logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

12.4. Понятие государственного бюджета

 

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет —  ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства. Его социально-экономическая сущность связана с денежными отношениями, возникающими между государством,  физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода. Это основной финансовый план государства,  выступающий инструментом мобилизации и расходования  денежных ресурсов для удовлетворения финансовых потребностей правительства.

Родоначальником бюджета и процесса его утверждения явилась Великобритания. В конце 17 в. все расходы этой страны делились на  гражданские (цивильные) и военные. Ежегодно утверждались только военные расходы, а цивильные — только в случае внесения изменений со стороны короля. Бюджет России, в которую входила Беларусь,  начал составляться с 1811г., но только с 1894г. структура его доходов и расходов перестала быть тайной и обрела гласность.

Как правило, государственный бюджет составляется на один год, однако на практике встречаются квартальные, полугодовые, двух и трехлетние бюджеты. Разработка государственного  бюджета начинается за год-полтора до наступления очередного финансового года. Финансовый (бюджетный) год — это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В большинстве стран, в том числе и в Беларуси он совпадает с календарным годом, в Японии и Великобритании начинается с 1 апреля, в США — с 1 сентября и равняется 12 месяцам. Проект государственного бюджета обсуждается и принимается  представительным органом власти страны, утверждается главой государства и публикуется в виде бюджетного закона.  На стадии утверждения государственный бюджет можно рассматривать как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов. В Республике  Беларусь проект бюджета сначала поступает в Палату Представителей, затем в Совет Республики, а после утверждения — на подпись Президенту.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности,  зависящие  от уровня социально-экономического развития государства и его административно-территориального устройства, структурного построения экономики и других факторов. Так, в Великобритании государственный бюджет состоит из обычного бюджета и национальных фондов займов, которые  не рассматриваются парламентом. Это расходы по выплатам государственному долгу, взносы в бюджет ЕС. В Японии наряду с центральным бюджетом имеются инвестиционный счет и более 50 специальных счетов. В США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет и доверительные фонды.

Деятельность местных органов власти на уровне штатов, земель, областей финансируется за счет местных бюджетов,  доля которых в финансовых системах современных государств колеблется в пределах 30-60%. В современных условиях  наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами правительств. Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения, финансы муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет ту же структуру, что и государственный, однако он принимается и действует только на территории данной административной единицы. Как правило, доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти, в связи с чем  правительства выделяют им субсидии и субвенции, доля которых достигает  30%.