logo

§ 1. Монополистическая конкуренция

Теория монополистической конкуренции основывается на трех допущениях: а) дифференциации продукта; б) большом количестве продавцов; в) свободном входе фирм и ресурсов в отрасль и выходе из нее.

Производители стремятся сделать свои продукты отлич­ными от других, чтобы привлечь покупателей. Последние го­товы платить более высокую цену за продукт, отличающий­ся от других. Аспирин представляет классический пример Дифференциации продукта. Все виды аспирина не отличают­ся один от другого по химическому составу. Но цена аспи­рина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер» продается в несколько раз дороже, чем менее известные виды. В значи­тельной мере дифференциация продукта в этом случае обя­зана рекламе. «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга - по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и Прочим.

Монополистическая конкуренция имеет общие черты с со­вершенной (чистой) конкуренцией: обе рыночные структур^ характеризуются большим количеством фирм, свободным вхо­дом и выходом из отрасли. Отличие ее от чистой конкуренции состоит в том, что на рынке несовершенной конкуренции фир­мы имеют возможность влиять на цену. Далее, в отличие от со­вершенной конкуренции, монополистическая конкурентная структура имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, она имеет определенную власть над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз.

В то же время присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. При наличии на рынке сходных продуктов потребители весь­ма чувствительны к их цене.

Равновесие для монополистического конкурента

Монополистически конкурентная фирма - одна из многих производителей дифференцированного продукта, неспособная оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и пре­дотвращать появление новых конкурентов на данном рынке. Равновесное состояние на рынке достигается монополистиче­ски конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства МС = MR, где МС - предельные издер­жки; MR - предельный доход. В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль (рис. 9.1, а, б, в).

Рис. 9.1. Равновесие для монополистического конкурента: DD — кривая спроса; МС — предельные издержки; Q и q— количество продукта; Р — цена; MR — предельный доход

Как показывает рис. 9.1, равновесное состояние достигает­ся фирмой при равенстве предельного дохода и предельных из­держек. В варианте, а происходит максимизация прибыли при производстве q1 и цене P1 Объем прибыли представлен зашт­рихованным прямоугольником. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой Р и средними издержками произ­водства.

Вариант б представляет минимизацию убытков. Последние возникают из-за превышения средними издержками цены. Минимизация убытков происходит при соблюдении равенства MR = МС при объеме производства q . Величина убытков соот­ветствует площади заштрихованного прямоугольника.

Вариант в представляет нулевую прибыль, так как цена рав­на средним издержкам.

Фирма использует критерий МС = MR для максимизации прибыли, минимизации убытков и присвоении нулевой при­были. Соблюдая этот критерий, фирма достигает равновесия в монополистически конкурентной рыночной структуре.

Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долго­срочных средних издержек.

Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издер­жек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки за­ставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.

В рыночной структуре монополистической конкуренции Устанавливаются более высокие цены и уменьшается объем Производства по сравнению с чистой конкуренцией. Увеличе­ние объема производства монополистически конкурентными фирмами позволило бы им понизить издержки производства. С этих позиций в монополистически конкурентных отраслях слишком много фирм. Если бы их количество уменьшилось, каждая фирма могла бы увеличить объем производства. В результате появилась бы возможность снизить издержки и цены. Чем больше фирм, тем разнообразнее продукты и услу­ги. Поэтому потребители имеют широкие возможности для удовлетворения потребностей. Существование большого числа фирм способствует сбережению времени потребителя. Эконо­мия времени возникает в силу отсутствия очередей, близости фирм, продающих товары и услуги, быстроты реализации сделок.

Модель монополистической конкуренции характеризует роль рекламы в мире бизнеса. Цель последней заключается в том, чтобы увеличить долю фирмы в общем объеме продаж на рынке и привлечь потребителей к приобретению дифферен­цированного продукта данной фирмы. Вместе с тем реклама увеличивает издержки фирмы и ведет к удорожанию товара для потребителей.

Мнения экономистов и населения в отношении рекламы противоречивы. С одной стороны, реклама информирует потре­бителей о появлении новых товаров и их свойствах. Она созда­ет потребность в рекламируемом продукте. С другой стороны, во многих случаях реклама является недобросовестной. Она вводит в заблуждение потребителей. Через нее фирмы навязы­вают бесполезные товары, стремятся морально обесценить про­дукты, имеющиеся у потребителей.

В условиях рыночной структуры чистой конкуренции раз­меры доли фирмы в объеме выпуска и продажах товаров не пре­вышают 1%. При монополистической конкуренции на фирму приходится от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Если на фирму приходится свыше 10% объема продаж, то она дей­ствует в структуре олигополии. Порог опасной монополизации соответствует 60-64% объема продаж на 1 фирму.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4