logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

5.6. Аксиомы (предположения) ординалистского подхода

 

В ХХ веке получил развитие подход, согласно которому полезность количественно неизмерима, но потребитель способен сравнить полезности любых двух наборов благ и высказаться о предпочтительности одного из них. Потребителю достаточно определить: дает ли данное сочетание товаров бoльшую, меньшую или такую же полезность по сравнению с каким-то другим потребительским набором. При этом не требуется уточнение, на сколько большее или меньшее удовлетворение получит потребитель.  Данный подход, как отмечалось выше,  называется ординалистским (порядковым).

Анализ поведения потребителя в ординалистской концепции основывается на ряде предположений (аксиом). Назовем основные из них.

Аксиома о полной упорядоченности означает, что потребитель способен сравнивать и ранжировать (упорядочивать) наборы благ. Результатом сравнения может быть предпочтение одного набора благ другому или признание их равноценными.

Согласно аксиоме о транзитивности выбора, если набор С предпочтительнее набора В, а набор В предпочтительнее набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А.  Это предположение позволяет однозначно ранжировать различные наборы благ независимо от очередности их попарного сравнения.

Аксиома о ненасыщаемости означает, что при прочих равных условиях потребитель всегда предпочтет бoльшее количество блага меньшему.