logo search

Глава 9. Рыночная структура несовершенной конкуренции

Рыночная структура - сложное понятие, имеющее множе­ство аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки то­варов длительного (более года) и недлительного (до года) пользо­вания и т.д. В данной главе структура рынков рассматривает­ся с точки зрения характера конкурентных отношений, степе­ни их развитости.

Классификация структуры рынка базируется на определе­нии количества продавцов и природы продукта (табл. 9.1).

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется суще­ствованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов так вели­ко, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. «Экономикс» обычно в характеристику чистой конкуренции включает иде­альное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

Таблица 9.1 Классификация рыночных структур

Природа продуктов

Количество продавцов

один

несколько

много

Однородные продукты

Чистая монополия

Однородная олигополия

Чистая конкуренция

Дифференцированные продукты

Дифференци­рованная олигополия

Монополисти­ческая конкуренция

Противоположностью чистой конкуренции выступает чистая монополия. Продукт создается единственной фирмой (греческое слово «монополия» означает «один продавец»)» рождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии яа источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т.д.). Таким образом, фирма-производитель полнос­тью контролирует производство и рынок. Однако чистая моно­полия в жизни встречается довольно редко.

Структуры совершенной конкуренции и монополии доста­точно условны и односторонни. Первая сводит механизм регу­лирования экономики к рынку, вторая - к административно-командным методам. Но в реальной жизни эти механизмы пе­реплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся где-то между этими двумя крайностями.

Подобно монополиям, олигополисты и монополистические конкуренты имеют определенную степень контроля над ценой производимых ими продуктов. Но в отличие от монополистов, они вынуждены делить рынок с другими производителями. Монополистически конкурентные отрасли состоят из большого количества небольших фирм. На олигополистических рынках господствуют немногие крупные фирмы.