Фельдстайна, р. Лукаса, б. Макколлана, дж. Мута
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 17. Инфляция. Система антиинфляционных мер
- § 1. Измерение инфляции
- § 2. Виды инфляции
- § 3. Инфляция как процесс
- § 4. Инфляция спроса и инфляция предложения
- § 5. Последствия инфляции
- § 6. Антиинфляционная политика
- § 7. Особенности инфляционных процессов в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 18. Государство и экономическая политика
- § 1. Экономическая политика: истоки формирования
- § 2. Субъекты (исполнители) экономической политики
- § 3. Система целей макроэкономического регулирования. Конфликты целей
- § 4. Инструменты экономической политики государства
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- IV. Международные экономические отношения
- Глава 19. Международные аспекты экономического развития
- § 1. Интернационализация экономики как основа формирования всемирного хозяйства
- § 2. Международное движение капиталов
- § 3. Внешняя торговля и определение уровня национального дохода. Мультипликатор в открытой экономике
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекций
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература к 19, 20 и 21 главам
- Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
- § 1. Протекционизм. Свободная торговля. Теория сравнительных преимуществ
- § 2. Инструменты торговой политики
- § 3. Платежный баланс страны
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 21. Международная валютная система и валютный курс
- § 1. Международное денежное обращение: причины существования, этапы становления
- § 2. Валютные курсы
- § 3. Колебания валютного курса и инструменты его регулирования
- § 4. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- § 2. Модели экономического роста
- § 3. Цикличность экономического развития
- § 4. Модель межотраслевого баланса национальной экономики в. Леонтьева
- § 5. Реальные модели экономического роста
- Взгляды н.Д. Кондратьева, в. Леонтьева, с. Кузнеца
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 23. Основы переходной экономики
- § 1. Переходные процессы и особенности современной российской экономики
- § 2. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов
- § 3. Формирование реальных рыночных отношений - содержание переходной экономики
- § 4. Изменение структуры собственности в переходной экономике
- § 5. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Лауреаты премии «в память альфреда нобеля»
- Сведения об авторах
- Министерство образования российской федерации