logo

§ 5. Цели деятельности предприятия

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибы­ли. Поэтому поведение предприятия (фирмы) можно описать с помощью производственной функции, которая определяет на­целенность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом труда и капитала) обеспечивается макси­мальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможно­го объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функциони­рования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват ново­го рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют подходы, при которых используется тезис мак­симизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, посколь­ку не располагает возможностями максимизации. При описа­нии целевой нормы эффективности предусматривается меха­низм, обеспечивающий достижение желаемого уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск - реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; ис­следовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический связан с прилагаемыми фирмой уси­лиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным ос­танется получение прибыли). Примером могут служить цели международной корпорации ЗМ, а также общие тенденции развития производства в Японии. ЗМ является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для полу­чения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества.

В Японии многие всемирно известные фирмы придержива­ются концепции, отражающей еще более широкие цели дея­тельности, содержащие стремление «.. .к производству продук­ции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенци­ала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества».

В самом общем плане цели деятельности фирмы представ­лены в табл.11.4.

Таблица 11.4 Цели деятельности фирмы

Общественная группа

Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Экономический рост Поступления от налогов Уравнивание власти Уравнивание доходов Сохранение окружающей среды Сохранение природных ресурсов

Местная община

Держатели акций

Кредиторы

Потребители

Благосостояние общины Рост доходов Рост стоимости акций Стабильность доходов Справедливые цены Обеспечение выбора Удовлетворение потребностей

Управляющие

Рост доходов

Профессиональный интерес

Работники наемного труда

Занятость Уровень оплаты Досуг

Условия труда Удовлетворение от работы

Создание фирмы тесно связано с предпринимательской де­ятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного макси­мального уменьшения риска можно добиться следующими при­емами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообраз­ным видам деятельности); страхованием собственности; мак­симизацией информации о выбранной сфере деятельности, фи­нансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших тех­нологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической но­визной; правильным выбором организационной формы бизне­са, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4