logo

§ 4. Масштабы деятельности предприятия

Необходимо особо затронуть вопрос о размерах, или масш­табах, деятельности предприятия (фирмы). Часто утвержда­ют, что существуют определенные преимущества крупной фирмы, с точки зрения величины издержек. Это преимуще­ство размера экономисты называют «эффектом масштаба» или «экономией от роста масштаба деятельности». По мере того как увеличивается, например, объем выпуска продукции, со­кращаются средние издержки производства на каждую еди­ницу товара.

Экономия от увеличения масштаба деятельности измеряет­ся отношением процентного изменения величины издержек к процентному изменению объемов произведенного товара. Ког­да такое отношение меньше 1, проявляется эффект масштаба, так как средние издержки падают. Если это отношение равно 1, эффекта от увеличения масштабов деятельности не существу­ет, поскольку средние издержки остаются неизменными. Ког­да же такое отношение больше 1, налицо отрицательный эко­номический эффект, так как средние издержки растут.

На рис. 11.3 показаны возможные зависимости между сред­ними издержками и объемами выпуска продукции. U-образная кривая средних издержек суммирует свойства, прису­щие трем остальным кри­вым затрат, изображенным на том же графике.

Рис 11.3. Формы кривых средних издержек

Для примера предполо­жим, что фирма выпускает на рынок только один товар - Т. Если объем его производства увеличивается либо за счет расширения размеров самой фирмы, либо благодаря слиянию с другой фирмой, также выпускаю­щей товар Т, и при этом сред­ние издержки падают, то налицо эффект масштаба.

Как было только что показано, в общем случае кривая сред­них издержек для однотоварной фирмы имеет U-образную форму.

Это позволяет определить наиболее эффективный размер фирмы, найдя минимальное значение средних издержек (рис. 11.4).

Рис. 11.4. Нахождение эффективного размера однотоварной фирмы

При увеличении масштабов деятельности фирмы может так­же проявиться эффект от расширения номенклатуры производ­ства (эффект совместного производства), который состоит в том, что совокупные издержки на изготовление нескольких разных товаров в одной фирме меньше, чем сумма издержек на изго­товление этих товаров по отдельности в разных фирмах.

Для примера предположим, что существуют два товара – Т1 и Т2. Если издержки на изготовление товара Т2 - S2(T2), то про­явление эффекта совместного производства будет состоять в том, что S(T1, Т2) < S1T1 + S2(T2), где S(T1, Т2) - совокупные издержки на изготовление этих товаров в одной фирме.

Вышеприведенное уравнение можно переписать в следую­щем виде:

S1T1 + S2T2-S1(T1,Т2) >0.

Рассматриваемый эффект совместного производства воз­никает в тех случаях, когда для изготовления различных ви­дов товаров (или для оказания нескольких разных услуг) используют один и тот же капитал и (или) рабочую силу. Об­разующаяся экономия от расширения ассортимента продук­ции связана с сокращением затрат при совместном их изго­товлении.

Так, если фирма добавляет к своему ассортименту новый товар (или услугу), разработав его самостоятельно или ку­пив у создателя этого товара, то эффект от расширения но­менклатуры фирмы проявится, если она сможет выпускать два товара дешевле, чем прежде, когда товары производились раздельно.

В отличие от однотоварной фирмы, для характеристики ко­торой используется понятие средних издержек на единицу то­вара, многотоварные фирмы описываются таким показателем, как лучевые средние издержки (ЛСИ). Этот показатель осно­ван на динамике общих издержек в случае, когда объемы вы­пуска всех товаров фирмы увеличиваются в равной мере.

Изображенная на рис. 11.5 трехмерная кривая ЛСИ есть гео­метрическое место точек, соответствующих различным набо­рам товаров T1 и Т2. Проекция кривой ЛСИ на горизонтальную плоскость является лучом OR, положение которого определя­ется выбранным соотношением между объемами выпуска товаров Т1 и Т2, т.е. N1(T1)/N2(T2) = tga = Const. Это фиксиро­ванное соотношение обычно называется «структурой выпуска товаров».

Рис. 11.5. Нахождение эффективного размера многотоварной фирмы

Термин «луч» OR объясняет, почему издержки называют­ся «лучевыми средними издержками». Любая точка луча OR соответствует определенному масштабу деятельности фирмы по товару T1 и товару Т2, но при фиксированной структуре. По­скольку вдоль каждого такого луча динамика средних издер­жек будет вполне определенной, то точка N0, в которой дости­гается минимум ЛСИ, соответствует наиболее эффективному масштабу деятельности фирмы при структуре выпуска товаров, определяемой лучом OR. Таким образом, для многотоварной фирмы также характерно наличие эффекта от роста масштаба деятельности и эффекта от расширения номенклатуры произ­водства.

Экономия от увеличения масштаба деятельности такой фир­мы может быть выражена следующим отношением: 1 / (1 + Кэ), где Кэ - коэффициент эластичности для кривой ЛСИ. Отноше­ние будет больше, меньше или равно единице, если крутизна на­клона (производная в соответствующей точке) кривой ЛСИ окажется меньше, больше или равной нулю. Другими словами, снижающаяся кривая ЛСИ иллюстрирует ситуацию однотовар-ной фирмы, когда затраты уменьшаются при росте ее масштаба деятельности. В этом случае отношение 1 / (1 + Кэ) > 1. Эластич­ность же лучевых средних издержек относительно объема выпуска определяется выражением 1 + Кэ.

Таким образом, если имеет место экономия от роста масш­табов деятельности фирмы и расширения номенклатуры выпус­каемой продукции (оказываемых услуг), то такая фирма полу­чает возможность сократить свои издержки.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4