logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

1.8. Краткий обзор основных научных школ в экономической теории. Экономические взгляды в Древней Греции и Средневековье

 

Закономерности, присущие экономической жизни общества, с давних пор привлекали к себе внимание людей. Ведь многие экономические явления, которые затем стали объектом исследования экономической теории, были известны уже древним египтянам, грекам или римлянам: обмен, торговля, цена, деньги, капитал, ссудный процент, прибыль и т.д. Однако долгое время они не являлись предметом специального изучения. Отдельные утверждения, которые по своему содержанию сегодня можно было бы отнести к экономической науке, в древнем мире и в средние века занимали подчиненное место в рамках формировавшихся в те периоды отраслей знания (политической мысли, теологии, этики, юриспруденции и т.д.). Так, в трудах Ксенофонта (430-355 гг. до н.э.), Платона (428-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества.

«Экономия» (ойкономиа, от слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон) - такое название дал своему сочинению Ксенофонт, где в форме диалога рассматриваются разумные правила управления рабовладельческим поместьем. Среди них - рекомендации сочетать требовательность и милосердие в отношении рабов, поощрять конкуренцию между ними.

Ксенофонт выделял два свойства товара. С одной стороны, каждый товар характеризуется какими-либо полезными свойствами, которыми может воспользоваться его обладатель (в дальнейшем это назовут полезностью). С другой стороны, каждый товар способен к обмену. В этой связи Ксенофонт анализирует роль денег - они, согласно его воззрениям, играют важную роль в хозяйстве, поскольку облегчают обмен. Для Ксенофонта, как и для большинства древнегреческих мыслителей, характерно отрицательное отношение к ростовщичеству. Этот вид деятельности, по его мнению, выходит за рамки того, что разрешает этика; самым почетным и этически добродетельным занятием является земледелие.

В наибольшей степени из древнегреческих мыслителей проблематикой экономической теории занимался Аристотель. Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию - хозяйство ради самообеспечения и хрематистику - хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве и включающую земледелие, ремесло и мелкую торговлю, поскольку именно она составляла основу античного общества. Хрематистика, включающая крупную торговлю и ростовщичество, связана с наживой в денежной форме и поэтому является плохой. В работах Аристотеля имеются зачатки учения о справедливой цене товара. По его мнению, справедливая, т.е. соответствующая требованиям этики, цена товара должна отражать затраты труда на его производство.

Экономические проблемы в произведениях средневековых ученых-схоластов трактовались с позиций Священного писания. Наиболее известным произведением схоластов, в котором затрагивается экономическая проблематика, является «Сумма богословия» Фомы Аквинского (1226-1274).

В условиях средневековья оценка экономических действий с точки зрения христианских норм морали и справедливости фактически стала ключевым фактором формирования экономических воззрений. Идея о том, что богатство есть ограбление бедных, по мере становления и развития рыночного хозяйства трансформировалась в поиск «справедливого обмена», «справедливой цены».