logo

§ 4. Банковская система государства и принципы ее построения

Виды банковских систем

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

- двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.

Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он выполняет следующие операции:

- предоставляет кредиты коммерческим банкам;

В большинстве стран с рыночной экономикой и двух­уровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредит­ных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Цен­тральный банк Франции - Банк Франции, наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Ко­миссия по банковскому контролю), которые осуществляют кон­троль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов.

Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как мно­гие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

В США, помимо двухуровневой структуры банковской сис­темы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резерв­ных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков - членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной полити­ки США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих бан­ков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».

История развития банковского дела знает и такой тип бан­ковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Строй­банк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народ­ного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов про­мышленности, транспорту, связи и долгосрочных - сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитова­ние и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Вне­шторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимал­ся международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегатель­ные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуще­ствляли оплату коммунальных и других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачас­тую выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не ис­пользовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

Курс на развитие рыночных отношений потребовал созда­ния качественно новой системы банков. В середине 80-х годов началось проведение банковской реформы, в результате кото­рой на тот момент были организованы крупные отраслевые спе­циализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Аг­ропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такая реформа привела к тому, что монополия трех государственных банков была заменена монополией реор­ганизованных специализированных банков.

Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988 г. После принятия закона СССР «О кооперации» в 1988 г. объе­динениям кооперативов предоставлялось право создавать коо­перативные банки. В конце 1988 г. было создано 25 коопера­тивных банков. В апреле 1989 г. было разрешено создание акционерных коммерческих банков и коммерческих банков на паевых началах.

Основными преимуществами создаваемых коммерческих банков по сравнению с государственными специализированны­ми банками являлись предоставленная свобода в выборе мето­дов ведения банковских операций и прямая зависимость в при­влечении клиентов на договорной основе.

В конце 1990 г. были приняты федеральные законы «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации но­вых коммерческих банков.

Перестройка банковской системы путем создания второго уровня в виде самостоятельных коммерческих банков была названа «реформой банковской системы начала 90-х годов». И если на начало 1990 г. было около 200 коммерческих банков, то к началу 1995 г. - уже 2,5 тысячи коммерческих банков. Для сравнения: в США, чтобы создать 1 тысячу банков, потребова­лось около 80 лет (1781-1860 гг.).

Современная банковская система РФ и ее структура

Современная банковская система России представлена дву­мя уровнями. В юридическом плане она базируется на Феде­ральном законе от 2 декабря 1990г. «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26.04.95 г. с последующими изменениями и дополнениями) и Федераль­ном законе от 3.02.96 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).

Эти российские законы внесли кардинальные изменения в существовавшую тогда кредитно-банковскую систему страны, положив начало качественно новому этапу в развитии этой си­стемы и ее правового обеспечения.

Согласно законодательству, в России стало возможным со­здание банка на основе любой формы собственности, что и положило начало ликвидации государственной монополии на банковскую деятельность.

В соответствии с данными законами, кредитная организация -это юридическое лицо, которое имеет целью извлечение прибыли и на основе лицензии Банка России имеет право осуществлять бан­ковские операции. Состав банковских операций также предусмот­рен в Законе «О банках и банковской деятельности».

Кредитные организации делятся на банки и небанковские кредитные организации.

Банк - это кредитная организация, которая имеет исклю­чительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

Небанковская кредитная организация - это кредитная орга­низация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным Зако­ном. Допустимое сочетание банковских операций для небанков­ских кредитных организаций устанавливается Банком России.

При рассмотрении современной банковской системы России в ней обнаруживаются связи двух типов.

Во-первых, взаимосвязи между самими коммерческими бан­ками, кредитными учреждениями; во-вторых, связь между Центральным банком, с одной стороны, и коммерческими бан­ками, кредитными учреждениями, с другой. При этом в пер­вом случае связь обеспечивает отношения координации между указанными элементами системы, а во втором случае перерас­тает в отношения субординации, которые, главным образом, и обеспечивают целостность системы.

Из сказанного следует, что банковская система России об­ретает двухуровневое построение. При этом критерием отне­сения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями суборди­нации. Так, Центральный банк расположен на верхнем уров­не, поскольку уполномочен государством регулировать и кон­тролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. По законодательству, существует лишь один специализированный орган по управлению кредитно-банковской системой. Этим органом является Банк России, к числу основных задач которого отнесены регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кре­дитных учреждений. Сам Банк России, по закону, независим от распорядительных и исполнительных органов государ­ственной власти, подотчетен законодательной власти, в своей деятельности руководствуется лишь Законами Российской Федерации и своим Уставом, является юридическим лицом, осуществляющим свои расходы за счет собственных доходов, и не отвечает по обязательствам Правительства, как и Прави­тельство по обязательствам Банка России.

В отличие от Госбанка СССР, он является не структурным подразделением Правительства Российской Федерации, а бан­ковским учреждением, наделенным специальной компетенци­ей, поскольку осуществляемое Банком России управление кредитно-банковской системой представляет собой форму вы­ражения самоуправления, саморегуляции этой системы. Таким образом, в кредитно-банковской системе Центральный банк есть тот элемент, который контролирует и регулирует деятель­ность остальных элементов, а регулирование посредством кон­троля и надзора есть одна из форм и методов управления.

Что же касается коммерческих банков и кредитных учреж­дений, то они в этом отношении должны быть однопорядковыми, полностью равноправными и потому составлять нижний уровень системы.

По видам собственности выделяются государственные, час­тные банки, смешанные.

В зависимости от организационно-правовой формы деятель­ности коммерческие банки бывают акционерными общества­ми, обществами с ограниченной ответственностью, коммандит­ными обществами и т.д.

По территории деятельности банки делятся на республи­канские и региональные, межрегиональные, местные, нацио­нальные, международные, заграничные.

По степени независимости различают самостоятельные, дочерние, сателлиты (полностью зависимые), уполномоченные (банки-агенты), связанные (участвующие в капитале друг дру­га) банки.

По наличию филиалов: с филиалами и бесфилиальные.

По степени диверсификации капитала: однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями) и многопро­фильные (участвующие в капиталах небанковских предприя­тий и организаций).

По видам осуществляемых операций различаются:

По объему капитала коммерческие банки делятся на круп­ные, средние и мелкие.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4