logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

3.34. Белорусская экономическая модель

 

Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации.

Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики по своему содержанию не должен трактоваться как возврат к командно-административной экономике. Он предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи. Экономическая политика в социальном рыночном хозяйстве — это политика укрепления конкурентных рыночных механизмов и регулирования фиаско рынка.

Рассмотрим основные особенности белорусской модели.

Процессы разгосударствления и приватизации, формирования рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер.

Так, на конец 2008 г. более 70% продукции в стране производилось негосударственными и иностранными предприятиями. В то же время большинство предприятий негосударственной формы собственности представляют собой акционерные общества, в капитале которых определенная доля принадлежит государству, а зачастую государство владеет контрольными пакетами акций. Кроме того, даже в отношении по преимуществу частных предприятий государство проводит сильную регулирующую политику (например, пользуясь до недавнего времени институтом «золотой акции»). Таким образом, крупные акционерные общества, образованные на базе существовавших в советское время предприятий, находятся под государственным контролем. Частные предприятия в большинстве своем — это малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д.

Система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.

Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физи­ческих и юридических лиц. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства в Беларуси ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое — важные направления государственных расходов.

В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила бoльшую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью — это высокие темпы экономического роста. Определённая степень социальной дифференциации необходима для создания стимулов к эффективной деятельности субъектов. Чем выше уровень деловой активности, предпринимательской инициативы, тем быстрее развивается экономика страны. При этом важно помнить о группах населения, экономическая активность которых невелика (пенсионеры, инвалиды и др.), для них должны разрабатываться программы социальной защиты.