logo search
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

6.2. Классификации фирм

 

Существуют различные критерии классификации предприятий. Так, в зависимости от поставленной цели функционирования можно выделить коммерческие и некоммерческие фирмы. Коммерческие фирмы стремятся максимизировать прибыль или, если это невозможно из-за сложившейся рыночной ситуации, минимизировать убыток.

Некоммерческие (или бесприбыльные) фирмы создаются с целью повышения уровня занятости, оказания различного рода социальных услуг (учреждения здравоохранения, образования, музеи, научно-исследовательские центры фундаментального профиля и т.д.).

С учётом форм собственности фирмы бывают государственными, частными и смешанными. Смешанные предприятия одновременно являются собственностью государства, с одной стороны, и физических и юридических лиц, с другой.

По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные предприятия. Капитал национальных фирм принадлежит предпринимателям данной страны. Иностранные предприятия считаются собственностью предпринимателей других стран. Совместные предприятия являются одновременно собственностью национальных и иностранных предпринимателей.

В зависимости от размеров фирмы бывают крупные, средние и мелкие. Крупные фирмы, благодаря своим размерам и монопольному положению на рынке, производят более дешёвую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого круга потребителей.

Средние фирмы занимают промежуточное положение между крупными и мелкими предприятиями и по сравнению с первыми обладают меньшей стабильностью. В результате конкуренции средний бизнес либо перерастает в крупный, либо прекращает своё существование вообще.

Малые фирмы отличаются динамичностью и гибкостью, хорошо реагируют на дифференцированный спрос потребителей, обеспечивают значительную часть доходов государственного бюджета. Вместе с тем, особенностью малого бизнеса является его нестабильность, так как ежегодно сотни малых фирм разоряются и прекращают своё существование.