logo

§ 3. Общая структура системы национальных счетов

Российская система национальных счетов является адапта­цией международных стандартов по национальному счетовод­ству, прежде всего СНС ООН, а также используемой странами

Европейского Сообщества Европейской системы интегрирован­ных экономических счетов (ЕСИЭС), к российским условиям. Во второй половине 90-х годов XX столетия в статистике Рос­сийской Федерации завершен первый этап по внедрению СНС в практику. Предполагается, что заключительная стадия национального учета должна включать следующие блоки сче­тов для:

Счета - макроэкономическая информация

Счета (различают две стороны: ресурсы и использование) ис­пользуются для регистрации экономических операций, осуще­ствляемых хозяйствующими субъектами, или институционными единицами.

Институционные единицы группируются по секторам эко­номики (институциональным секторам). Для структуризации внутренней экономики выделяются следующие сектора:

- нефинансовые предприятия (нефинансовые корпорации или квазикорпорации);

- финансовые учреждения (финансовые корпорации или квазикорпорации);

- домашние хозяйства.

Сектор нефинансовых предприятий

В него включаются хозяйствующие субъекты корпоратив­ного характера (или сходные с ними, но не имеющие статус кор­пораций, так называемые «квазикорпорации»), производящие товары и нефинансовые услуги с целью реализации по ценам, более или менее возмещающим издержки производства. Еди­ницы, входящие в сектор нефинансовых предприятий, возме­щают свои издержки, в первую очередь, за счет выручки от про­дажи товаров и услуг.

Сектор финансовых учреждений

Он охватывает банки, страховые компании, инвестицион­ные фонды и другие финансовые единицы, субъекты, основной функцией которых является финансовое посредничество (между теми, кто сберегает финансовые ресурсы, и теми, кто инвестирует). Большинство финансовых посредников финан­сируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные финансовые ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные финансовые ресурсы.

Сектор правительственных учреждений (общего государственного управления)

Он формируется за счет бюджетных государственных инсти­туционных единиц, главной функцией которых является перераспределение доходов и богатства и предоставление неры­ночных услуг как обществу в целом, так и отдельным группам (или отдельным физическим лицам). Для институционных еди­ниц общего государственного управления характерно бюджет­ное финансирование (в свою очередь бюджет - за счет налогов), а также частично финансирование за счет доходов от собствен­ности, которой они располагают.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

Здесь рассматриваются общественные, политические, проф­союзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг участникам этих орга­низаций (эти институционные единицы финансируются за счет взносов, пожертвований, доходов от собственности).

Сектор домашних хозяйств

Он называется так в силу того, что население в СНС тракту­ется в качестве институционных единиц, ведущих домашнее хозяйство (т.е. деятельность потребительского характера). Кроме того, в указанный сектор включаются мелкие некорпо­рированные предприятия (владельцами которых выступают домашние хозяйства) - мелкие фермы, небольшие магазины, закусочные, мастерские и т.д., а также лица свободных профессий. Аргументируется данная рекомендация тем, что бюджет домашних хозяйств и мелких некорпорированных предприятий, как правило, един. Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределитель­ных поступлений, а также за счет выручки от реализации про­дукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Счет производства

Счет образования доходов

Ресурсы

Использование

Ресурсы

Использование

1. Выпуск

2. Промежуточное потребление

3. Валовая добавленная стоимость (1-2)

1. Валовая добав­ленная стоимость

2. Оплата труда

3. Прочие налоги на производство

4. Валовая прибыль/валовой смешанный доход (1-2-3)

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4