logo search

§ 7. Маржинализм: что нового?

  1. Маржинализм определяет стоимость (ценность) на основе субъективных оценок полезности благ для индивидуальных по­требителей, причем с учетом приращения конкретной полезно­сти при добавлении дополнительной единицы блага. Согласно классической политэкономии, в основе определения стоимости лежат затраты труда (или издержки производства). Для маржинализма характерен субъективный подход в определении сто­имости. Товар получает стоимость благодаря его индивидуаль­ной оценке конкретным потребителем.

  2. Маржинализм базируется на новых методах экономиче­ского анализа, использующих предельные величины для харак­теристики сущности и форм экономических явлений и процес­сов. Классическая политэкономия рассматривала лишь содер­жание экономического явления и оценивала его либо суммарной, либо средней величиной.

  3. Теория предельной полезности построена не на родовой полезности какого-нибудь блага, например полезности воды, железа, в связи с потребностями человеческого рода, а на полезности конкретной единицы блага, составляющей предмет интереса продавца, производителя, потребителя.

  1. Ценность блага увязывается с его ограниченностью. Обо­снование строится на связи полезности каждой единицы блага и интенсивности непосредственной потребности данного момен­та, которую оно должно удовлетворять, а также от уже находя­щегося в распоряжении индивида количества блага.

  2. Классическая политэкономия не изучала проблему лич­ного потребления, не включала ее в предмет экономической теории. Благодаря К. Менгеру, утверждающему, что человек со своими потребностями и своей властью над средствами их удовлетворения - исходный пункт всякого человеческого хо­зяйства, экономическая теория изучает личные интересы и мотивы действия потребителей. Была создана теория потре­бительского поведения.

  3. Классическая политэкономия считала сферу производ­ства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость -категорией, формируемой в сфере производства. На первом эта­пе своего развития маржинализм в качестве первичной сферы выдвинул сферу потребления. На втором этапе развития мар­жинализм не противопоставлял и даже взаимно увязал сферы производства и потребления конкретных благ. Благодаря А. Маршаллу было показано, что через единый механизм вза­имодействия спроса и предложения формируется равновесная рыночная цена.

  4. Маржинальная теория широко применяет математиче­ские методы экономического анализа. Была определена функ­ция полезности благ. (Функция полезности определяет вели­чину полезности, которую данный индивид мог бы извлечь из какого-то данного количества товаров на рынке.) В эконо­мическом анализе использовалась также шкала предпочтения, «кривые безразличия», коэффициенты эластичности эконо­мических явлений и др. Математика была необходима маржинализму не только для анализа предельных величин, но и для обоснования оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможных экономических процессов.

  5. Теория предельных величин нашла свое применение не только в сфере обмена и потребления, но и в сфере производ­ства. Новая оценка производственной деятельности стала использовать предельные величины в решении проблем максимизации-минимизации, сопоставлении затрат и резуль­татов.

9. Была создана теория рыночного равновесия. Маржиналисты используют как теорию частичного равновесия А. Мар­шалла, так и теорию общего равновесия Л. Вальраса. Пробле­ма экономического равновесия рассматривается через призму взаимодействия интересов и мотивов поведения экономических субъектов.

Маржинализм как экономическая теория включил в пред­мет своего изучения экономические интересы и мотивы дея­тельности хозяйствующих субъектов, он повернулся лицом к человеку - потребителю и производителю материальных благ, соединил человека и хозяйство в единое целое. Новые методы экономического анализа позволили моделировать экономиче­ские процессы, находить оптимальные варианты распределе­ния и использования ограниченных ресурсов.