logo

§5. Совокупный спрос и совокупное предложение

Наряду с построением структурированных по рынкам мо­делей общего экономического равновесия (примером которых являются уже рассмотренные нами модели Л. Вальраса), в пос­ледние десятилетия особое развитие получил подход, подроб­но рассматривающий условия обеспечения равенства между со­вокупным спросом AD и совокупным предложением AS в национальной экономике. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению AD - AS - анализа при решении проблем общего экономического равновесия, сформулируем понятия совокуп­ного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих.

Совокупный спрос обычно представляется как агрегирован­ный денежный спрос на элементы реального валового нацио­нального продукта (ВНП) при соответствующем уровне инфля­ции. В соответствии с количественной теорией денег совокупный спрос AD некоторые экономисты определяют как AD = М * V / Р, где AD - совокупный спрос, Р - уровень цен, М - количество денег, находящихся в обращении, V- скорость обращения денег в движении доходов.

Нетрудно заметить, что для кривой совокупного спроса, как и для кривых спроса на товары, характерен закон убывания спроса. Вместе с тем, из приведенного соотношения следует, что совокупный спрос на национальный продукт тем выше, чем выше скорость обращения денег в движении доходов и чем выше денежная масса, находящаяся в обращении. Таким об­разом, конкретная кривая AD, по своей конструкции (по опре­делению) всегда соответствует тому или иному постоянному уровню денежного оборота М * V.

В свою очередь, размеры денежного оборота всегда тесно свя­заны с динамикой нормы процента и величиной реальных кас­совых остатков у потребителей. Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных уровнях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный валовой национальный продукт. Совокупный спрос также, скорее всего, сократится, если реальная стоимость кассовых остатков на счетах у рыноч­ных контрагентов под влиянием развивающихся процессов ин­фляции снизится. Наконец, сокращению совокупного спроса на отечественные товары способствуют открытие национально­го рынка для интервенции импортируемых товаров, либераль­ный режим импорта, ожидания потребителя, существующий налогово-инвестиционный режим.

Совокупное предложение

Совокупное предложение отражает размеры создаваемого на­ционального продукта и порождаемое данными масштабами вос­производства изменение цен. Форма кривой совокупного предло­жения при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от при­оритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Вид кривой в значительной мере обус­ловлен и «естественным» пороговым значением, начиная с кото­рого возможности равновесного (сбалансированного) развития постепенно расширяются, и предельным значением роста реаль­ного национального продукта, по достижении которого возника­ют проблемы роста, а поле сбалансированного роста резко сужа­ется. Наконец, кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений, происходящих в системе факторов про­изводства, производственном аппарате, в научно-техническом, ин­теллектуальном и культурно-образовательном потенциале нации, в государственной политике.

В связи с этим характеристики инфляционных и дефляци­онных разрывов, депрессионной и «благополучной» зон, зон «перегрева» национальной экономики, как показывает миро­вая практика, достаточно индивидуальны для каждой страны.

§6. AD - AS - анализ общего экономического равновесия

Объем реального национального продукта (стоимость про­дукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обыч­но называют «состоянием общего макроэкономического равно­весия (сбалансированности) экономики». Это важнейшая составляющая народно-хозяйственной сбалансированности. На рис. 13.2 заданы кривые совокупного спроса AD и предложе­ния AS и точка Е, фиксирующая состояние общего экономи­ческого равновесия («крест Кейнса»).

Формирование экономического равновесия системы

В любой национальной экономике всегда существует некий объем реального валового национального продукта, превышение которого способствует ускоренному развитию инфляционных процессов (на рис. 13.2 этому уровню соответствует точка на оси абсцисс Qпотенциальное).

Рис. 13.2. AD AS — анализ общего экономического развития

Последнее, как известно, в значительной степени стимули­рует развитие спекулятивных мотивов у производителей и раз­личного рода посредников - в ущерб реальным потребностям экономики. Как показывает практика, этот объем, превышать который не следует, определяется, главным образом, сложив­шейся структурой национальной экономики. Причем данной структуре всегда соответствует и определенный уровень вынуж­денной безработицы. Фактически указанный объем реального валового национального продукта отражает потенциал роста той или иной экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.

Если текущее производство реального ВНП ниже обозначен­ного потенциала (например в точке Е), то есть возможность за­метно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение со­вокупного спроса. Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики: снижение налогов, увеличение денежной (в первую очередь кредитной) мас­сы, рост государственных расходов. Напротив, если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (например находится в точке Е1 - клас­сическим примером является наше национальное хозяйство), говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, перехо­дящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов. В такой ситуации общество живет не по средствам, происходит «проедание» национального дохода, нарастает отста­вание в техническом уровне развития производства.

Все это диктует необходимость проведения энергичной го­сударственной политики, направленной на сокращение сово­купного спроса, и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е11. Теоретически и практически последнее дости­гается за счет ужесточения налогового пресса, сокращения де­нежной (в первую очередь кредитной) массы, существенного снижения (экономии) государственных расходов. Однако эф­фективно использовать все эти три основных рычага государ­ственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.

Применительно к нынешней экономике России и других государств, входивших в бывший СССР, трудно требовать быстрой трансформации существовавшей ранее банковской системы в классическую систему мирового образца. Это не по­зволяет в полной мере использовать банковские рычаги сокра­щения наличной и кредитной денежной массы, хотя сегодня процесс «сжатия» последней, несомненно, идет.

При настоящем сложном состоянии государственного бюд­жета существенное снижение государственных расходов - за­дача также трудновыполнимая. После проведения либерали­зации цен, в условиях даже небольшой прогрессирующей инфляции, не увеличивать социальные расходы нереально. Структуру национального хозяйства быстро изменить нельзя. Возможности сокращения военных расходов ограничены традиционно сложившимся высоким удельным весом в эконо­мике оборонного комплекса. Остаются налоги. Именно на них сегодня вынужденно перемещен центр тяжести при проведе­нии экономических реформ и в решении сложнейших проблем народно-хозяйственной сбалансированности.

В свою очередь, сверхжесткое проведение стабилизацион­ной финансовой политики может привести к тому, что эконо­мические агенты будут вынуждены заметно сократить разме­ры предложения при том же изменении цен: кривая AS (рис. 13.2) сместится в положение AS1 В этом случае сокраще­ние совокупного предложения скорее всего вызовет новую вол­ну роста цен, во многом определяемую характеристиками эла­стичности кривой AD. В результате спад производства может сопровождаться довольно высокой инфляцией. Напротив, рост инфляции, вызванный стимулированием совокупного спроса, может быть в известной степени смягчен, если в результате предпринятых мер одновременно произойдет увеличение сово­купного предложения (см. рис. 13.2, кривая AS11). Приведен­ный AD - AS - анализ общего экономического равновесия от­личается известным схематизмом. Вместе с тем он может быть полезен при оценке логики происходящих изменений и после­довательности предпринимаемых шагов в рамках государствен­ной политики достижения экономического равновесия.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4