logo

§ 1. Предпринимательство в современной экономике

Важнейшая характерная черта экономического развития XX в. - крупные перемены в общественном разделении труда. Среди них - выделение и обособление так называемого «науко­емкого производства». Но изменения в общественном разделе­нии труда пошли дальше и глубже.

Предпринимательство и его обособление

Исследование обособления предпринимательской деятель­ности более сложно, чем обособления научной сферы. При мо­делировании рыночной экономики, особенно с использовани­ем производственной функции, принятой в американской научной литературе, обычно указывается на два основных про­изводственных фактора: КиL, где К- это капитал: оборудова­ние, здания, сооружения, транспортные средства, дороги и т.п.; L - трудовой фактор, обычно измеряемый отработанным вре­менем или количеством работников. Причем под «трудовым фактором» подразумеваются все возможные виды и способы трудовой деятельности, как исполнительской, так и управлен­ческой.

Мы не рассматриваем исполнительскую деятельность. Нашим предметом является другая составляющая трудового фактора - L.

Предпринимательскую деятельность нельзя отождествлять с традиционным трудом по управлению. Управление и, следо­вательно, труд по управлению есть в любой сфере националь­ного хозяйства. Он может быть трудом по управлению произ­водственными комплексами либо трудом по управлению людь­ми, трудовыми коллективами. Условно эту управленческую деятельность можно назвать «управленческой деятельностью» первого порядка.

Но рыночная система с ее жесточайшей конкуренцией, необходимостью постоянного принятия нестандартных, нео­жиданных для конкурента и эффективных для себя решений требует умения не только идти на риск, но и рассчитывать его, сводить до минимума подчас совершенно нестандартными мерами - это непреложная сторона сущности предпринима­тельства, чего нет в обычной, традиционной, стандартной де­ятельности по управлению людьми и производством. Всем этим достаточно в полной мере обладают предприниматели, что позволяет утверждать: предпринимательство - достаточ­но самостоятельная, высшая ступень управленческой деятель­ности. Предприниматели составляют особую социальную группу в современном обществе. Таким образом, мы имеем дело с новым этапом в общественном разделении труда.

Сущность предпринимательства

Предпринимательство - созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигну­того для обеспечения прибыли.

Предпринимательство органически связано с экономиче­ской свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги «Пред­принимательство — это свобода», следующим образом тракту­ет связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономи­ческая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает соб­ственному выбору. Свободное общество признает это право не только потому, что оно способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важ­ным причинам.

Экономическая свобода дополняет свободу личную и позво­ляет каждому развиваться на основе своих собственных взгля­дов и ценностей. Отрицать экономическую свободу - значит отрицать личные достоинства и право любого человека распо­ряжаться своей судьбой.

Экономическая свобода делает возможной организацию про­изводства и распределение богатства без произвольного вмеша­тельства властей, диктата режима, основанного на привилеги­ях. В свободных экономических системах богатство произво­дится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.

Предприниматель - социальная группа

Что представляет собой эта относительно новая социальная группа предпринимателей? В первом приближении страты предпринимателей можно представить состоящей из двух ос­новных подгрупп. Первая - это предприниматели, владеющие всей или некоторой долей предприятий, управляемых ими. Вторая - это предприниматели-собственники. По числу пред­принимателей первые существенно преобладают, они представ­ляют собой так называемый «малый» и частично «средний» бизнес. Так, в США, по приблизительным данным, насчитыва­ется около 20 млн. фирм, из которых преобладающая часть (по численности) принадлежит отдельным физическим лицам. Со­став этой группы непрерывно изменяется за счет разорения одних и возникновения других фирм. Их предпринимательский доход весьма невелик и нередко вполне сопоставим с заработ­ной платой квалифицированных наемных работников. Но по своему социальному положению, по уровню жизни, по мента­литету и, наконец, по выполняемым функциям они существен­но отличаются от наемных работников.

Объекты их собственности - относительно небольшой капи­тал, дом, земельный участок, высококачественные предметы длительного пользования. Они мобильны как с точки зрения изменения профиля собственного предприятия, так и способ­ности к быстрой перемене местожительства. Для них малое предпринимательство - альтернатива наемного труда, это образ жизни.

Особое место среди них в развитых странах занимают пред­приниматели-собственники венчурных, рисковых фирм, полу­чивших значительное развитие за последние 20-25 лет и игра­ющих немалую роль в реализации достижений технологиче­ского прогресса, особенно в США. Рисковые фирмы получили значительное развитие. В силу особых обстоятельств подобное предпринимательство пока еще не получило сколь-нибудь зна­чительного распространения в России.

Вторая подгруппа предпринимателей - это предпринимате­ли, которые являются собственниками полного или опреде­ленного пакета акций. Их функции - участие в определении основных направлений развития фирмы при личной матери­альной ответственности за дела фирмы. Личная ответствен­ность означает, что в случае неудачи фирмы предприниматель превращается из богатого человека в бедняка. И наоборот, успех фирмы - это и его обогащение, рост его престижа, новые воз­можности деятельности.

Предприниматель - рыночный субъект

Слова «предприниматель» и «предпринимательство» явля­ются производными от слова «предпринять», т.е. сделать что-либо - создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т.п. В широком значении «предпри­нимателем» в обыденной жизни, как отмечалось, часто назы­вается человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т.п.), т.е. действует в интересах достижения глав­ной цели - максимизации прибыли.

В таком понимании предпринимательство начало зарож­даться в средние века. Первоначально предпринимателями были купцы, затем лица, создававшие кустарные производ­ства, мануфактуры и др.

В период промышленного переворота конца XVIII - начала XIX в. предпринимателями стали преимущественно фабри­канты.

На всех стадиях развития предпринимательства важней­шую роль в его стимулировании играл банковский капитал (от товарно-денежных отношений к созданию системы платежей через компьютерную сеть Internet).

Риск первых предпринимателей был ограничен суммой средств, вкладываемых в дело. В те времена наибольшую труд­ность представляло накопление денежных средств, а первона­чальный капитал по своему происхождению с достаточным основанием нередко связывался с криминалом.

Но в большей степени истории известны предпринимате­ли, которыми нередко становились выдающиеся изобретате­ли-самоучки, например Генри Форд.

Новаторство и в современных условиях является основным признаком предпринимательства. Постоянно новую комбина­цию «факторов производства» создают различные организато­ры предприятий: ученые, инженеры, управленцы и др. Выда­ющийся экономист Й. Шумпетер считал, что новаторство - это основа предпринимательской деятельности.

Предприниматель - это не только профессия, но и опреде­ленное специфическое состояние человека с определенными на­клонностями, порождаемое комбинацией социальных сил и со­циальных обстоятельств, но отнюдь не только специальным профессиональным обучением. Чтобы стать предпринимате­лем, учатся в специальных высококлассных высших учебных заведениях, ибо в современных условиях предприниматель дол­жен быть вооружен знаниями многих отраслей науки и прак­тики, должен быть интеллектуалом. Но всего этого все-таки недостаточно. Предпринимателями, конечно, становятся. Вме­сте с тем в известном смысле предпринимателями рождаются. Точно так же, как знание грамматики и синтаксиса не делает выпускника литературного вуза поэтом или прозаиком, знания экономической науки совершенно недостаточно, чтобы стать предпринимателем. Им надо родиться, стать им можно лишь при определенных условиях.

Иерархия предпринимателей

В «Теории экономического развития» австрийский эконо­мист-теоретик И. Шумпетер обращает внимание на то, что пред­приниматель - это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные. Это поло­жение имеет принципиальное значение.

Дело в том, что в полной мере неопределенность и, соответ­ственно, риск имеют место не тогда, когда предприниматель действует по установившимся и апробированным правилам и нормам, в полном соответствии с буквой закона и учебника, а когда он поступает вопреки традициям, установившимся нор­мам, когда решает избрать новое поле деятельности или новое, неизведанное другими направление. Так в свое время поступил Б. Гейтс, занявшись разработкой и выпуском программного обеспечения для персональных компьютеров и ставший самым богатым человеком в США.

Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях свою де­ятельность строят на базе тривиальных решений и тривиаль­ных способах их реализации. И лишь в «поворотных» момен­тах своей деятельности в целях выживания принимают карди­нальные решения и реализуют их не так, как остальные бизнесмены. Мотивацией их деятельности однозначно являет­ся максимизация прибыли. Получение прибыли для них выс­тупает как средство улучшения условий жизни, прежде всего условий материальных.

На следующей ступеньке находятся люди весьма инициа­тивные, но находящиеся в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Они проявляют инициативу, но больше следуют известному медицинскому правилу: не навре­ди! Это правило верно в медицине, когда на карту ставится жизнь человека и риск ограничен, но оно приносит вред в предприни­мательстве. У этой группы бизнесменов мотивация несколько иная, чем у первой группы, но все-таки и у них уже есть пусть небольшой, но элемент иной мотивации - обеспечение самовы­ражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.

На следующей ступеньке иерархии находятся предприни­матели, для которых органической потребностью является раз­работка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечению максимизации при­были. Не менее важным для них становится получение удов­летворения от своей деятельности, жажда борьбы, победы над конкурентами, стремление к обладанию властью, зачастую и благотворительность.

И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной. Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, это для них пройденный этап. Они как деловые люди способны, талантливы, настолько утвердились в своем положении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизации прибыли. Для них главное иное, что можно выразить двумя основными положе­ниями. Сама предпринимательская деятельность есть выраже­ние их сущности, их нормальное состояние. Они не могут ина­че. Их предпринимательская деятельность - это постоянное самовыражение. Это и познание нового, познание неизведан­ного, постоянные открытия.

Вместе с тем это и удовлетворение жажды борьбы с конку­рентами за новые идеи, за их реализацию, за общественное при­знание. Кроме того, это ненасытная борьба за власть, которая, как известно, способна опьянить сильные личности. Одно сознание того, что власть у тебя в руках, для суперэлитных предпринимателей выступает вполне приемлемой платой за ежедневный изматывающий труд, за отказ от общепринятых обыденных удовольствий, за отказ от улучшения условий жизни. Более того, как заметил Й. Шумпетер, власть для суперэлиты - это средство, основа для формирования пусть от­носительно небольшой, но собственной частной империи. Это лучшее подтверждение обладания властью.

Из сказанного следует, что и мотивация деятельности у них совершенно иная. Внешне она противоречит закону Госсена, но по существу здесь нет ничего противоречащего этому закону. На определенном этапе максимизации прибыли для определен­ного типа бизнесменов меняется объект потребностей. Таким образом, предпринимательство для всех его групп не только профессия, но и способ самореализации.

Сказанное выше о классификации страты предпринимате­лей можно выразить графически (рис. 11.1).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4