logo

§ 1. Производство

Под «производством» в современной экономической науке принято понимать любую деятельность членов общества по использованию естественных ресурсов. В естественные Ресурсы включаются и ресурсы человека. Целью произ­водственной деятельности является создание необходимых от­дельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ. Нередко в обиходе под «производствен­ной деятельностью» понимается лишь создание вещественных материальных благ. Представляется, что подобная трактовка этой категории унаследована от марксистско-ленинской поли­тической экономии, где особо выделялась деятельность в так называемом «материальном производстве», а все остальные виды деятельности считались второсортными. Вместе с тем сле­дует учитывать и значительные различия между деятельностью работников в различных сферах производства.

Одно дело - работа на машиностроительном заводе по про­изводству персональных компьютеров, другое - их проектиро­вание и третье — их продажа. Большей частью под «теорией производства» понимается теория процессов превращения, или трансформации, ресурсов в многообразные виды продуктов и услуг.

Поскольку производственный процесс имеет затраты (издер­жки) и результаты, то естественна постановка вопроса о произ­водственной функции. Нередко производственную функцию относят к чисто техническим категориям. Это представляется неточным. Поскольку производственная функция описывает соотношение между издержками и результатами, она неизбеж­но как бы соприкасается с эффективностью самой функции и ее аргументов. Очевидно, правильнее говорить о производствен­ной функции как категории промежуточной. Более эффектив­ным признается тот технологический способ производства, который обеспечивает большее количество продукции при заданных ресурсах или, наоборот, требует меньшего объема ресурсов для получения заданного объема продукта. Нетрудно заметить, что эффективность различных технологических спо­собов производства в огромной степени определяется уровнем цен на ресурсы и продукты. По-видимому, это еще один аргу­мент в пользу того, чтобы считать производственную функцию категорией, близкой к экономической. Это имеет существен­ное значение для общества в целом и для каждого экономиче­ского агента.

Запись производственной функции не представляет осо­бых трудностей для студентов подавляющего большинства вузов, ибо они хорошо знакомы с математикой.

Итак, продукцию следует рассматривать как поток, т.е. в определенном измерении в единицу времени. Так как для создания каждого вида продукции есть множество хронологи­ческих способов производства, правомерно утверждение, что в системе координат факторов производства будет множество точек, отображающих соответствующее количество факторов, необходимых для данного технологического способа производ­ства, т.е. обеспечивающих заданный выпуск. Обычно эти точки составляют линии, имеющие изогнутую форму и называются «изоквантами». Разные сочетания факторов производства име­ют различные объемы выпуска. Поэтому на графике производ­ственной функции мы наблюдаем семейство изоквант. Разрыв между изоквантами в системе координат характеризует разли­чия в объемах выпуска продукции.

Изменение соотношения между используемыми факторами производства отражается движением по каждой изокванте. Один фактор замещает другой при создании определенного объема продукта. Это принято называть «замещением», а на­клон изокванты - «предельной нормой замещения». Понятно, что изокванты могут иметь самые разнообразные формы: пря­мая линия (совершенная замещаемость; постоянная норма замещаемости); два отрезка, соединенные вместе под прямым углом; несколько отрезков, соединенных под тупыми углами, и т.п.

На практике, в конкурентной борьбе за максимизацию при­были одним из важнейших средств выступает увеличение объема выпуска продукции. Этого можно добиться двумя основными путями: 1) интенсифицировать использование наличных производственных мощностей; 2) осуществить инве­стиции, т.е. расширить мощности и привлечь новых работни­ков. В связи с этим время производства можно классифици­ровать как мгновенный, средний (короткий) и длительный периоды, о которых шла речь при рассмотрении теории спроса и предложения. Вспомним, что с расширением производствен­ных мощностей возникает эффект масштаба.

Возможны следующие варианты эффекта масштаба (рис. 7.1). Во-первых, при увеличении факторов в несколько раз в таком же отношении возрастает объем выпуска. Это бу­дет постоянная отдача от масштаба. Эффект масштаба может быть возрастающим, если объем продукции возрастает. Если 1 = 1, то функцию принято называть «однородной» и п будет показателем однородности. Если это условие не выполняется, то функция неоднородна. При п = 1 эффект масштаба постоя­нен и функция называется «линейно-однородной». Таким образом, при п < 1 имеет место убывающий эффект масштаба, при п > 1 отдача от масштаба возрастает. Постоянная отдача от масштаба обычно имеет место в технологически простых про­изводствах. Отрицательный эффект масштаба - по преимуще­ству в сложных производствах, например с наукоемкой технологией.

Рис. 7.1. Эффект масштаба: а — убывающая отдача от масштаба; б — постоянная отдача от масштаба; в — возрастающая отдача от масштаба.

Высказанные выше относительно простые положения дают возможность в случае необходимости рассмотреть на семинар­ских занятиях варианты эффекта масштаба применительно к мгновенным, средним и длительным периодам.

Обратимся еще к одному существенному моменту. До сих пор, когда речь шла об изоквантах, мы не ставили вопроса об их границах. Это означало, что теоретически у изоквант не существует границ. Безусловно, это так. Но предпринима­теля интересует не вся длина изокванты, а лишь тот ее участок, на котором предельные продукты каждого из ресурсов остают­ся положительными, хотя и убывают. Все точки на изокван­тах, отражающие нулевые предельные продукты, образуют границы эффективной области изоквант (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Семейство изоквант с выделенной эффективной областью

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4