logo search

§ 1. Экономическая политика: истоки формирования

Тенденции развития рыночной системы

В развитии рыночной экономики следует вычленить не­сколько важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к по­стоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаи­модействие вступает все большее число экономических аспек­тов, явлений, обстоятельств. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог - рост результатив­ности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от периода зарождения простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных коопераци­онных форм.

Результатом взаимодействия обстоятельств явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уро­вень. Речь идет о таких явлениях, как промышленный перево­рот конца XVIII - начала XIX в. и начало бурной экспансии рынка в этот же период.

Действительно, на данном этапе в истории человечества произошло глубинное изменение характера социально-эконо­мического развития. Основой для резкого взлета рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов мас­сового производства товаров. Это было обусловлено переходом на крупное машинное производство. Увеличение серийности выпуска позволило резко снизить затраты на единицу изде­лия. Удешевление продукции и повышение доходов (вслед­ствие роста численности вовлекаемого в промышленное про­изводство населения) привели к резкому расширению рыночного оборота.

Но технический подъем произошел не случайно. Объяс­нять его лишь процессом накопления знаний у человечества недостаточно. Научно-технические открытия в значительной мере всегда обусловлены быстро меняющейся экономической обстановкой. В период наращивания товарных сделок быстро повышается конкуренция, соперничество между производи­телями. Дополнительным фактором, усложняющим эконо­мический процесс, стал прирост населения на сравнительно ограниченной и плотно заселенной территории Европы в XVIII-XIX вв. Экономическое пространство уплотнилось. Соперничество, стремление к более быстрому достижению лучших экономических результатов, сохранению своей про­изводственной ниши подталкивали многих представителей делового мира к активному поиску новых технических и тех­нологических решений.

Экономические процессы XVIII-XIX вв. создали качествен­но новую основу для другой взаимосвязи социально-экономи­ческих процессов: между рыночным и государственным меха­низмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и коррек­тирующих мер государства. Задача последнего была в том, что­бы помогать рыночному механизму методом обеспечения его инфраструктурной сферой (системой правовых норм, условия­ми внешней и внутренней безопасности, устойчивой националь­ной валютой, системой общественных благ). Такая инфраструк­тура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Эффект от найденных сочетаний социально-экономических процессов (рынок - промышленная революция, рынок - госу­дарство) оказался столь высоким, что в первой половине XX в. динамизм экономики стал чрезмерным. В то же время у хозяй­ственной системы еще не сложился механизм, который в про­цессе экспансии мог бы предупреждать о границах, пределах, необходимых для соблюдения общеэкономического равнове­сия. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. стал поэто­му для всей рыночной системы решающим уроком.

Регулирующая роль государства как закономерное явление

Итогом экономического срыва явился вывод о том, что роль государственного соучастия необходимо поднять на новый ка­чественный уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений. С учетом ди­намики рыночного механизма государственные меры должны были выйти за рамки нейтрального поведения в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комп­лексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика».

В рамках новой стратегии государство резко расширило си­стему мер инфраструктурного характера. Но главное, что по­требовало от него новое качественное состояние рыночного про­изводственного механизма, - это нахождение способов внешней его коррекции, что не в состоянии сделать изнутри сам рыноч­ный механизм.

К системе коррекции относятся меры по поддержанию мак­роэкономического равновесия в условиях дальнейшего роста рыночной экономики. Само понятие равновесия распространи­лось не только на экономические, но и на социальные элементы, что вызвано ростом самосознания граждан в ходе развития эко­номики. Потребовалось создание обширной системы социаль­ного страхования: по случаю безработицы, болезни, старости.

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны еще в конце XIX в. Пример тому - Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По указанию О. Бисмарка было принято социальное законодательство, на основе которого возникла новая (ставшая затем «классиче­ской») сфера - социальное страхование. В 1883 г. в частности, законом было введено страхование по болезни, затем (1884 г.) - по несчастным случаям и, наконец, в 1889 г. - по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию.

Первые ростки экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В ее рамках как относи­тельно самостоятельные направления практиковались: тамо­женная, аграрная, промышленная и социальная формы поли­тики. В начале же XX в. на смену такому дисперсному подходу пришел вариант комплексный. Экономическая политика при­обрела более взаимосвязанный, общеэкономический характер.

Серьезной причиной формирования общеэкономической политики были две мировые войны, с их комплексом политиче­ских, социальных и экономических проблем. Однако наибольшее воздействие оказал мировой экономический кризис 30-х годов, который окончательно рассеял доверие к саморегулирующим силам рыночной экономики. Вмешательство государства стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а не­сколько позже - межстрановый, международный характер.

Экономическая политика как научное понятие

В экономической литературе существуют различные под­ходы к характеристике понятия «экономическая политика». Приведем вариант определения (достаточно распространенный в мировой экономической литературе), данный известным уче­ным ФРГ X. Гиршем. Согласно ему, экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направлен­ных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. Говоря о содержании экономической полити­ки, надо учитывать несколько принципиальных положений.

  1. Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации, с одной сто­роны, и перемены экономического мышления, с другой. Оба мо­мента взаимосвязаны, но в то же время они обладают относи­тельной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку дру­гими становятся представления о ценностях. В связи с этим, даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

  2. Сложившаяся практика показывает: эффект экономичес­кой политики выше в том случае, когда решения принимают­ся правительством с ориентацией на имеющиеся в данной стра­не реалий - политический расклад сил и уровень развития страны (производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общего­сударственного и местного управления).

  3. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

Структурные аспекты государственных мер

В системе государственных мер регулирования можно обо­значить различные стороны, например практическую и науч­ную. Практический аспект представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирова­ния. В рамках же экономической теории постепенно сложился самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его взаимодействию с другими субъектами экономики.

Задача научного подхода - систематическое и объективное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на форми­рование наиболее эффективного развития национальной эко­номики. Научный подход включает, например, разработку мо­делей и прогнозов. Важным научным аспектом экономической политики является также формирование экономического мыш­ления в стране, в частности понимания того, что задача госу­дарства - лишь создание «рамочных условий», в пределах которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения.

В экономической политике можно выделить также общеэко­номическую и прикладную формы данных мер. Общеэкономи­ческий подход к регулированию (поддержание макроэкономи­ческого равновесия) закладывает исходные основы для прикладных направлений. К последним относится, например, регулирование конкретных вопросов по оплате труда государ­ственных служащих, строительству школ, вузов и т.д.

При использовании институционального и отраслевого кри­териев классификации принято выделять такие направления, как аграрное, промышленное, внешнеэкономическое, транс­портное и социальное. Опираясь на функционально ориенти­рованный подход, можно обозначить конъюнктурное, струк­турное, ценовое, валютное, кредитов и финансовое направления экономической политики.