logo

§ 2. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения

Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит закону предложения, которой выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

Предложение (sapply - англ.) - это готовность фирм, изгото­вителей и продавцов товаров предоставить на рынок определен­ное количество товаров по данной цене. Цена и количество това­ра здесь изменяются и взаимодействуют однонаправленно: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, пред­лагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и пред­ложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фак­тором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле производство достаточно бы­стро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке. В то же вре­мя рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетвори­тельных ценах или тенденции к их снижению потребуется слож­ная предпринимательская деятельность по экономии или пере­ориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

Рис. 5.3. Функция предложения товаров — кривая ss

График и кривая предложения товаров

Как отмечалось выше, закон предложения характеризует прямую зависимость между количеством выпуска товаров и их Ценами. Эту прямую зависимость между ценами и объемом

товаров называют также «функцией предложения». Если изоб­разить функцию предложения в осях графика (рис. 5.3), где на вертикальной оси представлены цены за единицу товара Р, а на горизонтальной — количество выпускаемых товаров Q, то по­лучим восходящую кривую ss (sapply - предложение), имею­щую положительный наклон.

Важно отметить, что все точки (А, В, С) на кривой предло­жения ss показывают изменение цен и количества товаров на рынке и иллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.

Функция предложения — это функция производства по выпуску товаров. Функция предложения осуществится лишь в том случае, если рыночная цена выпускаемых товаров позво­ляет предпринимателю возместить издержки, т.е. все расхо­ды по производству, а также принесет прибыль в виде возна­граждения за предпринимательскую работу по организации производства и продаже произведенных товаров.

Каждой точке на кривой соответствует комбинация «цена -количество товаров»: более высокому положению (например, точка А) соответствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; положение в начальных точках на кривой (в частности, в точке С и ниже) - снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.

Общий вид кривой предложения не содержит ничего слу­чайного: она представляет собой моментальную «фотографию» функции производства товаров, т.е. реагирование фирм по вы­пуску товаров в строгом соответствии с экономической целесо­образностью, подтверждаемой или опровергаемой фактором рыночной цены.

Неценовые факторы изменения предложения

Прямую зависимость между ценой товаров и количеством их поставок на рынки, которую описывает кривая предложе­ния ss, можно рассматривать как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения (см. рис. 5.3) - это область альтернатив со знаком «плюс», поскольку они выгодны фирме, а площадь под этой кривой -альтернативы со знаком «минус», так как они невыгодны. Такая графическая интерпретация функции предложения еще раз напоминает о действующем в экономике законе ограни­ченности ресурсов, тенденции убывающей доходности факто­ров производства. Каждое ресурсовложение фирмы - это вы­бор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производ­ство ресурсы. Это так называемые «альтернативные издерж­ки», которые будут оплачены покупателем в цене готового товара только в том случае, если окажется, что данный товар как материализованное ресурсовложение вообще пользуется спросом. Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации, т.е. аль­тернативы со знаком «минус», - это неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» нетождественно понятию «ко­личество товаров», предлагаемых для продажи по данной ры­ночной цене.

Соответственно факторами изменения предложения следу­ет считать изменение совокупности ситуационных условий, зат­рагивающих сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену данного товара. Каковы эти условия?

Если их перечислить лишь с кратким комментарием, то указать следует прежде всего следующие.

Во-первых, уровень технологии производства данных то­варов, если под технологией, или «ноу-хау», понимать и про­порции, и качество применяемых факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизирован­ная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокуп­ности способствуют снижению издержек выпускаемой про­дукции.

Во-вторых, существенным условием изменения предложе­ния выступает государственная налоговая политика, поли­тика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способ­ны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продук­ции данного вида. Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потреби­тель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокра­щение производства, т.е. предложения товаров. В противо­положном направлении влияют на уровень издержек произ­водства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы поддерж­ки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать.

В-третьих, предложение товаров во многом зависит от нали­чия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, нату­ральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут быть заменены искусственными, более дешевыми по цене и не снижающими стандарты качества продукции. Их применение в значительной степени способно снижать издержки производства, удешевлять выпускаемую продукцию. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.

В-четвертых, экономию издержек могут принести также снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Таким способом можно вызвать рост предложения товаров.

Если рассматривать приведенные выше факторы с помощью графика и кривой предложения ss (рис. 5.4), то все случаи рос­та предложения могут быть показаны смещением этой кривой вправо. На нашем графике это линия s's'. Как видно, смеще­ние предложения произошло вследствие неценовых факторов: цена осталась неизменной, а все точки на этой кривой (А', В', С'...) - это комбинация с большим количеством товаров, про­даваемых по той же цене.

Рис. 5.4. Изменение предложения под влиянием неценовых факторов

Другая линия на графике, кривая предложения s"s", а так­же все принадлежащие ей точки (А", В", С"...), сместившиеся влево, показывают снижение предложения. В этой ситуации под влиянием неценовых факторов, описанных выше, будет предложено меньшее количество товаров, хотя их рыночная цена осталась неизменной.

С точки зрения чисто теоретического анализа, функцию производства и предложения товаров можно формализовать в виде алгебраического уравнения следующего вида:

S = f(P,Y1, Y2,.., Yn), где S - предложение товаров; Р - цена единицы товаров; Y1, Y2, ... Yn - неценовые факторы предло­жения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4