logo
EKONOMIChYeSKAYa_TYeORIYa_konspekt

Краткие выводы

 

1. Финансы рассматриваются, с одной стороны,  как процесс образования денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций, с другой  — как совокупность экономических отношений, возникающих по этому поводу. Финансовые отношения — часть денежных отношений, связанных с движением фондов денежных средств. Совокупность звеньев финансовых отношений образуют финансовую систему, основными принципами построения которой  являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Современные финансовые системы унитарных государств имеют три уровня:  финансы государства,  финансы фирм и предприятий различных форм собственности и финансы домашних хозяйств.

2. Бюджетная система —  совокупность общегосударственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц. В Беларуси бюджетная система  имеет двухуровневое строение — общегосударственный бюджет  и бюджеты административно-хозяйственных единиц. Государственный бюджет —  ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства. Это основной финансовый план государства,  выступающий инструментом мобилизации и расходования  денежных ресурсов для удовлетворения финансовых потребностей правительства. Государственный бюджет составляется на один год, его  разработка начинается за год-полтора до наступления очередного финансового года. Основные принципы его составления — это полнота, единство, реальность и гласность.

3. Денежные средства, которые поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления на безвозмездной и безвозвратной основе составляют доходы государственного бюджета. Они складываются из   налоговых и неналоговых поступлений. Основная  доля бюджетных доходов — это налоги, к неналоговым поступлениям относятся доходы от продажи государственной и муниципальной собственности, от внешнеэкономической деятельности, безвозмездные поступления (штрафы, различные пожертвования).

Расходы государственного  бюджета — это денежные затраты, связанные с осуществлением государством своих функций. Они, за исключением бюджетных ссуд, носят безвозвратный характер. Крупнейшими компонентами расходов государственного бюджета  являются: расходы на оборону; финансирование государственного аппарата и народного хозяйства; кредитование на внешнем рынке, а также расходы на социально-культурные мероприятия.

4.  Обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства, называются налогами. Они  собираются на безвозмездной основе в принудительном порядке и используются для осуществления государством своих функций. Законодательно закрепленная совокупность налогов, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. Она должна быть обязательной и всеобщей, предельно простой, нейтральной,  обеспечивающей  равные налоговые стандарты для налогоплательщиков, эффективной, стабильной и гибкой. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой — не лишать при этом налогоплательщиков  заинтересованности в увеличении своих доходов. К основным функциям налогов относят фискальную, контрольную, регулирующую, стимулирующую и распределительную.

Основные элементы налогообложения — субъект и объект налогообложения, носитель налога, ставка налога. Налоги могут классифицироваться по принципу построения  как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные; по объектам налогообложения — как прямые и косвенные; по сфере распространения — как общегосударственные и местные; по источникам средств для выплаты — как платежи из прибыли, платежи, включаемые в издержки  и как  платежи, входящие в цену товара сверх издержек и прибыли. Налоговое бремя — это доля налоговых отчислений в валовом внутреннем продукте.

А. Лаффером исследовалась связь между объемом поступающих в бюджет налоговых средств и ставками налогов, графическое отображение которой получило название «кривая Лаффера». Хозяйственная практика свидетельствует о том, что она имеет в большей степени теоретическое значение, т.к. надежные методы ее построения применительно к конкретным  налоговым системам на сегодняшний день отсутствуют.

5. Фискальная политика — совокупность финансовых мероприятий, проводимых правительством в области государственных расходов и налогообложения. Согласно кейнсианской теории, она —  основной инструмент макроэкономического регулирования, ее основной целью является сглаживание циклических колебаний и обеспечение устойчивого экономического роста,  достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции, стимулирование экспортного потенциала. Основными инструментами реализации фискальной политики являются государственные расходы и налоги. Так, при росте государственных закупок объем национального производства увеличивается, при этом данная компонента государственных расходов обладает мультипликативным эффектом. Трансферты оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом его перераспределения, поэтому их влияние на совокупный спрос и на объем национального производства слабее, чем воздействие государственных закупок.   Изменения в налогообложении также оказывают  мультипликативное воздействие на объемы национального выпуска. Однако их действие на национальный выпуск обратное — рост налогообложения снижает равновесный уровень дохода, а уменьшение налогов его увеличивает.

6. Фискальная политика может выступать как дискреционная и недискриционная (автоматическая). Дискреционная фискальная политика — это сознательные целенаправленные изменения в области государственных расходов и налогов. Стимулирующая (экспансионистская) дискреционная политика предполагает увеличение государственных расходов и снижение налогов, сдерживающая (рестриктивная) —  снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов (подоходный налог, косвенные налоги, трансферты), автоматически приводящих к изменению налоговых поступлений и государственных расходов.  Их действие  уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса.

7. Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превосходят его доходы. Согласно международным стандартам, он не должен превышать 2-3 % от ВВП. В случае, когда правительство  сознательно  закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами,  образуется  структурный бюджетный дефицит.  Во время экономического спада  возникает циклический дефицит государственного бюджета. Дефицит бюджета  может появиться вследствие низкой эффективности производства, нерациональности структуры бюджетных расходов, больших масштабов теневого сектора, наличии форсмажорных обстоятельств.

8. Бюджетный дефицит является основной причиной образования государственного долга, который рассчитывается  как сумма прошлых бюджетных дефицитов за минусом прошлых бюджетных излишков. Внутренний долг — это долг государства населению и предприятиям своей страны. Умеренная его величина  не имеет для экономики тяжелых последствий. Вместе с тем необходимость погашения внутреннего государственного долга может привести к повышению налогового пресса и замедлению роста производства,  а процентные платежи по нему — бремя, накладываемое на будущие поколения. Кроме того, наличие займов повышает процентную ставку, уменьшает инвестиции и ведет к сокращению основного капитала.

Внешний долг — сумма заемных средств, полученных от иностранных государств, частных лиц, а также международных организаций. Наличие значительного внешнего долга является опасной  проблемой для экономики страны. Для его погашения нация должна предоставить часть своего национального дохода  или расплатиться недвижимостью.  Рост внешнего государственного долга при неблагоприятном стечении обстоятельств может привести к утрате экономической, а затем и политической независимости государства.

9. Основные способы покрытия бюджетного дефицита и государственного долга — это увеличение налогов, выпуск государственных займов и размещение их в частном секторе, а также внешнее долговое финансирование — кредиты международных финансовых организаций. Правительство для покрытия бюджетного дефицита может занять деньги у Центробанка и в этом случае речь идет о монетизации бюджетного дефицита и государственного долга.

10. Выделяют три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:

а) концепция ежегодного балансирования бюджета, которая  господствовала до Великой депрессии и в современных условиях не применяется;

б) концепция балансирования в ходе экономического цикла, которая  предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет;

в)  концепция функциональных финансов, согласно которой основная цель финансового регулирования состоит в  сбалансированности экономики и макроэкономической стабилизации. Задача уменьшения дефицита бюджета решается в результате реализации главной задачи — меры, направленные на  развитие производства и полной занятости, обеспечат экономический  рост и  увеличение  налоговых поступлений в бюджет.