logo

§ 1 .Сущность и функции финансов

Основные понятия финансов

Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физически­ми лицами, между отдельными государствами по поводу фор­мирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы - экономический инструмент распределения и пе­рераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распреде­лительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция финансов заключается в обеспе­чении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ре­сурсами, которые используются в форме денежных фондов целе­вого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение на­роднохозяйственных проблем, как производственных, так и со­циальных, финансирование крупных межотраслевых, комплек­сных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть при­были предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на раз­витие производственной и социальной инфраструктуры, на инве­стиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Финансы, связанные с движением стоимости общественно­го продукта, выраженного в денежной форме, обладают свой­ством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) ото­бражать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать склады­вающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следу­ющем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафа­ми, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью нало­гов, льгот, санкций государство может стимулировать техни­ческий прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов пред­приятий и граждан для содержания государственного аппара­та, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников дохо­дов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными ис­точниками доходов для обеспечения должного уровня разви­тия (фундаментальная наука, театры, музеи).

Понятие финансовой системы государства и ее структура

Совокупность финансовых отношений национальной эконо­мики образует финансовую систему государства. С точки зре­ния социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финан­сов домохозяйств.

Централизованные финансы - это государственная бюджет­ная система, государственный кредит, специальные внебюд­жетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования на­циональной экономики в целом, решения целого ряда важней­ших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы - финансы фирм и предпри­ятий различных форм собственности. Это финансовые отноше­ния между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирова­ния экономических и социальных отношений в рамках отдель­ных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собствен­ности во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществ­ляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллек­тивов является прибыль. За счет прибыли формируются про­изводственные и социальные фонды, средства для инвестиро­вания. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.

Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финан­совые отношения между физическими лицами, совместно про­живающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от се­мьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)

Каждый элемент финансовой системы особым образом вли­яет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресур­сы в основной централизованный фонд государства и происхо­дит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдель­ными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имуще­ственного и личного страхования предназначены для возмеще­ния ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприя­тиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент цент­рализованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физически­ми лицами, при которых государство выступает, главным об­разом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей на­родного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а фи­нансовая система в целом - совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

С точки зрения макроэкономического анализа и роли госу­дарства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуще­ствляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в уни­тарных государствах местные бюджеты не входят в государ­ственный бюджет, в федеративных государствах местные бюд­жеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

В результате проведенных реформ в области финансов госу­дарственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

Бюджетная система РФ

Рассмотрим государственную бюджетную систему России в рамках централизованных финансов.

Бюджетное устройство представляет собой организацион­ные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устрой­ство определяется государственным устройством - в унитарных государствах это два уровня: государственный и местные бюд­жеты, в федеральных - 3 звена: федеральный бюджет, бюдже­ты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижесто­ящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах бюд­жетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» бюджет­ная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и само­стоятельности трех бюджетов.

В бюджетную систему Российской Федерации (консолиди­рованный бюджет) в качестве самостоятельных частей вклю­чаются:

- Федеральный бюджет;

Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств. Так, правительство полно­стью независимо в целях, касающихся нации в целом: расхо­дах на оборону, космос. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы яв­ляется государственный (федеральный) бюджет - основной фи­нансовый план формирования и использования централизован­ного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и ме­жотраслевое распределение и перераспределение валового на­ционального продукта (до 40% национального дохода).

Основными доходами государственного бюджета выступа­ют налоги и неналоговые платежи. За государственным бюд­жетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной эко­номикой) закреплены главные налоги - налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К на­логовым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законо­дательства. К неналоговым доходам относятся как обязатель­ные платежи: доходы от использования имущества, находяще­гося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализа­ции государственных запасов, доходы от внешнеэкономичес­кой деятельности, - так и штрафы, взимание которых не свя­зано с налоговым законодательством, доходы от продажи кон­фискованных товаров и т.п.

В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закреп­ленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кре­дитных ресурсов.

Закрепленные доходы поступают полностью в соответству­ющие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог на имущество предприятий; местные налоги; налог на имуще­ство физических лиц; земельный налог и т.п.).

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из выше­стоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных до­ходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процен­тных отчислений.

Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и миними­зации дефицита бюджета.

Субвенции представляют собой средства строго целевого на­значения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.

Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмезд­ной основе под проценты или без них.

Функции по составлению и исполнению бюджетов закреп­лены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и ут­верждением бюджета занимаются законодательные органы власти. В соответствии с законами правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год (в России это кален­дарный год). Далее организуется работа по составлению проек­та бюджета: прогнозируется социально-экономическое разви­тие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.

Государственный бюджет Российской Федерации, его расходы и доходы

Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккуму­лируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возмож­ность маневрировать ресурсами, направлять их на определяю­щие участки экономического и социального развития, осуще­ствлять единую социально -экономическую политику в стра­не.

При переходе к рынку средства государственного бюджета должны направляться прежде всего на финансирование струк­турной перестройки экономики, решение целевых программ, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в на­шей стране, следует отметить задачи, которые выполняет рос­сийский бюджет на данном этапе развития экономики:

- стабилизация кредитно- денежной системы и курса рубля;

- полное исполнение государством своих обязательств. Бюджет Российской Федерации как основной финансовый

план государства основывается на показателях прогноза соци­ально-экономического развития страны на очередной год. Об­щие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налого­вой системой и экономической политикой государства.

Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми пла­нами предприятий и организаций, денежными доходами и рас­ходами населения.

Доходы Федерального бюджета формируются за счет:

- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;

Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета, не­налоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов -9%.

Неналоговые доходы складываются из доходов от внешне­экономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, при­надлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.

Расходы бюджета Российской Федерации включают следу­ющие основные группы затрат:

Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и мест­ные бюджеты имеют свои источники средств и направления на расходования.

За республиканскими и местными бюджетами закрепле­ны второстепенные налоги (в основном имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с государственным бюдже­том, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.

Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в со­ставе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расхо­дов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов фе­дерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюд­жета и выпуска местных займов, гарантированных правитель­ством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюд­жетов (на законодательной основе) определенной доли поступлений от целого ряда федеральных налогов.

Очевидно, что основной проблемой эффективного исполь­зования принципа фискального федерализма при формирова­нии финансовой системы государства является определение оп­тимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и ме­стные бюджеты - с другой.

Важную роль в структуре централизованных финансов иг­рают внебюджетные фонды. В странах с развитой рыночной эко­номикой наиболее крупными внебюджетными фондами явля­ются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимате­лей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фон­дов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалид­ности, в случае потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице.

В рамках финансовой системы России в настоящее время на­считывается более 30 внебюджетных фондов социального и про­изводственного назначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфра­структуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

В соответствии с Указом Президента, в целях усиления кон­троля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консолидирова­ны все государственные целевые бюджетные фонды, доходы ко­торых формируются за счет обязательных платежей фирм, пред­приятий, учреждений, организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целе­вой направленности консолидируемых фондов. К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд развития тамо­женной системы РФ, Межведомственный фонд развития нало­говой системы и налоговой службы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный экологический фонд РФ.

Одним из звеньев финансовой системы государства являет­ся государственный кредит. Главная форма экономических от­ношений в рамках государственного кредита - это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение дру­гих обязательств, взятых физическими и юридическими лица­ми, оно является гарантом.

Как экономическая категория, государственный кредит на­ходится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использо­вание централизованных денежных фондов государства, т.е. го­сударственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Государственный кредит выполняет две функции: фискаль­ную и регулирующую. Через фискальную функцию государ­ственного кредита осуществляется формирование централизо­ванных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется «рефинанси­рованием государственного долга».

Государственные займы классифицируются:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4