logo

§ 5. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы

К числу факторов, определяющих рыночную власть фирмы, относится изменение масштабов производства (концентрация производства), а также процесс слияний и поглощений (цент­рализация капитала).

Масштаб производства можно рассматривать на уровне предприятия и фирмы. Они имеют оптимальные размеры, за пределами которых их увеличение становится неэффективным. В обрабатывающей промышленности США подавляющее боль­шинство фирм - однозаводские. Из 369 000 фирм в 1987 г. однозаводских было 288 000. В этом случае концентрация на заводском и фирменном уровнях совпадают. Однако решающую роль играли многозаводские фирмы. На 81 000 таких фирм приходилось 13,8 млн. служащих из 18,9 млн. занятых на всех фирмах, 377,3 млрд. долл. из общего фонда заработной платы 476 млрд. долл.

Увеличение масштабов производства дает экономический эффект в результате развития разделения труда и его специа­лизации. Создаются благоприятные условия совершенствова­ния техники и организации производства. С увеличением мас­штабов производства уменьшаются издержки, повышается производительность труда. Особенно это относится к многозаводским фирмам, в рамках которых достигается экономия за счет сокращения расходов на содержание административ­но-управленческого персонала, централизованного ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также использования «массированных резервов». Напри­мер, внезапно возросший спрос легче удовлетворить путем транспортировки товаров с соседнего завода, чем эксплуати­ровать местный завод за пределами его мощностей. Крупной фирме требуется меньше ресурсов на случай стихийных бед­ствий или чрезвычайных обстоятельств.

Слияния и поглощения (централизация капитала) представ­ляют весьма противоречивый процесс притяжения и отталки­вания капиталов. Американская статистика среди форм цент­рализации выделяет дезинвестиции. Эта форма предполагает продажу бизнеса, отдела, дочерней компании собственником фирмы другому собственнику. Бизнес одного собственника уменьшается, другого увеличивается за счет присоединения чужого капитала.

Другой формой централизации капитала является выкуп собственности с использованием заемных средств. Покупа­тель, приобретая бизнес, использует в основном заемные средства для финансирования покупки. После изменения от­ношений собственности выплата долга перекладывается на по­глощаемую компанию. Динамику слияний и поглощений, а также их формы показывает таблица 9.4.

Таблица 9.4 Слияния и поглощения в экономике США (1985—1993 гг.)

Формы слияний и поглощений

1985 г.

1992 г.

1993 г.

Всего:

количество

1 719

3 502

-

стоимость (млрд. долл.)

140,6

125,3

-

в том числе:

дезинвестиции: количество

780

1598

1993

стоимость (млрд. долл.)

51

57,2

213,4

выкуп собственности с использованием заемных средств:

количество

154

199

621

стоимость (млрд. долл.)

16,3

7,2

16,4

Как показывает таблица, общее количество слияний и по­глощений в экономике США растет. За период 1985-1993 гг. значительно увеличилось количество и стоимость дезинвести­ции. Очень быстро росло количество выкупов собственности с использованием заемных средств, хотя их стоимость в 1993 г. осталась примерно на уровне 1985 г.

Современные формы концентрации производства

Изменение масштабов производства происходит в нескольких формах: интеграция, диверсификация и конгломерация. Интег­рация - это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих еди­ную технологическую цепочку, начиная от добычи сырья и кон­чая производством готовых продуктов (вертикальная интегра­ция). Горизонтальная интеграция дает экономический эффект благодаря ведению общих НИОКР, созданию совместных сбыто­вых и ремонтных служб, объединению усилий по рекламе и т.д. Вертикальная интеграция, помимо этого, дает экономию от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечи­вает надежность сбыта и поставок.

Диверсификация - это объединение технологически разно­родных предприятий. Они принадлежат близким, родственным отраслям. Диверсифицированные фирмы - многоотраслевые. Самой диверсифицированной компанией мира считается «Дже­нерал электрик». Со времени основания в 1892 г. она была за­нята производством продуктов для выработки, передачи, рас­пределения, контроля и использования электроэнергии. Она производит широкий ассортимент потребительских электрото­варов, моторов, электрооборудования, локомотивов, реактив­ных двигателей для различных типов самолетов, силиконовых и режущих инструментов, медицинских диагностических ап­паратов, а также оказывает строительные, ремонтные и финан­совые услуги.

Многоотраслевая компания получает выгоду от внутренней кооперации. Эффект от внутренней кооперации называется «синерджией », или эффектом «2 + 2 = 5». Суть этого феномена зак­лючается в том, что объединенные действия составных частей должны дать больший результат, чем простая сумма действий отдельных предприятий. Синергетический эффект обозначает­ся при помощи переменных: возросшего объема прибыли, уменьшения издержек, сокращения потребности в капитало­вложениях.

Конгломерация означает объединение под единым финан­совым руководством фирм, не имеющих производственных связей и принадлежащих не только к различным видам про­изводства, но и к различным сферам экономики. Так, конгло­мерат «Текстрон» (США) в 70-е годы приобрел пакет акций фирм, производящих застежки-молнии, горизонтальные и вертикальные фрезерные станки, поздравительные открытки я деловые формуляры, а также специальное оптическое обо­рудование.

Центральные офисы конгломератов ориентированы на осу­ществление финансового контроля и имеют немногочислен­ный штат. Формирование конгломератов происходит путем слияний и поглощений.

Целью создания конгломератов является получение боль­ших прибылей за счет манипулирования ценными бумагами: выпуск акций и облигаций, их обмен. Руководители конгло­мератов получают учредительские прибыли от этих операций. Для осуществления конгломератных слияний и поглощений необходимы соответствующие финансовые ресурсы и осведом­ленность о состоянии дел в фирмах, намеченных для поглоще­ния. И то, и другое способны обеспечить лишь банки и финан­совые компании. Последние составляют списки возможных кандидатов для поглощения, получая за информацию не толь­ко комиссионные, но и возможность прибыльного манипули­рования с ценными бумагами поглощающих и поглощаемых фирм. Когда поглощающая компания начинает скупать акции поглощаемой, курс последних растет, и финансисты получают возможность продавать их с прибылью. Финансовые учрежде­ния заинтересованы в содействии слияниям и поглощениям, так как ведение банковских операций, как правило, передает­ся в руки банка, финансировавшего сделку.

Конгломератные слияния и поглощения ведут к увеличению экономической мощи фирм, расширяют их власть над сферой про­изводства и обращения. Достижение этого финансовыми метода­ми оказывается более экономичным по сравнению с другими методами. Приобретение пакета акций обходится дешевле, чем создание нового предприятия за счет внутренних капиталовложе­ний. В добавление к производственным мощностям конгломерат получает торговые связи, торговую марку, технические знания. Если бы он начинал развитие с нуля, ему бы пришлось затратить больше средств и времени на строительство предприятия и завое­вание рынка. При этом новые производственные мощности могут быть получены без затраты наличных денег - путем обмена ак­ций или долговых обязательств.

Чем больше активы, которыми овладевает конгломерат, тем больше его возможности для привлечения заемных средств. Поглощение фирм, свободных от долговых обяза­тельств, рассматривается как основа получения дополнитель­ных кредитов.

Конгломераты стремятся ослабить неопределенность рыноч­ной стихии, на место конкуренции поставить связи. Широко известна система взаимности. Поставщики товаров и услуг по­глощаемой фирмы в порядке взаимности вынуждены покупать товары, производимые другими предприятиями конгломерата. В противном случае они рискуют потерять покупателя их то­варов.

Различия в формах концентрации определяются также барьерами монополизации. За определенными пределами ока­зывается, что каждый процент увеличения контроля над рын­ком становится из-за сопротивления сильных конкурентов настолько дорогостоящим, что капитал выгоднее вкладывать в другие отрасли или сферы экономики. Кроме того, на фор­мы концентрации существенно влияет антитрестовское зако­нодательство. Например, запрещение слияния горизонталь­ного или вертикального типов заставляет капитал двигаться в отрасли и сферы, не связанные с основным бизнесом.

В современных условиях разница между конгломератными и диверсифицированными компаниями стирается. Многие эко­номисты пишут о так называемой «деконгломеризации». Но тенденция к конгломеризации остается. Все больше фирм занимается не только производством, но и оказанием услуг (например финансовыми операциями).

Измерение рыночной концентрации

Норма рыночной концентрации характеризует долю эконо­мической активности и степень контроля рынка крупными фирмами. Альтернативными методами измерения рыночной концентрации являются следующие.

  1. Размер чистых прибылей, получаемых фирмами и отрас­лями. Предполагается, что уровень нормы прибыли или масса прибыли в отрасли находится в прямой зависимости от степе­ни рыночной концентрации. Чем больше концентрация, тем больше норма и масса прибыли. Однако этот метод имеет суще­ственные недостатки. Статистика прибылей ненадежна. Фир­мы могут завысить издержки, применять разные схемы амор­тизации и списания убытков. Поэтому выявление степени кон­центрации по этому методу затруднено.

  2. Показателем степени рыночной концентрации или ин­тенсивности конкуренции считается число фирм в отрасли при прочих равных условиях (одинаковой степени диффе­ренциации продукта и высоты барьеров для вступления в отрасль). Чем больше фирм в отрасли, тем меньше рыночная концентрация и больше интенсивность конкуренции. Однако число фирм не является совершенным показателем. Можно предвидеть ситуацию, когда существует 100 фирм и на каждую приходится 1% продукции. Другой вариант: из 100 фирм на 4 приходится 80% производства, а на оставшиеся 96 - только 20%.

3. Наиболее надежным показателем считается коэффициент рыночной концентрации, определяемый как процент продаж (выпуска продукции, занятости, стоимости, добавленной обра­ботки), приходящийся на определенное количество фирм (обычно 4, 8, 20, 50 фирм).

Для расчета коэффициента составляется таблица концент­рации, где все крупные фирмы отрасли представлены по ран­жиру (табл. 9.5).

Таблица 9.5 Показатели концентрации

Группа фирм

Доля продаж в отрасли, %

Крупнейшие 4

40

Крупнейшие 8

65

Крупнейшие 20

90

Крупнейшие 50

99

Распределение объема продаж, представленное в табл. 9.5, свидетельствует об олигополистическом характере структуры рынка.

4. Чем значительнее доля фирмы на рынке, тем больше ее монополистическая власть. Концентрация объема продаж ха­рактеризуется индексом Херфиндаля. Последний измеряет долю продаж каждой фирмы, затем суммирует эти доли, воз­веденные в квадрат:

H = S1 + S2 + ... + Sn,

где Н - индекс Херфиндаля, S - доли рынка, приходящиеся на фирмы, возведенные в квадрат. Если доля рынка одной фирмы равна 100% , то индекс составит 10 000. На рынке, где объем продаж разделен поровну между 100 фирм, индекс бу­дет равен 100% (объем продаж отдельной фирмы -1% , сум­мирование объемов продаж фирм дает 100%). Рынком с вы­соким уровнем концентрации продаж считается рынок, где индекс Херфиндаля равен 1800 и более процентов. Этот по­казатель означает, что на одну фирму приходится 40-50% продаж.

Тенденции изменения рыночной концентрации

Каково генеральное направление рыночной концентрации, например, в обрабатывающей промышленности? Возрастает она или уменьшается в исторической перспективе? Ответ на этот вопрос достаточно труден. Прежде всего мы встречаемся с проблемой несоизмеримости уровней концентрации. В пер­вой половине XIX в. концентрация производства готовых товаров в национальном масштабе была ниже, чем в конце XX в. Но рынки тогда были преимущественно локальными, от­носительно слабо связанными. Поэтому мы можем только пред­положить, что уровень концентрации был достаточно высок. На рубеже XIX-XX вв. уровень концентрации повысился благодаря быстрому росту фирм как за счет внутренних факто­ров, так и в результате слияний и поглощений. Экономика на­чала XX в. структурно отличалась от экономики первой поло­вины XIX в. Поэтому нельзя дать определенный ответ о тен­денциях в движении концентрации.

Американский экономист Г. Наттер подсчитал, что 32,9% национального дохода, созданного в обрабатывающей промыш­ленности США, приходилось на отрасли, в которых 4 фирмы между 1895 и 1904 гг. выпускали 50% и более продукции от­расли. В1963 г. 33,1 % приходилось на отрасли, где всего 4 фир­мы производили 50% и более продукции. Ф. Шерер, оценивая результаты послевоенных цензовых переписей, считает, что вплоть до 1963 г. норма концентрации повышалась с 24,4% в 1947 г. до 33,1%, а в 1966 г. упала до 28,6%.

Другими словами, норма рыночной концентрации едва ли превысила соответствующий показатель начала века. Ф. Ше­рер делает вывод, что уровень рыночной концентрации изме­няется циклически - она возрастает в одни периоды и падает в другие. Уровень рыночной концентрации в разных отраслях изменяется неравномерно, что отражается на общей тенденции движения этого показателя. Поэтому Ф. Шерер делает осторожный вывод, что движение показателя рыночной концентрации в обрабатывающей промышленности не является достаточно осязаемым.

Другой американский экономист - У. Шеферд - исследо­вал структуру экономики США в целом. Он сделал вывод, что большая часть продукции создается в эффективно конкурент­ных отраслях (определяемых как отрасли с нормой концентра­ции ниже 40% , низкими барьерами для вхождения и гибким ценообразованием). Экономика с течением времени становит­ся более конкурентной. 77% продукции было произведено в 1980 г. эффективно конкурентными отраслями по сравнению с 52% в 1939 г. (табл. 9.6).

Таблица 9.6 Структура экономики США

Рыночная структура

Процент национального производства

1939 г.

1958 г.

1980 г.

Монополия

6,2

3,1

2,5

Олигополия

41,4

40,6

20,8

Эффективно конкурентная отрасль*

52,4

56,3

76,7

Всего

100

100

100

* Норма концентрации - менее 40%, низкие барьеры для вхождения и гибкое ценообразование.

Классификация рыночных структур у У. Шеферда отли­чается от общепринятой. Поэтому эффективно конкурентную структуру не следует отождествлять с совершенной конку­ренцией. Важно, что расчеты У. Шеферда показывают на­правление развития рыночных структур и что роль конкурен­ции возрастает.

Научно-технический прогресс, технология, транспорт, емкость рынка, накопление капитала способны как усиливать, так и ослаблять действие тенденции к концентрации. Усиление конкурентных начал объясняется также развитием импорта, дерегулированием экономики и антитрестовской политикой. В марксистской политической экономии длительное время тен­денция к возрастанию концентрации производства явно преувеличивалась, асам процесс концентрации абсолютизиро­вался. Негативным следствием такого подхода было увлечение гигантоманией в бывшем Советском Союзе. Руководство стра­ны ориентировалось на создание самых больших предприятий в Европе и мире, не учитывая экономическую целесообразность и эффективность гигантов.