logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

4.3. Неценовые факторы спроса

 

Когда при изменении цены товара изменяется величина (объем) покупок на рынке, говорят об изменении величины спроса. На графике это отражается движением по кривой спроса (из точки 1 в точку 2, затем в точку 3, и наоборот). Если цена остается неизменной, а на спрос влияют неценовые факторы, то говорят об изменении спроса. При этом смещается сама кривая спроса (рис. 4.2).

 

 

 

Рис. 4.2. Изменение спроса.

 

Когда спрос снижается, на графике кривая спроса смещается влево–вниз (из положения D1 в положение D2), причем не обязательно параллельно первоначальному положению. Снижение спроса означает, что за ту же цену (например, Р3) потребитель покупает меньшее количество товара  – не Q2, а Q1 (сдвиг кривой влево), или за то же количество товара (например, Q2) он готов заплатить меньшую цену – не Р3, а Р1 (сдвиг кривой вниз).  Когда спрос возрастает, графически это иллюстрируется смещением кривой вправо–вверх (из положения D1 в положение D3). Увеличение спроса означает готовность потребителя платить бoльшую цену (например, Р4, а не Р2) за прежнее количество товара Q3 (сдвиг кривой вверх), или желание и способность купить большее количество товара (Q4, а не Q3) за ту же цену Р2 (сдвиг кривой вправо).

Неценовыми факторами, влияющими на спрос, являются прежде всего, цены на другие блага – блага-субституты и комплементарные блага. Как известно, блага-субституты – это различные блага, которые потребитель может использовать для удовлетворения одной и той же потребности (например, ржаной и пшеничный хлеб). Конечно, абсолютные заменители найти трудно, но в той или иной степени товары могут заменять друг друга.

Комплементарные блага – это блага, которые потребляются вместе, дополняют друг друга (чай и сахар, автомобиль и горючее).

Изменение ситуации на рынках товаров-субститутов и комплементарных благ может  существенно изменить спрос на рассматриваемое благо. Например, если в год неурожая ржи вырастет цена на ржаной хлеб, то можно ожидать, что потребители станут покупать его меньше, зато возникнет дополнительный спрос на пшеничный хлеб. Другой пример: если вырастет цена на горючее, то желание и возможность потребителя пользоваться автомобилями снизятся, и спрос на автомобили упадет.

Итак,  спрос на товар А изменяется прямо пропорционально изменению цены на товар В, если А и В – товары-субституты, и обратно пропорционально изменению цены на товар С, если А и С –  на товары-комплементы.

Другим неценовым фактором изменения спроса являются вкусы потребителей. Размер спроса потребителей зависит от веяний моды, сезона, рекламы и т.д. Например, увлечение здоровым образом жизни снижает спрос на продукты с высоким содержанием холестерина.

Неценовым фактором, влияющим на спрос, является также доход потребителей. Человек с высоким доходом в состоянии покупать больше разных товаров, но если доход снизится, то и его покупательные возможности станут скромнее. Обычно, когда речь идёт о так называемых «нормальных товарах», спрос на них изменяется в том же направлении, что и доход потребителя. Но существуют товары, спрос на которые увеличивается со снижением дохода и уменьшается с его ростом, так называемые «товары низшей категории». Например, человек, материальное положение которого значительно улучшилось, может отказаться от потребления дешевых продовольственных товаров и питаться более качественными и дорогими.

К неценовым фактором также относят потребительские ожидания относительно возможного изменения цен или доходов в будущем.

Всю совокупность факторов, влияющих на спрос со стороны отдельного потребителя на данный товар, можно представить в виде формулы:

                                                       Qd = f (P1, P2, … Pn, I, Z, W, А),                                  (4.1)

 

       где Qd – величина спроса; Р1, Р2, … Рn – цены всех товаров в экономике; I – доход потребителя; Z – вкусы потребителя; W – ожидания потребителя; А – другие факторы.