§ 1. Объективные условия и противоречия экономического развития
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.
С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах. Первая аксиома - потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы. Вторая аксиома - ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей.
Безграничные потребности общества
Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно расширяется. Экономисты изучают потребности, т.е. желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.
Историю экономической цивилизации можно представить как процесс формирования и реализации потребностей. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание, или возвышение, потребностей подтверждается экономической эволюцией человечества. Полагают, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Эта историческая закономерность давно обоснована и может быть названа «законом возвышения потребностей». Человек прошел все этапы - от примитивного потребления ресурсов природы до рационального использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.
Виды потребностей
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (например потребности досуга: кино, театр, спорт). Широкий спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей, иногда подразделяют на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Нет большой необходимости доказывать условность такого деления. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот, то, что еще недавно считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости. К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста и т.п.) Многие изделия и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина и др.
В состав материальных включаются также потребности предприятий, правительственных учреждений и общественных организаций. Всем предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, складские помещения и многое другое для производственных целей. Обществу, для удовлетворения коллективных потребностей граждан страны, необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например воздух), другие - в ограниченном. Последние называют экономическими благами.
Экономические ресурсы, их ограниченность
Факторы производства - это ресурсы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ.
Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами. Ресурсы подразделяются на следующие виды:
материальные ресурсы - земля, или сырьевые материалы, и капитал;
людские ресурсы - труд и предпринимательская способность.
К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).
Понятие «капитал, или инвестиционные ресурсы» охватывает все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг, и доставку их конечному потребителю (здания, оборудование и т.п.). Процесс использования капитальных товаров (машин, оборудования, стройматериалов и т.п.) для расширения или совершенствования производства называют «инвестированием».
Термином «труд» обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.
Под «предпринимательской способностью» или, проще, предприимчивостью, понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.
Все экономические ресурсы, факторы производства, обладают одним общим свойством: они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Ограничены разнообразные пахотные земли, и полезные ископаемые, и капитальные товары, и рабочая сила (рабочее время). Вследствие ограниченности ресурсов объем производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объем товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно-технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса, например глубину переработки нефти.
Выбор альтернатив использования ресурсов
Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все потребности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.
Обществу приходится выбирать - производить пушки или масло или производить и пушки, и масло в определенной пропорции. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства. Эта проблема выбора всегда была и будет.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Краткое оглавление
- I. Основные понятия экономической теории
- Глава 1. Что и как изучает современная экономическая наука
- § 1. «Экономикс» и традиционная политическая экономия
- § 2. Экономическое развитие России в период реформ
- § 3. «Экономикс» и реальности выхода из кризиса
- Взгляды у. Петти, п. Буагильбера, а. Смита, д. Рикардо, т. Мальтуса, ж. Сея
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 2. Общие проблемы экономического развития
- § 1. Объективные условия и противоречия экономического развития
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- § 3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом
- § 4. Экономический рост
- § 5. Возможные модели экономических систем
- Взгляды дж.С. Милля, к. Маркса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
- § 1. Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства
- § 2. Альтернативные издержки и проблема общественного выбора
- § 3. Кругооборот благ и доходов
- § 4. Рыночные механизмы: цены и конкуренция
- § 5. Несовершенства рыночной организации и функции государства
- § 6. Выбор экономической организации: критерий эффективности
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бем-баверка, л. Вальраса, в. Парето, дж.Б. Кларка, а. Маршалла
- Традиции российской рыночной организации хозяйства: возникновение и разрушение
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 4. Теория предельной полезности Революция в теории стоимости
- § 1. Стоимость - фундаментальная проблема экономической науки
- § 2. Основоположники и предшественники маржиналистской революции
- § 3. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости
- § 4. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности
- § 5. Максимизация общей полезности
- § 6. Эволюция теории предельной полезности
- § 7. Маржинализм: что нового?
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бём-баверка, ф. Визера, л. Вальраса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- II. Микроэкономика
- Глава 5. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения равновесия
- § 1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса
- § 2. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения
- § 3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
- § 4. Эластичность спроса и предложения. Торговая выручка
- § 5. Нарушения рыночного равновесия цен
- Взгляды а. Маршалла
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Литература
- Глава 6. Основы теории потребительского поведения
- § 1. Потребительское поведение
- § 2. Бюджетные ограничения и покупательная способность
- § 3. Предельная полезность и потребительский выбор
- § 4. Закон убывания предельной полезности товаров
- § 5. Правило потребительского поведения и условие равновесия
- § 6. Предельная норма замещения
- § 7. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия»
- § 8. «Кривые безразличия» и бюджетные ограничения
- § 9. Потребительское равновесие и кривая спроса
- § 10. Эффект замещения и эффект дохода
- Взгляды в. Парето
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 7. Издержки производства
- § 1. Производство
- § 2. Сущность и структура издержек
- § 3. Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- § 4. Минимизация издержек: выбор факторов производства
- § 5. Динамика издержек производства в среднесрочном периоде
- § 6. Инвестиционная деятельность фирмы в долгосрочном периоде
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 8. Ценообразование на факторы производства при совершенной конкуренции
- § 1. Теоретическая постановка проблемы ценообразования на факторы производства
- § 2. Особенности спроса и предложения основных факторов производства
- § 3. Производственная функция и спрос на ресурсы
- § 4. Закон взаимозамещения и ценообразование на факторы производства
- § 5. Рынок земли и рентные отношения
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- § 7. Рынок капитальных активов. Дисконтирование
- Взгляды дж.Б. Кларка
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 9. Рыночная структура несовершенной конкуренции
- § 1. Монополистическая конкуренция
- § 2. Олигополия
- § 3. Олигополия и теория игр
- § 4.Группирование фирм, его необходимость и формы
- § 5. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
- Взгляды э. Чемберлина, дж. Робинсон
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 10. Доходы и их распределение
- § 1. Экономическая природа прибыли
- § 2. Процент на капитал: сущность, динамика, факторы
- § 3. Капитал
- § 4. Определение текущей ценности ресурсов – дисконтирование
- § 5. Динамика процента и его факторы
- § 6. Процентные ставки в финансовой политике государства в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 11. Предпринимательство. Предприятие. Типы предприятий
- § 1. Предпринимательство в современной экономике
- Относительное количество предпринимателей, % (of - 70%; fg - 20% ; gk - 8% ; kl - 2%)
- § 2. Сущность и типы предприятий
- § 3. Место и роль предприятия
- § 4. Масштабы деятельности предприятия
- § 5. Цели деятельности предприятия
- § 6. Важнейшие показатели эффективности предприятия
- Взгляды й. Шумпетера
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- III. Макроэкономика
- Глава 12. Система национальных счетов
- §1. Система национальных счетов: понятие, история возникновения и развития, задачи
- §2. Принципиальные различия между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства
- § 3. Общая структура системы национальных счетов
- Счет первичного распределения доходов
- §4. Снс как система взаимоувязанных показателей
- Взгляды т. Веблена, дж. Коммонса, у. Митчелла, дж. Гелбрейта, р. Хайлбронера, р. Арона, у. Ростоу, с. Кузнеца, д. Белла, г. Кана, 3. Бжезинского, а. Турена, г. Шермана, э. Канта, т. Вайскопфа
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие
- §1. Сущность общего (макроэкономического) равновесия национального хозяйства
- § 2. Обеспечение макроэкономического равновесия. Теория катастроф
- § 3. Кривая производственных возможностей
- §4. Система рынков: частичное и общее экономическое равновесие
- §5. Совокупный спрос и совокупное предложение
- §7. Сбережение, потребление, инвестиции: склонность к сбережению, склонность к потреблению
- § 8. Мультипликатор. Равновесный объем производства в кейнсианской модели
- § 9. Кривая is
- §10. Кривая lm
- §12. Рыночное неравновесие как нормальное состояние реальных экономических систем
- Взгляды а. Смита, к. Маркса, а. Маршалла, л. Вальраса, д. Патинкина, дж. Кейнса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 14. Деньги, кредит, банки, денежно-кредитная система государства
- §1. Сущность и функции денег.
- § 2. Понятие «денежной массы» и «денежного оборота». Законы денежного обращения
- § 3. Сущность и функции кредита
- § 4. Банковская система государства и принципы ее построения
- §5. Особенности банка как коммерческого предприятия и его операции
- Взгляды р. Харрода, е. Домара, э. Хансена, дж. Хикса, р. Клауера, а. Эйхнера, к. Мински
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Список литературы см. В главе 15.
- Глава 15. Денежно-кредитная политика государства. Монетаризм
- § 1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства: теоретические аспекты
- § 2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство
- §3. Особенности современной денежно-кредитной политики России
- Взгляды м. Фридмена, ф. Хайека, п. Самуэльсона
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
- § 1 .Сущность и функции финансов
- § 2. Теория и практика налогообложения
- § 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- § 4. Финансовая политика государства
- Взгляды а. Лаффера, м. Эванса, м. Фельдстайна, р. Лукаса, б. Макколлана, дж. Мута
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 17. Инфляция. Система антиинфляционных мер
- § 1. Измерение инфляции
- § 2. Виды инфляции
- § 3. Инфляция как процесс
- § 4. Инфляция спроса и инфляция предложения
- § 5. Последствия инфляции
- § 6. Антиинфляционная политика
- § 7. Особенности инфляционных процессов в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 18. Государство и экономическая политика
- § 1. Экономическая политика: истоки формирования
- § 2. Субъекты (исполнители) экономической политики
- § 3. Система целей макроэкономического регулирования. Конфликты целей
- § 4. Инструменты экономической политики государства
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- IV. Международные экономические отношения
- Глава 19. Международные аспекты экономического развития
- § 1. Интернационализация экономики как основа формирования всемирного хозяйства
- § 2. Международное движение капиталов
- § 3. Внешняя торговля и определение уровня национального дохода. Мультипликатор в открытой экономике
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекций
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература к 19, 20 и 21 главам
- Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
- § 1. Протекционизм. Свободная торговля. Теория сравнительных преимуществ
- § 2. Инструменты торговой политики
- § 3. Платежный баланс страны
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 21. Международная валютная система и валютный курс
- § 1. Международное денежное обращение: причины существования, этапы становления
- § 2. Валютные курсы
- § 3. Колебания валютного курса и инструменты его регулирования
- § 4. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- § 2. Модели экономического роста
- § 3. Цикличность экономического развития
- § 4. Модель межотраслевого баланса национальной экономики в. Леонтьева
- § 5. Реальные модели экономического роста
- Взгляды н.Д. Кондратьева, в. Леонтьева, с. Кузнеца
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 23. Основы переходной экономики
- § 1. Переходные процессы и особенности современной российской экономики
- § 2. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов
- § 3. Формирование реальных рыночных отношений - содержание переходной экономики
- § 4. Изменение структуры собственности в переходной экономике
- § 5. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Лауреаты премии «в память альфреда нобеля»
- Сведения об авторах
- Министерство образования российской федерации