logo search

§ 2. Олигополия

Олигополия - это рыночная структура, в которой действу­ют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рын­ке реализуются как стандартизированные, так и дифференци­рованные продукты.

Для олигополистической фирмы характерны следующие черты: высокий уровень концентрации капитала и производ­ства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.

Олигополистические фирмы используют в основном мето­ды неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались ста­бильными в течение длительного периода времени.

В отличие от других рыночных структур, не существует уни­версальной теории олигополии. Вместо этого теория олигопо­лии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных обстоятель­ствах.

Теория олигополистического ценообразования

Основателем теории является французский математик и эко­номист Августин Курно. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает такое ко­личество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у кон­курентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:

1) для любой отрасли существует определенное и ста­бильное равновесие между объемом продаж и ценой товара;

2) цена равновесия зависит от числа продавцов.

При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равно­весие достигается в тем большей степени, чем больше возрас­тает число продавцов.

Многие экономисты постулировали, что фирмы ожидают реакции своих соперников через изменение цен или объемов продаж. Модель Курно, в которой допускается бездействие соперника (объем его продаж фиксирован), подвергалась кри­тике.

Значительный шаг вперед в теории олигополистического це­нообразования сделал американский экономист Э. Чемберлин, выдвинув положение о взаимозависимости производителей. Когда количество продавцов небольшое и продукт стандарти­зирован, олигополисты будут избегать действий, которые при­вели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Из существования взаимозависимости вытека­ло, что общий интерес олигополистов заключается в установ­лении высокой цены. Вывод Чемберлина имел важное значе­ние для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует. В литературе такая ситуация называется «доктриной созна­тельного параллелизма» («сознательного параллельного пове­дения »). Олигополии действуют независимо (никаких соглаше­ний нет), но они не конкурируют друг с другом.

Ломаная кривая спроса

Следующим шагом в разработке теории олигополистического ценообразования была теория ломаной кривой спроса, разработанная американскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем, П. Суизи. Она объясняет, почему олигополистические фирмы отказываются от частного понижения цен.

Предположим, у фирмы цена за единицу продукта – ОР1, а объем продаж – Oq1 (рис. 9.3). DEF - линия спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои това­ры. Новая цена - ОР3. Другой вариант: фирма понижает цену до ОР2. Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае JEH представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее сопер­ников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперни­ки не следуют за ней и не повышают цену с тем, чтобы увели­чить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, чтобы пре­дотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, заверша­ющая кривая спроса составляется из двух сегментов - DE и ЕН с переломом в точке Е. «Сотрем» отрезки JE и ЕF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH (см. рис. 9.3), фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из них.

Рис. 9.3. Ломаная кривая спроса

При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исхо­дят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгои­стические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, прибли­жая ценовое поведение к чистой монополии.

Лидерство в ценах

Фирмы, действующие в рамках олигополистической струк­туры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая по­зволила бы координировать поведение в общих интересах. Од­ной из форм такой координации является так называемое «лидерство в ценах». Оно состоит в том, что изменения в спра­вочных ценах объясняются определенной фирмой, которая при­знается лидером всеми остальными, следующими в ценовой по­литике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидер­ство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.

Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влия­ние на цены путем индивидуальных ценовых решений.

Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное ли­дерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учи­тывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благо­приятные только для них, или установить такой уровень цен, Который смягчит противоречия между всеми фирмами, дей­ствующими в отрасли.

Барометрическое ценовое лидерство, в отличие от предыду­щего типа ценового лидерства, - более аморфная и неопреде­ленная структура; оно зачастую не обеспечивает достижение высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности при­нудить остальных участников к совместным действиям. Часто барометрические лидеры осуществляют свои функции «де-юре». Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.

Другим средством поддержания «дисциплины» в отрасли, когда устанавливаются или изменяются цены, является использование в ценообразовании « правила большого пальца». Все фирмы используют одну и ту же формулу ценообразования: цена = издержки + прибыль. «Дженерал моторс» длительное время исходила в ценообразовании из необходимости получе­ния 15% прибыли на вложенный капитал после уплаты нало­гов. При калькуляции издержек фирма учитывала стандарт­ный объем производства, т.е. загрузку производственных мощностей на 80%. Стандартная цена исчислялась путем добавления к издержкам прибыли, достаточной, чтобы обеспе­чить заданную норму прибыли. В результате использования одинаковых методов ценообразования поведение конкурентов становится все более предсказуемым.

Олигополия и картельные соглашения

Сговор олигополистов может быть оформлен в виде кар­тельного соглашения. Картель регулирует уровень цен, объе­мы производства и распределение рынков. Картели, как пра­вило, неустойчивы. Во-первых, рынки распределяются меж­ду участниками по капиталу, по силе. Следовательно, фирмы заинтересованы в увеличении капитала, чтобы потребовать нового распределения рынков в соответствии с изменениями экономической мощи. Во-вторых, фирмы с низкими издер­жками производства склонны к нарушению соглашения, так как и при более низких ценах они могут получать высокие прибыли. В-третьих, позиции картеля подрывают аутсайде­ры, назначая более низкие цены на свои продукты. В-четвер­тых, картельные соглашения во многих странах считаются незаконными.

Покупатели могут страдать от единых цен, устанавливае­мых олигополистами. В то же время продавцы могут назначать разные цены для той или иной группы покупателей, тем самым осуществляя ценовую дискриминацию. Различают личную, групповую и продуктовую дискриминацию.

Личная дискриминация - цены назначаются в зависимос­ти от уровня доходов покупателей. Более богатые могут запла­тить более высокую цену, так как их спрос неэластичен. Про­давец тайно делает скидку для покупателя, который может уйти от него к конкуренту.

Групповая дискриминация - цены систематически снижа­ются только на рынке, который обслуживается конкурентом («убей конкурента»); цена включает одинаковые транспортные издержки, независимо от местоположения покупателя.

Продуктовая дискриминация - различия в цене превыша­ют различия в издержках под предлогом различия качества товара (книги в твердой и мягкой обложках). Фирмы распрос­траняют физически однородные продукты под различными тор­говыми марками, назначая более высокие цены за хорошо из­вестные торговые марки («заставь платить за этикетку»).

Американский экономист К. Эдварде приводит яркий при­мер ценовой дискриминации. «Роом энд Хааз К°» продавала пластик метилметалкрилат, который использовался дантиста­ми для пломбирования зубов, по 45 долл. за фунт. Для промыш­ленных фирм цена была назначена 0,85 долл. за фунт. Дантис­ты, узнав о разных уровнях цен, начали закупать пластик у промышленных фирм. Чтобы сохранить сегментирование рынка, фирма решила добавить яд в промышленный пластик. В конце концов компания не пошла на отравление своего продукта, но распустила слух, что индустриальный пластик не пригоден для лечения зубов.

Теория олигополистического ценообразования показыва­ет, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рын­ка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдей­ствия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в зна­чительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференци­ацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкурен­ции усложняется, а ее методы становятся все более разно­образными.

Оценка олигополии

Сомнения, касающиеся полезности конкуренции для раз­вития производства, возникли уже в конце XIX в. как у буржу­азных экономистов, так и у марксистов. Речь, разумеется, шла не об уничтожении конкуренции, а об ее ограничении. Амери­канский экономист Дж. Кларк считал, что некоторый отход от чисто конкурентных фирм не является вредным в долгосроч­ном плане, как обычно предполагалось. В условиях НТР про­изводительные силы на чисто рыночной основе развиваться не могут. Дж. Гэлбрейт писал, что характер использования вре­мени и капитала в современном производстве, специализация предприятий, потребности крупных организаций и проблемы функционирования рынка в условиях передовой технологии - все это предопределяет необходимость планирования. Крупные масштабы современного производства с большими вложения­ми капитала, совершенной техникой и сложной организацией - все это требует от фирмы контроля над ценами, обеспечения надежности сбыта и поставок.

Рыночный механизм в определенных пределах замещается вертикальной интеграцией, заключением контрактов, разви­тием работ по заказам, финансовым обеспечением сделок и многим другим.

Во многих отношениях олигополия обладает теми же пре­имуществами и недостатками, что и монополия. Экономия на масштабах производства дает возможность минимизировать из­держки, когда отрасль состоит из немногих производителей.

Некоторые экономисты доказывают, что по сравнению с бо­лее конкурентными рынками олигополия облегчает введение новой технологии, тем самым стимулируя экономический рост. Инновации требуют массивных инвестиций и значительного на­учно-исследовательского персонала.

Негативная черта олигополии состоит в том, что нередко она использует рыночную власть для ограничения конкурен­ции и повышения цен. Присвоение высоких прибылей ослаб­ляет стимулы к совершенствованию технологии. Критики олигополии обычно ссылаются на то, что за период с 1880 г. менее 1/3 крупных открытий были сделаны крупными кор­порациями. Вместе с тем отмечается, что они играют клю­чевую роль в организации массового производства новых про­дуктов. Между экономистами нет единодушия при оценке значимости олигополии для технологического прогресса и раз­вития производства.