logo

§3. Особенности современной денежно-кредитной политики России

Исходные положения

Направления и конкретные тактические цели монетарной по­литики государства определяются состоянием национальной экономики в целом. Поэтому денежно-кредитная политика современной России не может быть, естественно, «калькой» монетарной политики США, Англии, Германии и других стран, хотя Россия и использует международный опыт ее проведения как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в стра­нах, осуществляющих переход к ней.

Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция ле­жит в основе денежно-кредитной политики России.

В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явле­ний и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпа­дают с монетаристским подходом регулирования экономики. Основными целями «российских монетаристов» являлись сни­жение инфляции и создание рыночной экономики с минималь­ным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет не­инфляционных источников, сокращение льгот, проведения платной приватизации, отказ от немедленного денежного со­юза с государствами СНГ. Но положения монетаристской кон­цепции были реализованы лишь частично. И связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомнен­но, есть положения, которые соответствуют некоторым явле­ниям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например заложенные в современном кейнсианстве основы социально ориентирован­ной экономики или активная роль государства в регулирова­нии национальной экономики.)

Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской эко­номики проблем.

Макроэкономические цели денежно-кредитной политики

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной полити­ки России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Пра­вительством Российской Федерации.

В основе формирования денежно-кредитной политики России 90-х годов лежала задача достижения следующих макро­экономических целей:

- финансовая стабилизация и закрепление достигнутых ре­зультатов в этом направлении;

- снижение темпов инфляции;

- создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;

Политика Банка России в области денежно-кредитного регулирования

Основной задачей денежно-кредитной политики Банка Рос­сии является удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстанов­ления неинфляционного роста экономики.

Необходимыми условиями выполнения данной задачи яв­ляются:

- жесткий контроль за темпами денежной эмиссии;

Первостепенным условием является контроль за темпами де­нежной экспансии, поскольку именно они в значительной сте­пени определяют движение цен в среднесрочной перспективе.

Для выполнения поставленных задач Банк России исполь­зует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяемыми в зарубежной банковской прак­тике.

Рефинансирование банков. Банк России осуществляет кре­дитование банков на рыночных принципах. Банк России пре­доставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдава­емых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной по­литики.

До середины июня 1998 года Банк России предоставлял бан­кам, выполняющим его требования, два вида кредитов: лом­бардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оператив­но принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинан­сирования банков.

В течение сентября - ноября 1998 года Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчи­вости, проведения мероприятий по финансовому оздоровле­нию принимал решения о предоставлении кредитов банкам 9 регионов России, а также отдельным социально значимым банкам на сумму порядка 8,0 млрд. рублей сроком до 1 года.

Рефинансирование банков в 1999г. являлось основным ин­струментом предоставления дополнительной ликвидности бан­ковской системе. По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России предполагает прекратить предоставление указанных кредитов.

В 2000 г. наиболее остро стала проблема избыточной лик­видности в банковском секторе. При этом основная задача со­стоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики. Расширению кредитования реального сектора препятствуют в первую оче­редь высокие риски (в конце года ставки по кредитам конеч­ным заемщикам в среднем были в 2-3 раза выше ставок на меж­банковском кредитном рынке, определяющем стоимость ресурсов для самих банков).

Депозитные операции. В целях оперативного регулирова­ния ликвидности банковской системы, нейтрализации излиш­ней ликвидности и снижения тем самым давления на валют­ный рынок в 1998-2000 гг. Банк России активно проводит депозитные операции через систему « Рейтере - Дилинг».

Банк России будет и в дальнейшем использовать депозит­ные операции как инструмент оперативного изъятия ликвид­ности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

Процентная политика по операциям Банка России. Среди методов регулирования денежно-кредитного рынка, применя­емых Центральным банком, особое место принадлежит учет­ной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими бан­ками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры про­центов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение с целью снижения инфляции учетного процента, проведение так называемой политики «дорогих де­нег» затрудняет для коммерческих банков возможность полу­чить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими бан­ками. В результате стимулируется сокращение кредитных вложений в экономику, и, следовательно, тормозится дальней­ший рост производства. Снижение учетной ставки, т.е. поли­тика «дешевых денег», наоборот, стимулирует расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического раз­вития.

В соответствии с жестким курсом денежно-кредитной по­литики Правительства России размер учетной ставки по цент­рализованным кредитам коммерческим банкам в начале и се­редине 90-х гг. систематически повышался. Если в мае 1991 г. она составляла 6-8%, то с 22 декабря 1991 г. - 20%; с 10 апре­ля 1992 г. - 50%; с 1 июля 1992 г. - 80%; с 30 марта 1993 г. -100%; со 2 июня 1993 г. - 110%; с 22 июня 1993 г. - 120%; с 29 июня 1993 г. - 140%; с 15 июля 1993 г. - 170%; с 23 сен­тября 1993 г. - 180%; с 15 октября 1993 г. - 210%; с 29 апреля 1994 г. - 205%.

В последние годы ЦБ РФ проводил учетную политику с це­лью подавить инфляцию путем изменения уровня официаль­ной учетной процентной ставки. Повышая уровень учетной ставки, ЦБ РФ проводит политику кредитной рестрикции, по­буждая кредитные учреждения сократить заимствования. Это ведет к сокращению кредитных операций и в итоге - к повы­шению процентных ставок. Если ЦБ РФ снижает учетную став­ку, то он тем самым поощряет кредитную экспансию. Нагляд­ным примером подобной практики служит проведение Банком России политики кредитной рестрикции в 1992-1993 (учетная ставка резко возрастала), а в 1994 г., в связи с изменившийся экономической ситуацией в стране, ЦБ РФ начал постепенно проводить политику кредитной экспансии и снизил учетную ставку с 210% (январь 1994 г.) до 42 % годовых (10.02.97).

Однако анализ фактических данных показал, что в этот пе­риод рекстрикционная политика ЦБ РФ была абсолютно ото­рвана от реалий рынка и коммерческие банки практически не учитывали ее при разработке и проведении собственной кредит­ной политики. В результате в 1996 г. Банк России был вынуж­ден резко снизить уровень учетной ставки с 160% до 48% , пе­рейдя к проведению политики кредитной экспансии.

В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве зада­чи в области процентной политики постепенное снижение про­центных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же вре­мя с октября 1997 года по август 1998 года процентная полити­ка Банка России испытывала на себе влияние внешних усло­вий. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной ва­люты и недопущение системного банковского кризиса.

С целью защиты внутренней финансовой системы и поддер­жания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. В частности, повышение ставки ре­финансирования было произведено в начале февраля 1998 года (с 28% до 42%), в последней декаде мая (с 30% до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60% до 80%). В течение 1998 г. Банк России пять раз пересматривал уровень ставок рефинансиро­вания. В 1999-2000 гг., в связи с относительной экономической стабилизацией, Центральный банк проводит политику на снижение ставки рефинансирования: в январе 2000 г. - с 55% до 45%, а в марте - до 38% и 33%, в ноябре - до 25%.

Минимальные, или обязательные, резервные требования Центрального банка - важный инструмент регулирования мак­роэкономических пропорций путем воздействия на объем сво­бодных ресурсов банков.

Проблема резервирования средств всегда была одной из са­мых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привле­каемых ими денег оседала в ЦБ, приводя следующие аргумен­ты: высокие нормативы обязательных резервов снижают дохо­ды кредитных учреждений, а значит и их ликвидность.

В свою очередь, Банк России неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфляции и других проявлениях неста­бильности финансового рынка, когда деньги выгоднее исполь­зовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И снизят их только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сек­тора экономики. К общим методам денежно-кредитного регу­лирования, активно используемым в зарубежной банковской практике, относятся и операции Центрального банка на от­крытом рынке. Операции на открытом рынке являются одним из главных инструментов, используемых ФРС США в осуще­ствлении национальной денежно-кредитной политики. В опе­рациях на открытом рынке ФРС США широко используются перекупочные соглашения как метод гарантированного фи­нансирования. Заключая с коммерческими банками перекупочные соглашения, ФРС обязуется купить у них ценные бу­маги с условием, чтобы через определенное время они совершили обратную сделку, т.е. выкупили ценные бумаги с фиксированной или плавающей скидкой к цене. В России операции на открытом рынке еще не нашли широкого приме­нения. Кроме того, в условиях, когда источником финансиро­вания бюджетного дефицита являются кредиты Банка России и государственный долг не оформлен ценными бумагами, опе­рации на открытом рынке неэффективны.

Несмотря на временный кризис рынка государственных ценных бумаг (ГКООФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики та­кой инструмент регулирования ликвидности банковской сис­темы, как операции на открытом рынке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности бан­ков Банк России в сентябре 1998 года разработал положение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и на­чал операции с ними, в том числе Банк России предоставил бан­кам возможность использования указанных ценных бумаг в ка­честве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «overnight», а также возможность проведения с ними сделок РЕПО.