logo

§ 6. Важнейшие показатели эффективности предприятия

Выбор показателей эффективности работы предприятия (фирмы) зависит от целей анализа. Таковыми могут быть сле­дующие цели.

  1. Стратегические цели. Необходимо сравнить результаты деятельности данной фирмы с результатами деятельности ее конкурентов или связанных с нею фирм. Для этого выбирают­ся обобщающие показатели и показатели каких-либо элемен­тов деятельности.

  2. Тактические цели. Руководство контролирует деятель­ность фирмы. Рассчитываются показатели эффективности фун­кционирования отдельных подразделений или производства какой-либо определенной продукции.

  3. Задачи планирования. Необходимо сопоставить выгод­ность использования различных ресурсов или различных со­четаний данных ресурсов за какой-либо период для определе­ния возможных изменений в будущем.

  4. Прочие цели руководства. Переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора, оценка влияния ожи­даемых государственных ограничений и т.д.

Деятельность фирмы (предпринимательская деятельность) может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические фак­торы производства, которые трансформируются в готовую фи­зическую продукцию, а товары и услуги - через готовые сдел­ки - превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и инвесторов и затем вновь вводимых в производство.

На этапах инвестирования производства и реализации про­дукции участников предпринимательской деятельности инте­ресуют различные аспекты использования факторов производства, и поэтому система показателей эффективности их исполь­зования достаточно сложна и многообразна.

Обобщающие показатели эффективности деятельности фир­мы в целом определяются сопоставлением объема всех средств фирмы и совокупного результата ее деятельности.

К этим показателям относятся:

- рентабельность всего капитала (активов) фирмы:

Р =П/А,

где П - прибыль; А - капитал (активы) фирмы - совокупность всех средств;

- оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы:

R0 = Q/A,

где Q - объем реализованной продукции;

- издержки на единицу реализованной продукции:

S = И / Q,

где И - общие издержки;

- рентабельность производства:

Р = П/Ф,

где Ф - среднегодовая стоимость основных и оборотных фон­дов.

Наиболее обобщающим показателем в этой группе являет­ся рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы на один рубль средств (всех видов ресурсов предприя­тия в денежном выражении, независимо от источника привле­чения этих средств). Этот показатель называют также «нормой прибыли» или «показателем окупаемости средств». Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются главным объектом внимания администрации предприятия.

Норма прибыли отражает достигнутый на предприятии определенный баланс экономических интересов всех участ­ников бизнеса и «аутсайдеров». Конкретно интересы каждо­го представлены другими, частными по отношению к рас­сматриваемому показателями. Так, для собственников пред­приятий важен необходимый уровень рентабельности собственного капитала как отношение чистой прибыли (после уплаты налогов и процентов) к величине собственного капитала.

Для более полного анализа деятельности фирмы по исполь­зованию факторов производства требуется дальнейшая диффе­ренциация показателей и установление взаимосвязей между обобщающими и частными показателями.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4