logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

3.17. Типы экономических систем

 

Для осуществления типологии экономических  систем необходимо определить критерии, в соответствии с которыми ее можно произвести.

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила типология экономических систем по двум таким признакам, как форма собственности на средства производства и способ, посредством которого координируется и управляется  экономическая деятельность.

На основе этих позиций можно выделить следующие типы экономических систем:

традиционная экономика;

классический (чистый) капитализм;

административно-командная экономика;

смешанная экономика.

Традиционная экономика  характерна для слаборазвитых стран,  в ней доминируют освященные временем традиции и обычаи, в соответствии с которыми и осуществляется координация экономических взаимодействий. Средства производства могут находиться в общинной или частной собственности «хозяина страны» (диктатор, король и т.п.), дополняющейся различными формами владения правящего клана или национальной администрации.

Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются:

1)

ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций, так как они часто вступают в противоречия с обычаями, традициями и наследственными привычками;

2)

религиозные и культурные ценности, являющиеся первичными по отношению к экономической деятельности;

3)

кастовость и наследственность, определяющие экономическую роль индивида;

4)

распространённость коррупции и взяточничества, произвольно формируемая налоговая система, становящаяся льготной для богатых и разорительной для бедных;

5)

значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда;

6)

гигантская внешняя финансовая задолженность, которую страны не могут ликвидировать традиционными для цивилизованного мира способами.

Эти черты многими десятилетиями и столетиями, довлея над странами  с традиционной экономикой, не позволяют  им осуществить социально-экономические преобразования, дающие возможность войти в русло мирового цивилизационного развития.

Классический капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется координацией взаимодействия субъектов экономики на основе стихийного действия рыночных законов, спонтанных решений хозяйствующих субъектов и потребителей. Средства производства находятся в частной собственности, а доминирующим хозяйствующим субъектом является частный предприниматель.

Наиболее существенными чертами классического капитализма являются:

1)

экономическая  власть отдельных производителей и потребителей столь рассеяна, что каждый из них в отдельности не имеет реальной возможности изменять ситуацию на рынке;

2)

руководствуясь своими  личными, эгоистическими  интересами, участники рынка, направляемые его «невидимой рукой» (т.е.конкуренцией), вынуждены реализовывать интересы других людей и общества в целом;

3)

соблюдение принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора позволяет предпринимателям вкладывать капитал по своему усмотрению, а потребителям приобретать необходимые им блага;

4)

использование цен в качестве источника информации о конъюнктуре рынка;

5)

хозяйствующие субъекты стремятся к получению максимальной прибыли, действуя на свой страх и риск;

6)

государственное  вмешательство в экономику минимально и ограничивается защитой частной собственности,  регулированием рыночных отношений путем установления и контроля правовых условий и общих правил «рыночной игры».

Такие экономические системы сформировались еще в Средние века в Западной Европе, и органичной для них была свободная (совершенная) конкуренция. Однако присущие им анархичность и стихийность, оборачивающиеся перепадами в производстве и экономическими  кризисами, неустойчивость цен, ведущая при их росте к снижению жизненного уровня трудящихся, безработица, вызывающая большие потери труда, а также значительная имущественная дифференциация поставили на повестку дня вопрос о поиске новой экономической системы, или по крайней мере совершенствовании старой.

Такой поиск привел к образованию полностью противоположной чистому капитализму административно-командной экономики. Свое название она получила из-за способа управления и координации, которая осуществляется на основе строгой иерархической подчиненности некоему центру в лице государства. Оно принимает все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг в обществе. В этой системе господствует общественная (государственная) форма собственности на средства производства, позволяющая обеспечивать государственную монополию, охватывающую весь процесс общественного воспроизводства и осуществлять жесткое централизованное регулирование экономики.

К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести:

1) централизованное планирование экономической деятельности, в рамках которого информацию несет не цена, а норматив или приказ;

2) централизованное установление пропорций между производством средств производства и предметов потребления, а также централизованное снабжение предприятий ресурсами и распределение предметов потребления, неизбежно приводящее к образованию дефицита и уравнительному распределению  потребительских благ;

3) отсутствие конкуренции, ведущее к монополизму производителей, в результате у потребителей есть минимальный выбор и практически покупается то, что производится;

4) централизованное, основанное на затратном механизме ценообразование, не стимулирующее снижение издержек производства и приводящее к отрыву национальных цен от мировых;

5) нарушение принципа оплаты по количеству и качеству труда, относительно низкий уровень  заработной платы, вызывающее падение престижа высококвалифицированного труда, снижение заинтересованности полноценно трудиться;

6) тотальное государственное вмешательство во все сферы экономической жизни.

Несмотря на то, что данная экономическая система была в состоянии обеспечить полную занятость трудоспособного населения, гарантировать достаточно устойчивые поставки сырья, материалов и оборудования предприятиям, довольно стабильные, централизованно устанавливаемые цены и обеспеченные на минимальном уровне социальные гарантии в области образования, медицинского обслуживания и физической культуры,  она не могла не придти в экономический и социальный тупик по причине экономической и социальной неэффективности. На практике эта система была реализована в СССР, и его развал явился логическим проявлением нежизнеспособности административно-командной системы.

В современном мире  экономические системы в подавляющем  большинстве расположены между классическим капитализмом и административно-командной экономикой и являются смешанными экономиками. Координация и управление в них осуществляются на основе совмещения элементов спонтанного порядка и иерархии. Осуществляемое в них государственное регулирование в таких, например, формах, как контроль над ценами, индикативное планирование, ограничение монополий совмещается с рыночным саморегулированием на основе самостоятельных решений хозяйствующих субъектов по поводу того, что, как и для кого производить, их конкурентного взаимодействия. Наряду с частной собственностью существует государственная собственность на  средства производства, наличие которой предопределяет наличие государственных предприятий и соответствующего сектора в экономике.

Характерными  чертами смешанной экономики являются:

1)

экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом;

2)

органически соединяется устойчивость государственного управления, необходимая в первую очередь для удовлетворения общественных потребностей, и гибкость рыночного саморегулирования, которая особенно значима при удовлетворении многообразных и быстро меняющихся личных запросов людей;

3)

рынок сохраняет свою регулирующую функцию через систему цен  и прибыльность производства, а цена остается важнейшим носителем информации;

4)

государство выполняет ряд важных регулирующих функций по разработке и контролю правил экономического поведения для всех экономических субъектов, по стабилизации экономического развития путем сдерживания инфляции, безработицы и поддержания экономического роста, а также по развитию социальных отношений, направленных на реализацию  принципов социального партнерства, снижение имущественной дифференциации, разработку и проведение в жизнь программ экономической безопасности населения и охраны окружающей среды, осуществление мер по развитию системы образования, здравоохранения и других сфер, непосредственно связанных с человеческим развитием.