logo search

§ 3. Формирование реальных рыночных отношений - содержание переходной экономики

Формально товарно-денежные отношения в плановой эко­номике существовали. Но за внешней формой денег, цены, сдел­ки купли-продажи и т.п. не было реального рыночного меха­низма. Спрос не воздействовал на цену, не было равновесных цен, отсутствовала конкуренция. Цены формировались цент­рализованно на основе затрат, были оторваны от мирового рын­ка. Относительные цены отражали диспропорции производства и т.д. Поэтому главной мерой для перехода к реальным рыноч­ным отношениям должно было стать освобождение рыночных форм от подавления их со стороны административно-команд­ной (плановой) системы, т.е. либерализация экономики.

Внутриэкономическая либерализация

Либерализация внутриэкономических отношений в народ­ном хозяйстве связана с тремя моментами. Во-первых, освобож­дение процесса формирования цен от централизованного регу­лирования - это важнейший, исходный момент либерализации. Во-вторых, введение свободы торговли для физических и юридических лиц. В-третьих, наиболее глубокий и сложный момент либерализации - подчинение деятельности производи­телей требованиям рынка (спроса). Все эти преобразования рез­ко меняют существовавшую в плановой экономике систему хо­зяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождает в обществе сложные проблемы и противоречия.

«Отпуск» цен приводит сразу же к их существенному повы­шению, что обуславливает уменьшение реальных доходов лю­дей, снижение жизненного уровня населения, изменение струк­туры потребления, сложные проблемы для предприятий в закупке сырья и материалов, выплате заработной платы и т.д. Так, в России лишь в январе 1992 г. потребительские цены выросли в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., в то время как номинальная заработная плата за этот период выросла все­го на 40%. Физический объем товарооборота в январе 1992 г. составил около одной трети от января 1991 г. В целом за 1992 г. потребительские цены выросли более чем в 25 раз.

В теории выделяется два варианта отпуска цен: одномомен­тный («шоковый») и постепенный («градуалистский»). Наделе реальная политика либерализации, скорее, носит «смешан­ный» характер, склоняясь в сторону того или другого вариан­та. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу ли­берализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант. В России в этом смысле процесс либерализации цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы, хотя и прошел достаточно быстро. В январе 1992 г. ста­ли свободными 80% цен на товары производственного назна­чения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары (в стоимостном выражении). Цены на большинство товаров производственного назначения были по­вышены в 5 раз. В дальнейшем процесс повышения цен про­должался. К началу 1996 г. либерализация цен в России была практически завершена.

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно из отраслей военно-промышленного комплекса, привыкших работать на государственный заказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия, по­ставленные в рыночные условия, часто оказываются неконку­рентоспособными на рынке, особенно в соревновании с импорт­ной продукцией. В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого фун­кционирования. В-четвертых, трудное положение производите­лей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в осо­бенно тяжелое положение попадают производства, получавшие ранее субсидии от государства (прежде всего сельское хозяйство). В-шестых, либерализация экономики глубоко противоречит сло­жившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не за­ботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Либерализация внешнеэкономических отношений

Либерализация внешнеэкономических связей страны - со­вершенно необходимое, логическое следствие либерализации внутриэкономических отношений. Эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тес­ной связи с мировыми рыночными отношениями. Более того, при этом важно известное единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэконо­мическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении преобразований в переходном процессе, т.е. как бы ускоряет решение задач переходной экономики.

Основные формы такой либерализации - расширение дос­тупа в страну зарубежных инвестиций; устранение огосудар­ствления (централизации) внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; либера­лизация экспорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы, как показывает практика, усиливают эффективность действующего рыночного механизма, хотя следует подчерк­нуть, что в полной мере они не применяются и в развитой ры­ночной экономике. В целях защиты национального производ­ства государство здесь устанавливает известные ограничения, широко использует таможенные тарифы, вводит различного рода запреты и т.д. Тем более это, очевидно, должно относить­ся к экономике переходной, где рыночный механизм проходит стадию становления, а существующее производство еще не адекватно рыночным условиям.

Поэтому политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т.е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональ­ных рыночных отношений и их органичное включение в миро­вое хозяйство, а с другой - не допускать ущерба развитию оте­чественного производства. В целом в России преобразования в данной области были связаны именно с либерализацией вне­шних отношений по всем направлениям. Впервые за многие десятилетия формально были открыты широкие возможности для притока иностранного капитала. Осуществление внешне­экономических операций было разрешено отдельным предпри­ятиям и лицам. Резко сокращен централизованный импорт и экспорт. В течение 1992-1996 гг. были практически отменены пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, сокращены импортные пошлины. Сделан ряд существенных шагов по обеспечению конвертируемости рубля и т.д.

Вместе с тем, противоречивость названных форм обуслав­ливает крайнюю болезненность процесса внешнеэкономиче­ской либерализации российской экономики. Так, широкое открытие ее для импорта зарубежных товаров наносит суще­ственный ущерб национальному производству. Вследствие этого правительство принимает решения об усилении протек­ционистской защиты (тарифов на импорт) и в целом, и по от­дельным группам товаров. Отмена квот и лицензий на экспорт при различии внутренних и мировых цен (в частности на нефть, некоторые металлы) порождает необоснованные доходы, «утеч­ку» капитала за рубеж и т.п., что, следовательно, требует со­хранения известного государственного контроля. Частичная конвертируемость рубля порождает «долларизацию» экономи­ки в условиях ее неустойчивости, рост вложений средств насе­ления в доллары и т.д. Негативы чрезмерной открытости рос­сийской экономики ярко проявились в финансовом кризисе 1998 г., приведшем к девальвации рубля и снижению жизнен­ного уровня населения.

Становление рыночной инфраструктуры

Одна из важных задач формирования реальных рыночных отношений - образование институтов рыночной инфраструк­туры. Рыночная экономика - сложнейший механизм взаимо­связей десятков миллионов производителей и потребителей. Рыночная инфраструктура - это система экономических и правовых (что очень важно) учреждений (институтов), обслу­живающая этот механизм путем организации движения товар­ных и денежных потоков, их распределения во временном и ре­гиональном аспектах с учетом потребностей бесперебойного функционирования рыночного механизма. В переходной эко­номике в процессе формирования различных рынков (товаров, труда, капитала) постепенно возникают соответствующие ин­ституты: товарные биржи и биржи труда, различного вида бюро по трудоустройству и переподготовке кадров, фондовые и валютные биржи, складывается качественно новая банковская система.

Формирование институтов рыночной инфраструктуры в пе­реходной экономике имеет целый ряд особенностей. Во-первых, многие из них образуются заново, на «пустом месте». Так, в годы плановой экономики не было товарных, фондовых и валютных бирж. Во-вторых, в связи с этим, образование их про­исходит в количествах, не адекватных потребностям рынка. Так, на 1 января 1996 г. в России действовало более 2,6 тыс. коммерческих банков, причем примерно за год к этому сроку их число выросло на четверть, а многие из действовавших ранее разорились. Более половины всех банков - мелкие, не способ­ные конкурировать с западными банками. В-третьих, первона­чально не все институты выполняют свойственные им функции. Это касается, в частности, товарных бирж, которые должны заниматься организацией товарных сделок по массовым сырь­евым и продовольственным товарам. Первые российские бир­жи, возникшие сразу в огромном количестве (только в 1992 г. было зарегистрировано около 400 товарных бирж), занимались торговлей любыми товарами. В-четвертых, образование назван­ных институтов проходит подчас без надлежащей правовой основы, что затрудняет их функционирование и порождает мно­жество злоупотреблений. В-пятых, особо следует сказать о су­щественном распространении в этой сфере мошеннических организаций, финансовых пирамид и т.д.

Принципиальные изменения происходят в банковской сфе­ре. Вместо практически единой государственной банковской си­стемы, свойственной плановой экономике, складывается сис­тема двухуровневая, отвечающая потребностям экономики рыночной. Ее нижний уровень составляет широкая сеть ком­мерческих банков, призванная выполнять (как и большинство других институтов рыночной инфраструктуры) роль посредни­ков между производителями и потребителями. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установ­ления учетной ставки процента и обязательной нормы резер­вов. Подобные преобразования характерны для всех стран, совершающих переход от плановой экономики к рыночной.