Краткое оглавление
Предисловие 5
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 7
ГЛАВА 1. Что и как изучает современная экономическая наука 7
ГЛАВА 2. Общие проблемы экономического развития 19
ГЛАВА 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система 34
ГЛАВА 4. Теория предельной полезности 50
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА 65
ГЛАВА 5. Спрос и предложение 65
ГЛАВА 6. Основы теории потребительского поведения 80
ГЛАВА 7. Издержки производства 99
ГЛАВА 8. Ценообразование на факторы производства при совершенной
конкуренции 113
ГЛАВА 9. Рыночная структура при несовершенной конкуренции 132
ГЛАВА 10. Доходы и их распределение 152
ГЛАВА 11. Предпринимательство. Предприятие. Типы предприятий 164
РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА 186
ГЛАВА 12. Система национальных счетов 186
ГЛАВА 13. Макроэкономическое равновесие 201
ГЛАВА 14. Деньги, кредит, банки. Денежно-кредитная система государства 220
ГЛАВА 15. Денежно-кредитная политика государства. Монетаризм 252
ГЛАВА 16. Финансовая система. Финансовая политика государства 274
ГЛАВА 17. Инфляция. Система антиинфляционных мер 308
ГЛАВА 18. Государство и экономическая политика 326
РАЗДЕЛ IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 357
ГЛАВА 19. Международные аспекты экономического развития 357
ГЛАВА 20. Теория международной торговли и торговая политика 374
ГЛАВА 21. Международная валютная система и валютный курс 389
ГЛАВА 22. Экономический рост 403
ГЛАВА 23. Основы переходной экономики 417
Лауреаты премии «В память Альфреда Нобеля» 437
Сведения об авторах 439
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 442
Подробное оглавление 444
ПРЕДИСЛОВИЕ
Авторский коллектив, учитывая опыт преподавания курса теоретической экономики в высших учебных заведениях страны, в том числе и на базе указанного учебника, используя исследования отечественных ученых-экономистов, а также развитие экономических реформ в России за период после выхода указанного учебника, подготовил новой вариант учебника, новое издание с учетом изменений российской действительности. По мнению авторов настоящего учебника, учет российской действительности - это не только привлечение отечественного материала в качестве иллюстраций к теоретическим положениям, но и рассмотрение типично российских ситуаций в национальном хозяйстве. Одновременно это и учет стиля изложения материала, к которому привыкли студенты российских высших учебных заведений и самостоятельно изучающие экономическую теорию.
При написании учебника авторский коллектив руководствовался следующими важнейшими методологическими и методическими положениями.
1. Содержание учебника должно полностью соответствовать Федеральному стандарту, утвержденному Министерством образования. Поскольку пока еще не существует утвержденной Министерством примерной программы курса экономической теории для неэкономических вузов, авторы сочли целесообразным расширить границы материала сравнительно с наиболее распространенными в стране отечественными учебниками для неэкономических вузов.
Дополнительный материал может быть использован студентами при подготовке докладов, рефератов, а также преподавателями.
2. Что касается содержания учебника, авторы исходили из того, что программа по экономической теории для неэкономических вузов должна по содержанию отличаться от соответствующей программы для экономических вузов и факультетов. Главное отличие состоит не в объеме учебного материала, не в количестве предлагаемых тем и проблем, а в отборе рассматриваемых проблем, в глубине и широте рассмотрения вопросов, в методике изложения тех или иных вопросов экономической теории и хозяйственной практики. Если в учебнике для экономических вузов должны быть рассмотрены все без исключения проблемы теоретической экономики, то для неэкономических вузов данный курс выступает как основа воспитания экономического мышления, понимания экономической политики государства, деятельности предприятия, фирмы, где предстоит трудиться выпускнику вуза. Этот курс - основа для изучения прикладных экономических дисциплин: финансов, бухгалтерского учета, налогообложения и других.
При изложении материала в учебнике, учитывая ограниченную математическую подготовку студентов неэкономических вузов, их логическое мышление, умение воспринимать графические построения, предельно кратко даются многие графические построения и теоретические построения и поэтому подробно раскрываются экономические процессы, отображенные ранее различными графиками, и приводится значительный материал по теории, уделяется особое внимание формированию рыночного хозяйства в России.
Учебник написан на основе произведений выдающихся представителей различных школ мировой экономической науки. Авторы использовали многие учебники и учебные пособия на русском, английском и немецком языках. В тексте читатель найдет изложение позиций различных экономических школ и направлений.
Общие положения методологии изложены в первом разделе учебника. Здесь же обратим внимание читателя на то, что, во-первых, за основу выбран цивилизационный подход исследования развития производства; во-вторых, в рамках классического и неоклассического направлений существует значительное число различных теорий и школ. При анализе экономической действительности необходимо варьировать теориями и школами, что ни в коей мере не исключает подлинного научного подхода в исследовании конкретных процессов, явлений и ситуаций экономической жизни.
О структуре учебника. Авторы полагают, что изучение макроэкономики должно следовать за изучением микроэкономики. Главный аргумент — изучение таких важнейших вопросов макроэкономики, как совокупный спрос и совокупное предложение, невозможны без предварительного ознакомления с ними на уровне микроэкономики. Аналогичное замечание можно высказать относительно многих других проблем макроэкономики.
Седьмое издание учебника, переработанное и дополненное, написано коллективом авторов, в составе которого профессора и преподаватели Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Финансовой академии при правительстве Российской Федерации, Московского государственного института электроники и математики, Комитета по статистике СНГ.
В заключение отметим, что не представляется целесообразным указывать авторов отдельных глав, ибо все члены авторского коллектива выступают с единых теоретических позиций.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Краткое оглавление
- I. Основные понятия экономической теории
- Глава 1. Что и как изучает современная экономическая наука
- § 1. «Экономикс» и традиционная политическая экономия
- § 2. Экономическое развитие России в период реформ
- § 3. «Экономикс» и реальности выхода из кризиса
- Взгляды у. Петти, п. Буагильбера, а. Смита, д. Рикардо, т. Мальтуса, ж. Сея
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 2. Общие проблемы экономического развития
- § 1. Объективные условия и противоречия экономического развития
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- § 3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом
- § 4. Экономический рост
- § 5. Возможные модели экономических систем
- Взгляды дж.С. Милля, к. Маркса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
- § 1. Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства
- § 2. Альтернативные издержки и проблема общественного выбора
- § 3. Кругооборот благ и доходов
- § 4. Рыночные механизмы: цены и конкуренция
- § 5. Несовершенства рыночной организации и функции государства
- § 6. Выбор экономической организации: критерий эффективности
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бем-баверка, л. Вальраса, в. Парето, дж.Б. Кларка, а. Маршалла
- Традиции российской рыночной организации хозяйства: возникновение и разрушение
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 4. Теория предельной полезности Революция в теории стоимости
- § 1. Стоимость - фундаментальная проблема экономической науки
- § 2. Основоположники и предшественники маржиналистской революции
- § 3. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости
- § 4. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности
- § 5. Максимизация общей полезности
- § 6. Эволюция теории предельной полезности
- § 7. Маржинализм: что нового?
- Взгляды у. Джевонса, к. Менгера, о. Бём-баверка, ф. Визера, л. Вальраса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- II. Микроэкономика
- Глава 5. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения равновесия
- § 1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса
- § 2. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения
- § 3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
- § 4. Эластичность спроса и предложения. Торговая выручка
- § 5. Нарушения рыночного равновесия цен
- Взгляды а. Маршалла
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Литература
- Глава 6. Основы теории потребительского поведения
- § 1. Потребительское поведение
- § 2. Бюджетные ограничения и покупательная способность
- § 3. Предельная полезность и потребительский выбор
- § 4. Закон убывания предельной полезности товаров
- § 5. Правило потребительского поведения и условие равновесия
- § 6. Предельная норма замещения
- § 7. Потребительское поведение в категориях «кривых безразличия»
- § 8. «Кривые безразличия» и бюджетные ограничения
- § 9. Потребительское равновесие и кривая спроса
- § 10. Эффект замещения и эффект дохода
- Взгляды в. Парето
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 7. Издержки производства
- § 1. Производство
- § 2. Сущность и структура издержек
- § 3. Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- § 4. Минимизация издержек: выбор факторов производства
- § 5. Динамика издержек производства в среднесрочном периоде
- § 6. Инвестиционная деятельность фирмы в долгосрочном периоде
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 8. Ценообразование на факторы производства при совершенной конкуренции
- § 1. Теоретическая постановка проблемы ценообразования на факторы производства
- § 2. Особенности спроса и предложения основных факторов производства
- § 3. Производственная функция и спрос на ресурсы
- § 4. Закон взаимозамещения и ценообразование на факторы производства
- § 5. Рынок земли и рентные отношения
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- § 7. Рынок капитальных активов. Дисконтирование
- Взгляды дж.Б. Кларка
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 9. Рыночная структура несовершенной конкуренции
- § 1. Монополистическая конкуренция
- § 2. Олигополия
- § 3. Олигополия и теория игр
- § 4.Группирование фирм, его необходимость и формы
- § 5. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
- Взгляды э. Чемберлина, дж. Робинсон
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 10. Доходы и их распределение
- § 1. Экономическая природа прибыли
- § 2. Процент на капитал: сущность, динамика, факторы
- § 3. Капитал
- § 4. Определение текущей ценности ресурсов – дисконтирование
- § 5. Динамика процента и его факторы
- § 6. Процентные ставки в финансовой политике государства в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 11. Предпринимательство. Предприятие. Типы предприятий
- § 1. Предпринимательство в современной экономике
- Относительное количество предпринимателей, % (of - 70%; fg - 20% ; gk - 8% ; kl - 2%)
- § 2. Сущность и типы предприятий
- § 3. Место и роль предприятия
- § 4. Масштабы деятельности предприятия
- § 5. Цели деятельности предприятия
- § 6. Важнейшие показатели эффективности предприятия
- Взгляды й. Шумпетера
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- III. Макроэкономика
- Глава 12. Система национальных счетов
- §1. Система национальных счетов: понятие, история возникновения и развития, задачи
- §2. Принципиальные различия между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства
- § 3. Общая структура системы национальных счетов
- Счет первичного распределения доходов
- §4. Снс как система взаимоувязанных показателей
- Взгляды т. Веблена, дж. Коммонса, у. Митчелла, дж. Гелбрейта, р. Хайлбронера, р. Арона, у. Ростоу, с. Кузнеца, д. Белла, г. Кана, 3. Бжезинского, а. Турена, г. Шермана, э. Канта, т. Вайскопфа
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие
- §1. Сущность общего (макроэкономического) равновесия национального хозяйства
- § 2. Обеспечение макроэкономического равновесия. Теория катастроф
- § 3. Кривая производственных возможностей
- §4. Система рынков: частичное и общее экономическое равновесие
- §5. Совокупный спрос и совокупное предложение
- §7. Сбережение, потребление, инвестиции: склонность к сбережению, склонность к потреблению
- § 8. Мультипликатор. Равновесный объем производства в кейнсианской модели
- § 9. Кривая is
- §10. Кривая lm
- §12. Рыночное неравновесие как нормальное состояние реальных экономических систем
- Взгляды а. Смита, к. Маркса, а. Маршалла, л. Вальраса, д. Патинкина, дж. Кейнса
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 14. Деньги, кредит, банки, денежно-кредитная система государства
- §1. Сущность и функции денег.
- § 2. Понятие «денежной массы» и «денежного оборота». Законы денежного обращения
- § 3. Сущность и функции кредита
- § 4. Банковская система государства и принципы ее построения
- §5. Особенности банка как коммерческого предприятия и его операции
- Взгляды р. Харрода, е. Домара, э. Хансена, дж. Хикса, р. Клауера, а. Эйхнера, к. Мински
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Список литературы см. В главе 15.
- Глава 15. Денежно-кредитная политика государства. Монетаризм
- § 1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства: теоретические аспекты
- § 2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство
- §3. Особенности современной денежно-кредитной политики России
- Взгляды м. Фридмена, ф. Хайека, п. Самуэльсона
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
- § 1 .Сущность и функции финансов
- § 2. Теория и практика налогообложения
- § 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- § 4. Финансовая политика государства
- Взгляды а. Лаффера, м. Эванса, м. Фельдстайна, р. Лукаса, б. Макколлана, дж. Мута
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 17. Инфляция. Система антиинфляционных мер
- § 1. Измерение инфляции
- § 2. Виды инфляции
- § 3. Инфляция как процесс
- § 4. Инфляция спроса и инфляция предложения
- § 5. Последствия инфляции
- § 6. Антиинфляционная политика
- § 7. Особенности инфляционных процессов в России
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 18. Государство и экономическая политика
- § 1. Экономическая политика: истоки формирования
- § 2. Субъекты (исполнители) экономической политики
- § 3. Система целей макроэкономического регулирования. Конфликты целей
- § 4. Инструменты экономической политики государства
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- IV. Международные экономические отношения
- Глава 19. Международные аспекты экономического развития
- § 1. Интернационализация экономики как основа формирования всемирного хозяйства
- § 2. Международное движение капиталов
- § 3. Внешняя торговля и определение уровня национального дохода. Мультипликатор в открытой экономике
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекций
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература к 19, 20 и 21 главам
- Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
- § 1. Протекционизм. Свободная торговля. Теория сравнительных преимуществ
- § 2. Инструменты торговой политики
- § 3. Платежный баланс страны
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 21. Международная валютная система и валютный курс
- § 1. Международное денежное обращение: причины существования, этапы становления
- § 2. Валютные курсы
- § 3. Колебания валютного курса и инструменты его регулирования
- § 4. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- § 2. Модели экономического роста
- § 3. Цикличность экономического развития
- § 4. Модель межотраслевого баланса национальной экономики в. Леонтьева
- § 5. Реальные модели экономического роста
- Взгляды н.Д. Кондратьева, в. Леонтьева, с. Кузнеца
- Вопросы для повторения
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Глава 23. Основы переходной экономики
- § 1. Переходные процессы и особенности современной российской экономики
- § 2. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов
- § 3. Формирование реальных рыночных отношений - содержание переходной экономики
- § 4. Изменение структуры собственности в переходной экономике
- § 5. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления
- Примерный план лекции
- Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
- Литература
- Лауреаты премии «в память альфреда нобеля»
- Сведения об авторах
- Министерство образования российской федерации